А сегодня от былой романтики, к сожалению, мало что осталось, и современный геолог уже не похож на исследователя в болотных сапогах и с молотком в руках. Если раньше разведка земных недр велась киркой и буром, то теперь вглубь земли проникли сложные приборы и в арсенале специалистов – компьютерные технологии и новейшее оборудование. Правда, после развала Советского Союза геологические предприятия столкнулись с массой вызовов. И наука не финансируется должным образом. Да и спрашивать разрешения порой приходится у бизнесменов, чтобы провести геологические исследования, потому что некоторые земли принадлежат частникам. Ко всему прочему добавилась острая нехватка специалистов, и нынешняя молодёжь кроме романтики требует высокой оплаты за свой труд. По этой причине у наших соседей, в Молдове, и была ликвидирована геологическая отрасль.
ПОДВИГИ ПЕРВОПРОХОДЦЕВ
Ещё живы воспоминания старожилов, когда в Дубоссарах предприятие «Геологоразведка» имело в своём составе строительную бригаду, она же и построила волейбольную площадку возле центрального рынка, несколько общежитий и десятки домов.
А сейчас, дорогие читатели, я поведаю вам о дорогах, которые приводят к мечте, о романтике странствий, которые делают безгранично счастливым. Знакомьтесь: Александр Митител – геолог, исколесивший полсвета. Его мама-россиянка приехала в Дубоссары по распределению, когда окончила Тимирязевский университет. Трудилась технологом-виноделом на заводе «Букет Молдавии». По словам моего героя, в те далёкие времена на заводе не было этикеток, и его мама придумала клеить красивые открытки на бутылки. Ездила она с группой в Крым, на Алтай, Карпаты, чтобы собрать букет душистых трав. Брала с собой, чтобы дома не скучал, и маленького Саньку. Он рос мечтательным романтиком, и неудивительно, что паренёк из маленького городка, как Дубоссары, решил после школы поступить на инженера-геолога в Ростов-на-Дону. Поколение 60-х отличалось смелостью и упорством в достижении целей, о чём говорят многочисленные успехи советского народа как внутри страны, так и за её пределами.
«Люди советской эпохи считали неправильным и даже неприличным просто жить, не поставив перед собой великой цели. Считалось, что советский гражданин должен «гореть» на работе, вкладывая в дело всю душу, и при этом не думать о материальной выгоде. Понимаете, кумирами моей юности были космонавты и моряки, бороздящие бескрайние просторы океана, поэты. А самым почётным делом считалось участие в строительстве канала или гидроэлектростанции. Иными словами, особенным ореолом романтики был овеян труд тех, кто мог в буквальном смысле остановить реки или даже повернуть их вспять. Той страны, к сожалению, уже нет. Но есть наша память, которая хранит всё в закоулках души», – говорит Александр Митител.
О ЧУКЧАХ-ОЛЕНЕВОДАХ
Первая студенческая практика начинающего геолога была в Кавказских горах, где студенты в составе геологической партии искали месторождения урана, вольфрама, молибдена. Между прочим, среди геологов были и девчонки, но стоит отметить, что не робкого десятка. В зной и в проливные дожди нужно было прошагать немало, да и рюкзаки тяжёлые ‑ к окончанию университета отсеялись многие. Вспоминает геолог, что следующая летняя практика проходила уже в совсем иных краях: Магадан, Чукотка, посёлок св. Лаврентия на берегу одноимённого залива, откуда до Аляски, по северным меркам, рукой подать.
«Доводилось встречать чукчей-оленеводов, а для них повидаться с другими людьми было целым событием: сразу разожгут костёр, напоят чаем, накормят свежей олениной. В тех краях в радиусе около 500 км вокруг сколь-нибудь значимых человеческих поселений не имелось, разве что временные стоянки», – вспоминает Александр Михайлович. И рассказывает мне забавную историю про нрав коренных северных народов. Оказывается, они совсем не признают чуждые им овощи и фрукты, зато за дрожжи и сахар, из которых делают бражку, всё готовы отдать.
С будущей супругой Александр познакомился ещё в студенчестве, как тогда принято было говорить, «на танцах». О ней он отзывается с гордостью и уважением: любимая Ольга работала химиком-аналитиком и даже совместно с академиком Г.Н. Флёровым, знаменитым советским физиком-ядерщиком, занималась атомно-абсорбционным анализом золота.
«К сожалению, её уже нет на свете, и боль от утраты всё ещё жива. Есть сыновья, внуки, в общем-то, я прожил счастливую жизнь. Мне есть что вспомнить и рассказать, как говорится», – отмечает геолог.
ЗА ТУМАНОМ
Стоит сказать, что Александр Михайлович участвовал в геологической партии, впервые полностью обошедшей море Лаптевых! Работал также в составе Янской геологоразведочной экспедиции, крупнейшей в Союзе. Благодаря чему были обнаружены огромные месторождения олова в бухте Ванькина губа. Золото, олово, вольфрам, соль…
Доводилось ему искать и находить в Восточно-Сибирском и Охотском морях, обошёл и Берингов пролив, и Верхоянский улус (район) Якутии, реки Яна, Колыма, Индигирка…
«Тундра, конечно, тоже своеобразно красива, бескрайна и величественна, но летом там спасу нет от комаров, мошки, гнуса. Как ни старайся беречься, от укусов опухает лицо, руки. А зимой морозы под минус шестьдесят. Якуты одевались почти как космонавты, научили нас спать в «кукулях» – мешках из оленьих шкур, сохраняющих тепло даже в лютые морозы», – с улыбкой вспоминает наш герой. А ещё в Якутии ему доводилось видеть целые кладбища мамонтов. Фрагмент части бивня мамонта Александр Митител подарил историко-краеведческому музею города Дубоссары, а также целую коллекцию минералов – больше пятидесяти штук.
В начале 80-х, после многих лет странствий, Александр Михайлович приезжает на родину, тут он трудится на станции геологической разведки Южно-Молдавской партии. За годы работы он обнаружил более 40 месторождений строительных материалов на территории всей Молдавии. А 1986 году был удостоен бронзовой медали ВДНХ.
Не хватит газетной полосы, чтобы описать все приключения из жизни Александра Митител. Не могу не отметить, что, когда речь заходила в нашей беседе о камнях и минералах, у моего героя глаза загорались особенным блеском. «Когда я учился, было открыто около двух с половиной сотен, а сейчас – больше четырёхсот минералов. С древнейших времён люди задавались вопросом, почему почвы разные, почему один камень слишком твёрдый, а другой при малейшем нажатии рассыпается, почему от одних камней при ударе появляется искра, а от других нет. Они собирали и накапливали эти знания, а со временем систематизировали в целую науку, которая называется «геология» ‑ в переводе с греческого «наука о Земле». Работа в разных природных и климатических условиях помогла натренировать терпение, выдержку, ответственность и проверить себя на прочность, что очень пригодилось мне в жизни. Была бы возможность, прямо сейчас поехал бы за туманом, за мечтами и за запахом тайги». И с улыбкой протянул мне чёрно-белый снимок с надписью: «Лагерь на реке Индигирка, время обеда, готовим блины. Море Лаптевых, 1972 г.».