понедельник, 5 февраля 2024 г.

«Снимаю с любовью»

Вредакцию вошла хрупкая блондинка с глазами цвета летнего неба и, очаровательно улыбнувшись, произнесла, что она в Дубоссарах лишь на пару часов – чтобы ответить на мои журналистские вопросы в редакции газеты «Заря Приднестровья». Фотограф Ирина Гилка накануне прилетела из Санкт-Петербурга, где прошла её фотовыставка в роддоме. Там же проходили съёмки процесса родов её сестры. 

За чашкой чая мы вели неторопливую беседу о снимках и мгновениях нашей жизни, от которых перехватывает дыхание, о поиске своего пути и, конечно, о любви. Вот о ней мы говорили не один час.

ВЕЛИКОЕ ТАИНСТВО

Стоит сказать, что Ирина показывает чудо человеческого рождения в деталях. Это направление в фотографии она стала изучать сравнительно недавно и с головой погрузилась в него. Часто можно услышать комментарии скорее негативного характера в адрес фотографов, которые снимают процесс родов. Дескать, что там снимать – это некрасиво, больно и слишком натуралистично. Наверное, наши мамы и бабушки, услышав пожелание: «Хочу позвать на свои роды фотографа», сильно удивятся, а в худшем случае покрутят у виска. Но годы идут, времена меняются, и нравы у людей тоже. И съёмкой родов уже мало кого удивишь, в особенности жителей мегаполисов. 

«Часто слышу такие комментарии: это же ужасно больно и некрасиво! Похоже, многие думают, что фотограф как есть, в уличной одежде, пробирается в родблок с фотоаппаратом, ныряет в самую гущу событий, расталкивает всех локтями и мешает акушерам делать своё дело. И что на фотографиях будет физиология или что-то такое, о чём хочется забыть. Это не так. Я снимаю только эмоции. До сих пор в сознании многих людей роды ассоциируются с болью и страхом. Я же хочу показать, что это красивое и великое таинство появление на свет человека! Это же сокровенный и полный тайны процесс, который навсегда запечатлён в душе каждой женщины, которая стала матерью», – объясняет свой взгляд на родовую съёмку Ирина.

Ирина Гилка

НЕ МОГУ СДЕРЖАТЬ СЛЁЗ 

Надо отметить, что про Ирину я писала статью несколько лет назад, когда она делала робкие шаги в таком виде искусства, как фотография. За эти годы она сделала себе имя, и сейчас, кто такая Ирина Гилка, знают не понаслышке не только в Дубоссарах, но и за его пределами. А если добавить к её имени приставку «крёстный фотограф», сразу станет понятно, о ком я веду речь. Стоит отметить, что моя героиня поначалу не брала деньги за свои услуги: набивала руку, как говорится. А теперь, чтобы «попасть в объектив» Ирины Гилки, надо записаться и выстоять очередь из желающих. 

Когда Ирина узнала, что её сестра забеременела, она радостно воскликнула, что будет снимать все этапы зарождения новой жизни. И для этого приехала в ней Санкт-Петербург. А чтобы глубже вникнуть в родовые съёмки, ходила на мастер-классы петербуржских фотографов. Врачи с пониманием отнеслись к съёмкам и были рады тому, чтобы пропагандировать через фотографию материнство. Племянника назвали Эриком, и его склонённая на груди матери головка и улыбка украсили серию снимков. А вот в Приднестровье и Молдове съёмки в государственных роддомах запрещены, исключение только частные клиники. 

«Самый волнительный момент – это появление ребёнка. Последние потуги, врачи наготове, и я тоже уже готова снимать. Моя камера повернута к лицу мамы, потому что знаю: малыша положат к ней на грудь, и вот оно – чудо первой встречи! Бывает, в этот момент я фокусируюсь на маме или ребёнке, а потом резко поднимаю камеру и снимаю сестру роженицы, которая стоит в дверях и плачет. Зарождение новой жизни – оно же сакральное, я не могу сдержать слёз после таких съёмок», – продолжает ход мыслей Ирина Гилка. 

Ирина Гилка

БЛИЖЕ ПОДЛИННОСТЬ

В солнечном марте 1994 года в городе Тирасполе в семье Аликиных родилась долгожданная доченька. Вскоре после рождения Ирочки у неё появилась сестрёнка Любочка. Мама работала воспитателем в детском саду, отец трудился электриком на предприятии. Семья была дружная и весёлая: прогулки по набережной, по выходным просмотр кинофильмов и посиделки на кухне за чашкой чая с яблочным пирогом.

– Когда в Вашей жизни появился фотоаппарат? 

Немного задумавшись, словно отмотав плёнку назад и вернувшись ненадолго в детство, моя героиня ответила: «Папа увлекался съёмками и часто фотографировал нас с сестрёнкой, маму, бабушку и друзей нашей семьи. Я помню, с каким восторгом мы разглядывали получившиеся фотографии и с каким нетерпением их ждали. Сейчас же способ получения хорошего снимка легче намного, чем тридцать лет назад. Конечно, тоже есть свои нюансы и сложности, но технические возможности позволяют получить снимок за долю секунды. Лично я больше ценю, как правило, саму идею фотографии, ракурс, исполнение и практически не пользуюсь фотошопом: мне ближе подлинность и естественность человека на снимке. Поэтому я увлеклась «Фототерапией», где можно быть самой собой».

ПОЛЮБИТЬ СЕБЯ

А для наших читателей я всё же поясню, что представляет собой «Фототерапия». По мнению Ирины Гилки, это процесс принятия себя настоящим, без ретуши и фотошопа, с морщинами, шрамами. И вот что говорит об этом сама фотограф: «Видеть себя со стороны, слышать свой голос часто бывает некомфортно многим из нас. Наверно, потому что критично относимся к себе. Все привыкли к идеальным картинкам в журналах, в соцсетях. Хотя не секрет, что там мало настоящего. У мужчин и у детей редко встречаю недовольство собой на фото. А женщины предпочитают не видеть свои «недостатки». Морщины? Их нет! Складка? Нет. Проще их убрать в фотошопе. Быть идеальной на фото и представлять себя другой. 

Я поняла давно, что хочу документальных кадров. Настоящих эмоций. Меня учили, что нужно снимать идеально – с идеальным светом в фотостудии, обрабатывать идеально, убирать все недостатки. Меня это печалило, потому что я хотела показать правду жизни. На одной из фотосессий я попросила девушку сказать в зеркало, что она красивая. Представьте, у неё это получилось не с первой попытки, и она расплакалась. А другая девушка после съёмки сказала: «Не думала, что я со стороны такая красивая». Можно увидеть себя красивую. Можно увидеть моими глазами. Я снимаю с любовью. 

Когда я уволилась с основной работы, начала вести Инстаграм и доносить свои ценности людям. В это время я познакомилась с «домашней фотографией». Заказывали съёмку в основном мамы, но они боялись звать фотографа домой, потому что дома «некрасиво, неидеально, нет дорогого ремонта». Я же хотела в обычных квартирах снимать и просила не готовиться к съёмке. Женщинам это сложно давалось. Я объясняла ценность таких фотографий, и спустя время многие мне пишут с благодарностью, что они поняли ценность самих себя, полюбили такими, какие они есть на самом деле, и стали ценить свой дом». 

ОСТАНОВИТЬ ВРЕМЯ 

Первый фотоаппарат у Ирины Гилки появился в день рождения, когда ей исполнилось всего десять лет, родители подарили фотоаппарат «Зенит». «Во мне до сих живёт предвкушение какого-то волшебства, которое возникает во время съёмок, и особенно когда распечатываешь фотографии и видишь, что на них запечатлены эмоции, которые станут немеркнущим воспоминанием. Ведь мне удалось остановить мгновение жизни! Особенно я люблю фотографировать бабушек и дедушек, их мудрость в глазах, руки, которые трудились всю жизнь, и, глядя на них, хочется остановить время, чтобы они жили долго-долго с теми, кого любят», – вытирая слёзы, эмоционально говорит фотограф. Большое влияние на мировосприятие моей героини оказала бабушка, работавшая учителем географии. Любовь Андреевна лаской и тёплыми разговорами занимала внучек, пока родители девочек были на работе. Им она читала сказки, пела песни и пекла самые вкусные на свете пироги. Последние годы жизни Любовь Андреевна болела и была прикована к постели, и две сестрички проводили долгие часы за беседами с любимой бабушкой, они фотографировали и снимали на видео каждое мгновение, проведённое с ней. Поэтому у Ирины Гилки такое трепетное и тёплое отношение к старшему поколению. Однажды во время съёмок на одном праздничном мероприятии фотограф обратила внимание на пожилого седовласого мужчину с мудростью в глазах и сделала его снимок. Спустя время Ирине написала женщина с Дальнего Востока, оказывается, это был последний снимок близкого ей человека…

ОБЪЕЗДИЛА ВСЁ ПРИДНЕСТРОВЬЕ

Когда-то моя героиня мечтала стать, как и её любимая бабушка, учителем географии, и после окончания школы поступила на естественно-географический факультет, где встретила любимого человека. С Артуром Гилкой они учились в одной группе. Доброта и внутренний стержень молодого человека сразу покорили Ирину, а её мягкость и нежность не оставили равнодушным Артура. С тех пор молодые люди вместе и поддерживают друг друга на всех перекрёстках судьбы.

Во время практики в школе Ирина осознала, что не видит себя в будущем педагогом и что хочет заниматься лишь съёмками. Любимый человек всячески поддерживал. На четвёртом курсе на факультет пришёл запрос из Дубоссар об открытой вакансии геолога на ГУП «Геологоразведка». Артур решает поехать в Дубоссары и начать самостоятельную жизнь, взяв ответственность за судьбу Ирины. Некоторое время молодые люди провели на расстоянии и горько скучали друг по другу, а вскоре потребовался ещё один молодой специалист, и, не раздумывая, девушка поехала за любимым. Коллектив «Геологоразведки» приветливо встретил молодых людей и стал для них второй семьёй. К тому же город и дубоссарцы так понравились Ире и Артуру, что они полюбили его всей душой и захотели тут остаться. За это время обрели друзей и нашли себя в профессии. Ирина объездила всё Приднестровье и фиксировала оползневые процессы, и тут ей помогал навык съёмок. Отчёты для министерства получались не только увлекательными, но и с множеством красивых пейзажей. Через некоторое время девушка стала плохо себя чувствовать и обратилась к врачу, и, к её удивлению, он посоветовал сменить работу. Из-за находящегося рядом архива у Ирины появилась аллергия. Артур переживал за любимую и спросил её, что, может, настала пора заняться фотографией. Девушка рискнула, уволилась с работы и занялась съёмками. Спустя время ушёл в свободное плавание и супруг Ирины, он также занимается творчеством и мечтает написать книгу.

СНИМАЮ С ЛЮБОВЬЮ

С тех пор Ирина не расстаётся с фотоаппаратом и подчёркивает, что, чем больше проходит времени, тем большую ценность занимает фотография в нашей жизни. И улыбаясь, говорит, что каждый раз волнуется, когда снимает процесс крещения ребёнка, и признаётся, что это любимые для неё съёмки.

«Я к каждому своему герою отношусь с любовью. Однажды снимала свадьбу, и невеста сломала ноготь, и попросила не снимать руку, я же её переубедила и сказала, что это тоже часть её жизни и через время она вспомнит о ней с любовью. Так и случилось, потом моя героиня благодарила, что я запечатлела её такой, какой она была». 

А ещё моя героиня, чтобы отдохнуть от съёмок, много времени любит проводить на природе, где устраивает «фотодевичник». На нём собираются не только подруги Ирины Гилки, но и все желающие. В лесу или на берегу реки она играет на арфе, на этом инструменте, кстати, она научилась играть сравнительно недавно. Кроме того, чтобы снять накопившийся стресс, девушка стоит на доске с гвоздями! Она погрузилась в духовные практики и стала заниматься йогой. И такие встречи с природой непременно происходят на рассвете, и фотограф документально фиксирует улыбки, заспанные глаза, отсутствие макияжа девушек. 

Не могла я не задать своей героине вопрос, не тесно ли ей в Приднестровье и не хотела бы она покорить своим талантом весь мир. Улыбаясь, она иронично ответила: «Мне не тесно в лесу и в поле…». И потом серьёзным тоном стала говорить, что она бесконечно любит свой дом, семью, корни. И добавила, что она по гороскопу рыбка, которая любит плыть по течению…

С фотографом беседовала Яна Сакка










Поделиться