понедельник, 5 июня 2023 г.

Василий Дзенган: «Иногда я пишу стихи…»

Cегодня с нами Василий Васильевич Дзенган, филолог, учитель русского языка, директор муниципального образовательного учреждения «Дубоссарская молдавская средняя общеобразовательная школа № 3», руководитель Дубоссарского отделения общественной организации «Союз молдаван Приднестровья», член комиссии общественного контроля Общеприднестровского Народного Форума (ОНФ). Обладатель педагогических знаков отличия и почётных званий, правительственных наград. Отец двух сыновей, дедушка троих внуков.

В формате «без вопросов», от первого лица – о юности, любви и жизненных перипетиях. Итак, начинаем.

Творческие порывы

«Во время учёбы в школе были преподаватели, которые смогли разбудить во мне интерес к поэзии, к литературе, истории. Василий Константинович Продан и Эдита Наумовна Попова всегда для меня останутся педагогами высокого уровня. Благодаря им я тогда решился поступать на филфак.

Когда окончил филологический факультет (русский язык и литература, педагогика) Кишинёвского государственного педагогического института им. И. Крянгэ, не думал, что всю свою жизнь свяжу со школой. Были другие планы. Думал о творчестве, хотел поступать в Ленинградский литературный институт. И если бы в тот период не создал семью, то, скорее всего, так бы и сделал, поскольку были начинания и огромное желание.

Но моя мечта была слишком далеко. Уже много позже я узнал, что она, мечта, должна быть на таком расстоянии, чтобы можно было почувствовать её запах. Так что творчество осталось для меня на любительском уровне. И когда муза шепнёт мне, а у меня в этот момент настроение от радости пуститься в пляс, то вместо пляса моя авторучка бегает по бумаге. Это вспышка, это секундный всплеск чувств. 

Проза – нет. Но сегодня смотрю на этот факт философски, где-то в тайниках души хранятся несколько тематик, которые хотелось бы выразить не стихом. И тут же смотрю на классиков и понимаю: не должно быть хуже! А как оно будет? И будет ли вообще?». 

«Бусуйок»

«Что такое моё детство? Вместо гаджетов и телевизора – книги, а детскую энергию надо реализовать, вот я и пошёл в коллектив народного танца Анатолия Андреевича Долгополова «Бусуйок», где с удовольствием танцевал до окончания школы. 

Позже, уже в ВУЗе, продолжил танцевать в «Мугуреле», в составе которого в 1980 году выступил на Олимпиаде в Москве. Ближе к завершению учёбы оставил танцы, но зато после окончания института, будучи уже рабочей молодёжью, мы не раз защищали «Бусуйок» на звание «народный коллектив».

Моё увлечение танцами – наследие моей мамы, Марии Ерофеевны, она была душой компании, пела так, как это умеют молдаване: и задорно, и с жалостью. А если танцевала, то кружила любого кавалера! Папа, Василий Фёдорович, был больше хозяйственником, степенный такой, глава семьи. Думаю, генетика поделила меня в какой-то степени пополам».

Начало начал

«Родители 1926 и 1928 года рождения – уроженцы Цыбулёвки. Прошли через нелёгкие времена, оккупацию. Папа всю жизнь был начальником почты, мама – санитаркой в нашей сельской больнице (тогда она была именно больницей). Двое моих братьев и сестра намного старше меня. Сегодня мы остались в этом мире вдвоём: я и мой самый старший брат.

Родился я в Цыбулёвке, там же окончил четыре класса. Так сложилось, в пятый класс пошёл в Дубоссарскую молдавскую среднюю школу № 3, в которой сегодня работаю. Учеником ходил по этому зданию в эти же классы, проходил мимо кабинета директора, не предполагая, что когда-то займу в нём своё место…».

Старт после ВУЗа

«В 1984 году окончил институт, и в те годы, согласно Постановлению Совмина СССР, сельских специалистов с высшим образованием в армию не призывали. А я про себя подумал, что лучше бы отслужить и почувствовать дисциплину. После окончания учёбы попал в Комрат. Там быстро выяснилось, что я не служивший, а им был нужен работающий педагог без отправки на службу. И мне дали открепление – иди куда глаза глядят! 

Решил вернуться в Дубоссары, откуда меня настоятельно направили в Цыбулёвскую школу, так что в каком-то смысле круг на родном селе для меня тогда замкнулся. И я проработал два года именно там, откуда не призывают в армию. Вот так.

За восемь лет поисков работы по специальности по моей профессиональной жизни прошли Ново-Маловатская школа, школа № 4 и райком комсомола, паспортное отделение, преподавание танцев, школа № 2. И только в сентябре 1992 года мне предложили место филолога, правда, с нагрузкой – заместитель директора по воспитательной работе, в нашей молдавской школе, которой по сей день не изменяю!». 

Кризис

«В 1996 году меня утвердили в должности директора. Начинать было сложно. На тот период пришлась организация негосударственного теоретического лицея с оттоком туда наших учеников и учителей, некоторые из которых, к слову, позже вернулись. Мысли о том, чтоб всё бросить не было. Тяжело – да, но для меня было важно выстоять в этой ситуации, выдюжить её. А ведь из четырёхсот пятидесяти учащихся тогда осталось всего девяносто.  

Нам помогало всё педагогическое общество. Управление образования направляло к нам заканчивающих педагогическое образование пятикурсников для преподавания, некоторые из которых работают в школе до сих пор.  В 1998-ом всё постепенно стало возвращаться на круги своя, почти половину учащихся удалось вернуть и довести наполняемость школы до двухсот десяти человек».

Чем меньше – тем лучше

«Можно говорить о плюсах и минусах нашей небольшой школы. Есть школы с количеством учащихся в три раза больше, но по успешности в олимпиадах, где участвует ограниченное количество детей, мы с ними достойно конкурируем. А вот в конкурсах творческой и спортивной направленности нам, малочисленным, намного сложнее. 

Работать с классом из тридцати учеников интересно – это тридцать разных мнений, но всех за урок послушать не успеешь. В наших классах в среднем пятнадцать, потому обратная связь и оценивание практически сто процентов.

Так что в чём-то лучше, в чём-то сложнее».

Акценты

«Когда я прошёл через многие этапы становления, наблюдал, как коллеги относятся ко всему, понял, что случайный человек в школе быть не должен. 

И начинающий педагог по отношению к ученикам – взрослый, с каким-то своим опытом. А если говорить об учителе со стажем, то ему подсказывать не нужно, он должен чувствовать любую сложившуюся в процессе обучения ситуацию, любые взаимоотношения.  Педагогическое образование – это мудрость работы с детьми.

 А если ты пришёл отсиживать время, то долго так не продлится, дети тебя на раз прочувствуют! Тут реагируют и родители: каждый ребёнок дома делится своими успехами-неудачами и, конечно, тем, когда учитель его не понимает. И для них виноват не ребёнок, а учитель, который обязательно почувствует на себе это отношение и ученика, и его родителя. 

Здесь нужно найти золотую середину, чтобы родители стали доверять педагогу и в случае недопонимания обращались именно к нему. А если хочешь иметь и авторитет, сделай так, чтобы ученик при встрече с тобой улыбался. Глаза ребёнка всегда определяют успех».

Директор 

«Из всех директоров нашего города, похоже, я самый древний, 27 лет отдал работе в этой должности, – задор, идеи и силы в запасе есть! Думаю, если руководитель выдохся, длительно нет запала, то лучше ему не продолжать, это чревато последствиями и для коллектива, и для него самого.

 Самое тяжёлое – «начать» и «стать» директором. Самое важное – прочувствовать, что не просто значишься, что делаешь достойное дело, живёшь им, это твой второй дом, твоя семья. И если так, то даже самый истый недоброжелатель скажет: «Да он живёт школой!», и это будет самая высокая оценка, на мой взгляд.

Спустя годы я осознал очень значимую для себя вещь. Директором я могу быть или не быть. Могу заниматься общественной работой и могу не заниматься. Но учителем я останусь всегда!».

 «Другие» подростки 

«Другие? Отчего же другие? Мы тоже такими были. Да, у нас было другое детство, другие увлечения и мечты. У сегодняшних подростков несравнимо больше возможностей учиться, развиваться, заниматься тем, что интересно, жить там, где хочется. Они устойчивые, целеустремлённые, в каком-то смысле более раскованные. И во все времена есть талантливые дети.

Кстати, этот учебный год в нашей школе заканчивается с весьма богатым урожаем: три предмета (православие, история, французский язык) имеют призовые места в Республиканском научном сообществе учащихся! И на республиканской олимпиаде по родному языку первое место тоже у нашей ученицы. Достижения на уровне республики! Есть дети с искоркой и талантом, главное – их не упустить и развить их потенциал. Достойное поколение подрастает».

Билингвы 

«Мой родной язык общения – молдавский. Русский язык стал вливаться в мою жизнь, помнится, лет с четырёх. В то время летом в прибрежную Цыбулёвку приезжали отдыхать семьи из России, квартировали и у нас. Их дети играли вместе с нами и, конечно же, не знали молдавского. Приходилось мало-помалу запоминать русские слова, а в детстве это большого труда не составляет. Так что русский давно стал моим вторым родным языком.

Кстати сказать, в нашей школе с молдавским языком обучения успешно занимаются несколько детей из абсолютно русскоязычных семей. Какая большая во всех отношениях польза для их развития, если они свободно владеют двумя языками! И перспектив в будущем больше».

Жизненные постулаты 

● «Гибок в общении – обострение отношений стирает смысл. 

● Терпелив – труд педагога размеренный и долгий, хочешь иметь хороший результат  – укроти эмоции и наберись терпенья.

● Уже хватает мудрости не делать глупости.

● Стараюсь не быть моралистом – все мы люди со своими установками. 

● Очень обязательный – буду сильно болеть, если чего-то сказал и не сделал.

● Ставлю перед собой реальные цели – по силам. 

● Не мщу злу и стараюсь зла не делать – один на один с Богом.

● Принципиальность сыплется как горох, когда касается любимых людей.

● Ценю красивое в человеке и вокруг – верю: красота спасёт мир».

Дети-внуки 

«Чего греха таить: горжусь своими сыновьями. Оба, как ответственные мужчины, состоялись и в профессии, и как добропорядочные мужья. Пользуются авторитетом коллег и друзей. В конце концов, они мне родили троих прекрасных внуков. Теперь жду внучку и не отстану, пока не выполнят обещание!

Всё в жизни всегда становится на свои места, надо уметь ждать, но не сложив руки. В начале трудового пути, уже имея семью, работал на нескольких работах. Не хватало. И если откровенно, рад, что мой младший сын Артём не понаслышке знает, почём фунт лиха. Ему в детстве было интересно, периодически брал его с собой и в пеший путь, и на ночные дежурства. Личный пример даёт достойный плод. Сегодня вижу этот результат и в том, как сын относится к своим детям.  

Боже упаси давать советы без спроса даже своему ребёнку! Я по-другому вижу и, возможно, вижу правильно, а он нет, но пусть он дойдёт до этого сам. Если сделает по-своему и ошибётся, то вывод для него самого будет веским».

Дом-семья 

«Человек должен быть поощрён, должен получать внимание: «Слушай, как ты здорово это сделал!». А что ещё нужно? «Я за тобой замужем, значит, за мужем», и что мне ещё надо,  я чувствую себя мужчиной, главой.

Так сложилось, дома мы не говорим о работе. Оба приходим переполненными делами и эмоциями и в любом случае без слов знаем, где и в чём друг друга поддержать. С тех пор, как у нас появился транспорт, много времени проводим где угодно: на природе, в театре, на рыбалке. Для этого нам не нужна компания, мы вдвоём отдыхаем, у нас столько есть жизненных тем для разговоров! И удовольствие порой помолчать. 

Мы очень любим свой дом, поднимали его своими руками. В зимнюю стужу зажигаем камин, просто сидим возле него, глядя на огонь и закутавшись в плед, или жарим в нём что-нибудь эдакое. Виктория очень вкусно готовит, так как я люблю. Но открытый огонь – дело исключительно моё. У каждого из нас своя хозяйская епархия, стараемся в этом границ не нарушать. 

Мой дом – моя душа, проект моей жизни. Супруга порой говорит: «Ты можешь в себе создать ещё какой-то проект, кроме дома? Получаем отпускные, и снова «покупаешь глину». Может, съездим куда-то отдохнуть?». Я, конечно, согласен. Но декоративный пруд уже в процессе…

Наша семейная традиция: как можно дольше быть вдвоём, не упуская ни минуты!». 

Любовь

«Любовь настолько многогранное понятие, что в двух словах никак не описать. А кто же сердцу моему услада, и дня не хватит рассказать, коль мысль и чувства отпустить в полёт. И без чего мне не прожить ни часа, и что со мною родилось в одном дыханьи. Она, Любовь, что для души моей отрада, и та, что силы моей жизни придаёт.   

В моих словах, что говорил я выше, все те и то, кого и что люблю, ценю, и кем, и чем живу я. Вот и всё».

Соль жизни

«Человек приходит в эту жизнь, чтоб сделать её лучше. Красота обязательно спасёт мир, если мы, каждый на своём месте, изо всех сил постараемся творить доброе и прекрасное. Станем растить счастливых и ответственных детей, возрождать экологические уголки природы. Будем помнить о своих корнях, чтить и приумножать культуру наших предков. 

У каждого своя жизнь, и у каждого это череда взлётов и падений, белых полос и чёрных. Очень хочется прожить все отмеренные мне дни, именно прожить их. 

Что бы я изменил в своей жизни, если б вернуться к началу? С высоты сегодняшнего дня скажу: мне дорого каждое мгновение прожитого. В хорошем было хорошо, трудное закаляло, время показало, что всё было на пользу. Поэтому предпочёл бы снова «сесть в свою же жизненную повозку». И именно об этом у меня когда-то родилось четверостишье: 

Кыт де мик сэ фиу прунк, 

Ла о маржине уйтат де друм.

Тотдяуна еу мэ урк, 

Ын карул вьеций де акум…»

Жизнью директора школы №3 интересовалась Лилия Петренко


 



Поделиться