Рэй Брэдбери
Ежегодно 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги. Его празднование установлено в 1967 году по инициативе и решению Международного совета по детской книге. Среди целей Дня – привлечь внимание к литературе, книжному искусству и книжной культуре для детей, к проблемам доступности детской книги и распространению детского чтения. О нечитающем поколении и о том, как и зачем бороться с этим веяньем времени, и поговорим в нашей статье.
Многие современные родители жалуются на то, что их дети абсолютно не читают. Откровенно говоря, и сами родители теперь читают мало: некогда. Бешеный ритм жизни, усталость, перенасыщенность информацией. Сегодня для того, чтобы узнать о нашумевшем литературном произведении, достаточно посмотреть его экранизацию. Зачем напрягать мозги и тратить время, если тебе в готовом варианте режиссёры и актёры дают свою интерпретацию романа.
Дети не читают…
Почему не читают современные дети? Ответ на поверхности: мир становится другим, заставляя подрастающее поколение прогибаться под его постулаты. И один из них – клиповое мышление. Этот вид мышления основан на фрагментарном восприятии информации: человек усваивает её короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Развитие этого типа мышления появилось благодаря активному внедрению в нашу жизнь гаджетов и «быстрых» соцсетей, где можно бесконечно листать ленту и кликать по ссылкам. И, к большому сожалению, этот тип мышления вытесняет системный (который помогает глубоко погружаться и систематизировать информацию, выполняя все операции последовательно) особенно активно у наших детей. Ведь именно они только учатся жить, мыслить и анализировать. Не приучая их к альтернативным источникам информации, отличным от гаджетов, мы тем самым способствуем их умственной деградации. Для этого нужно просто бездействовать – всё остальное за нас сделают продукты научно-технического прогресса!
Можно возразить, мол, а как же фильмы: они-то систематичны и дают человеку представление о многих шедеврах литературы. Сегодня большинство произведений мировой классики экранизировано и доступно для просмотра. Чем не поле для размышлений? Однако фильмы – своего рода суррогат литературного произведения, здесь уже всё сделали за зрителя: для восприятия готового видеоряда не нужно погружаться в сложный литературно-художественный мир, участвовать в сотворчестве, создавать в воображении фантастические миры на основе созданных писателем образов. Казалось бы, это прекрасно, не нужно напрягаться лишний раз. Неужели мы от этого становимся хуже?
Просто другие…
Хуже – нет. Другими – однозначно. Циничнее, холоднее, равнодушнее. Мы стараемся закрыться в своём цифровом мире, отдаляемся от реального общения, заменяя его на виртуальное. И хотим казаться счастливыми. Но казаться не значит быть. Стоит нажать кнопку «выкл.» на мониторе, и вмиг исчезнут тысячи мнимых друзей. И в душе останется одиночество. Это страшно для взрослых, ещё страшнее такой сценарий для детей. Книга же не только компенсирует одиночество – она учит коммуникациям на живых жизненных примерах. Это своего рода ненавязчивые инструкции к жизнеупотреблению, усвоив которые мы учимся любить, дружить и находить себя в мире людей.
Как вернуть детям книги, а миру – читающих людей?
Это не праздный вопрос ради сохранения культуры чтения. Эта тема номер одни для тех, кто понимает: нечитающее поколение не сможет прогрессировать духовно, а будущий мир без классики литературы будет, без сомнения, не только скучнее и монотоннее – он станет без души. Именно поэтому общая задача взрослых сегодня – научить детей любить книгу. Самый простой способ – личный пример. Но именно он сегодня может показаться самым трудноосуществимым: родители сами перестали читать, мало читают и детям вслух. Если раньше на ночь детям читали книжки или пели колыбельные, то теперь предлагают посмотреть мультики. Домашние библиотеки стали редкостью. А тем временем самым лучшим способом привить ребёнку любовь к книге является семейное чтение. Так считает учитель начальных классов Дубоссарской гимназии № 1, мама двоих детей, Татьяна Савчук. Мы поговорили с Татьяной Юрьевной и узнали, какую роль в этом процессе играет школа и учитель, а также попросили дать ряд практических советов для тех, кому небезразлична читательская судьба ребёнка.
«В любом процессе ребёнка важно заинтересовать. Дома самое лучшее – выделять время для семейного чтения. Это должно быть именно общее чтение, когда все члены семьи собираются в одной комнате и читают. Можно – каждый свою литературу, можно – что-то одно вслух. Что касается школьной жизни – учитель также должен быть заинтересован в том, чтобы мотивировать ребёнка на чтение. К сожалению, мы сегодня все уделяем много времени гаджетам, и порой даже учитель подталкивает ученика к ним. Например, приходит ребёнок с вопросом, а учитель, желая научить его самого находить информацию, вместо того чтобы отправить в библиотеку, советует поискать тему в интернете.
Существует множество техник, которые помогают учителю привить ребятам любовь к чтению. До пандемии мы с ребятами, например, активно использовали практику «пятиминутного чтения». В начале каждого урока я выделяла 5 минут для чтения так называемой любимой книги, которую ребята брали для себя из дома. После карантина времени для этого уже не хватало: нужно было «догонять» программу. Но техника чтения у учеников значительно ухудшилась после долгого отсутствия в школе. Тогда я вспомнила про метод, который никогда не подводил, – «жужжащее чтение». В группе продлённого дня мы начинаем занятия именно с этой практики – все ребята вслух читают каждый свою книгу. Постепенно время чтения увеличивалось. И уже через несколько недель результат был налицо: дети улучшили свои результаты. А то, что они это сами увидели, послужило дополнительным стимулом к продолжению такого чтения. Ещё в процессе ученики слышат, о чём читают другие, заинтересовываются и после уроков обмениваются книгами».
На основе этого существует ещё одна интересная практика для учеников: презентовать свою книгу, заинтересовать ею одноклассников, но не раскрывать финала, оставив интригу и желание её прочитать. Как вспоминает Татьяна Юрьевна, раньше в школьной программе был даже отдельный час внеклассного чтения раз в месяц. Ребятам необходимо было подготовить рассказ о прочитанной на определённую тему книге, а потом презентовать её классу. Ведь для детей, а особенно подростков, очень важно мнение сверстника. «Таким образом, именно связка «родитель – учитель – ученик», на мой взгляд, является самой эффективной в вопросе «как привить любовь к книге», – считает Татьяна Савчук.
В век цифровых технологий и передовых изобретений книжная тема некоторым может казаться неактуальной. Но вместе с техническим прогрессом в обществе, к сожалению, процветает духовный регресс. И любовь к чтению, привитая с детства, может стать тем спасительным маячком, ориентируясь на который можно с уверенностью идти в это сложное техническое будущее. Время, потраченное на книги вашим ребёнком, потом окупится сполна: литература учит мыслить, адекватно оценивать ситуацию и свою роль в жизни. А это гарантия того, что вашего ребёнка уж точно не наградят ярлыком «нечитающее», а вслед за ним – и «потерянное» поколение.