Директор Государственного заповедника «Ягорлык» Татьяна Шарапановская говорит: «Сон-трава – это прострел крупноцветковый. У нас его много и разных видов – украинский и грандис большой. За прострелом пойдут астрагалы – это тоже ценные лекарственные растения. У нас сейчас работают ботаники над монографией по лекарственным травам. В заповеднике их более 500 видов».
Весна в этом году затяжная и холодная. Поэтому змеи пока ещё спят. Многие люди боятся змей. Но нужно знать, что у нас из ядовитых всего одна – гадюка, и укус её опасен только для аллергиков. Жучки, паучки пока только начинают просыпаться. Их видовое количество заметно сократилось из-за локальных неблагоприятных дождей. Они прошли несколько лет назад над нашей территорией. От них сильно пострадали и пчелиные. Практически исчезли осы. Сократилось количество пчёл, потому что из-за неблагоприятных дождей погибли медоносные растения.
В животном мире сейчас в разгаре брачный сезон. Зайцы, суслики, барсуки, выдры, куницы, горностаи, лесные коты, лисы, волки, дикие кабаны – все готовятся к появлению потомства. У рыб преднерестовый период. Сотрудники заповедника готовят для рыб нерестовые гнёзда. Татьяна Шарапановская рассказывает: «Когда-то здесь устанавливалось много гнёзд – до 10 тыс. Здесь и на реке. У нас было много рыбы, но мы всё равно ей помогали. Разные виды рыб нерестятся в разных местах: одни откладывают икру на растительности у берега, другие на камнях, третьи в песке. Украинская Новоднестровская ГЭС непредсказуема, не всегда оттуда предупреждают о начале сброса воды. Икра не успевает проинкубироваться и гибнет прямо на нерестилищах. Ситуация с рыбой сейчас плачевная: рыбных ресурсов всё меньше, желающих ловить рыбу всё больше. И мы должны хоть как-то восстанавливать рыбные ресурсы. В прошлом году выставили 300 гнёзд – все были покрыты икрой, т.е. это 6,5 млн. личинок; в этом году выставим ещё больше – 400. Гнёзда экологичные. Некоторые используют для их изготовления еловые или сосновые лапы – такие гнёзда приносят вред реке. Другие делают гнёзда из полипропилена – это пластик, который быстро разлагается, распадается на мелкие частицы. Рыба их заглатывает, думая, что это корм, желудок забивается, рыба болеет и погибает. Мы выбрали для изготовления нерестовых гнёзд мелкую дель – она напоминает растительность. Это дорогой вариант, но он себя оправдывает: такие гнёзда служат 10 лет и больше». Нерестовые гнёзда – это ручная работа, стоимость одного – 700 руб. Немало, на первый взгляд, но оно помогает появиться на свет 20 тысячам рыб. В последние три года деньги на изготовление нерестовых гнезд не выделяются. Если ситуация не изменится, ситуация с рыбными ресурсами станет ещё хуже.
Наносят урон «Ягорлыку» браконьеры и пожары. Ловля рыбы в заповеднике запрещена. Браконьеры мало того что нарушают запрет, так ещё используют запрещённые методы ловли, часто травмируют рыбу, вылавливают крупных особей-производителей. Чтобы ближе подобраться к рыбным местам, поджигают тростник. Только за последние дни в Ягорлыке произошло 5 пожаров. Работники заповедника Андрей Ребдев, Дмитрий Апостол, Виталий Новак, Владимир Дворников вместе с пожарными СВПЧ-7 тушили пожар в пойме реки Ягорлык вручную, т.к. пожарная машина не смогла проехать по бездорожью. Выгорело 30 га. Часто причиной лесного пожара являются непотушенные костры на месте отдыха и брошенные окурки. Сейчас сухая ветреная погода, повсюду много прошлогодней травы – она воспламеняется мгновенно. Огонь распространяется с большой скоростью, уничтожая на пути всё живое. Поэтому, каким будет наш заповедник «Ягорлык» и будет ли он вообще, зависит от каждого.