Социальная служба прошла длинный путь от монастырской благотворительности к академической специальности. Этот вид деятельности в современном мире требует сочетать знания, профессиональные методики и особенные личные качества, благодаря которым специалист поддерживает, утешает, оказывает помощь в быту и возвращает веру в себя. Речь идёт о профессии социального работника.
Есть в Дубоссарах муниципальное учреждение – «Служба социальной помощи Дубоссарского района и города Дубоссары», где не только охотно выслушают и дадут добрый совет, но и окажут посильную помощь. О том, чем сегодня живёт эта социальная служба, и основных направлениях работы рассказывает её руководитель Любовь Павловна Бугаенко.
– Какая форма социального обслуживания сегодня наиболее востребованна?
– Личный контакт соцработника с подопечным служит для того, чтобы обеспечить полноценную жизнь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Каждый нуждается в общении, участии и сочувствии. Представьте себе учителя, вся жизнь которого кипела в школе. Он имел массу впечатлений, забот и хлопот. И вдруг – не с кем словом обмолвиться. Это очень страшная ситуация. В решении таких задач важно проявлять к человеку, прежде всего, внимание и заботу, обеспечивая его всем необходимым и содействуя в решении бытовых проблем, а в случае необходимости, и в оказании медицинской помощи. В своей деятельности наше учреждение руководствуется, прежде всего, законом ПМР «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а также другими правовыми актами, которые определяют социальное обслуживание как деятельность социальных служб по удовлетворению потребностей граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия лиц на получение социальных услуг. И включает обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов в следующих основных формах: социальное обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, социально-медицинское обслуживание, полустационарное социальное обслуживание. Отмечу, что стационарное социальное обслуживание в учреждениях социального обслуживания – в домах-интернатах, пансионатах и т.д. Конечно же, для нашего города и района наиболее востребованной и основной формой является социальное обслуживание на дому, или надомное обслуживание, при котором социальные работники посещают подопечных три раза в неделю, выполняя с учётом их пожеланий различные просьбы.
– Какие надомные услуги пользуются большим спросом у населения?
– Мы обслуживаем не всё население, а только одиноко проживающих граждан, которые лично обращаются к нам с просьбой зачислить на обслуживание. Конечно, они бы хотели, чтобы в перечень услуг входили все бытовые вопросы. От обеспечения продуктами питания и лекарственными препаратами до генеральной уборки жилища и обработки огорода. Между тем мы руководствуемся Типовым положением о службе социальной помощи, утверждённым Правительством ПМР, которым и определён перечень наших услуг. Большим спросом пользуются услуги по оплате коммунальных услуг, доставка продуктов и уборка. Это та трудная жизненная ситуация, которую подопечные не могут преодолеть самостоятельно, к примеру снять показания приборов учёта, посетить медицинское учреждение и т.д.
– Какими личностными качествами должен обладать социальный работник?
– Быть социальным работником сможет не каждый, так как он должен обладать, прежде всего, добротой, чувством сострадания, милосердием, терпением, честностью и порядочностью.
– Скольким гражданам вы оказываете помощь в Дубоссарах и районе?
– Всего на обслуживании в учреждении находятся по состоянию на 01.04.2023 г. 333 подопечных, и их обслуживает 46 социальных работников. Заботой и вниманием окружён каждый из них.
– Оказывается ли вами психологическая помощь?
– В штатном расписании учреждения нет должности «психолог», но тем не менее эта помощь при необходимости осуществляется методом убеждения, бесед, в результате которых затем выслушиваем много благодарных слов за поддержку и добрые советы. Путём длительных бесед мы помогаем человеку вновь обрести надежду на хорошие перемены в его жизни. А нередко приходится оказывать психологическую помощь и соцработникам, которых могут несправедливо обвинить в том, что закуплены не те продукты, или просто сорвать на них своё плохое настроение. Соцработникам приходится очень нелегко, но они понимают всю важность и необходимость своей работы. Поэтому и проявляют милосердие в таких случаях.
– Бывают ли экстренные ситуации с подопечными?
– Экстренные случаи бывают и нередко. К примеру, пришёл соцработник к подопечному по графику, заходит в дом, а он лежит без сознания. Соцработник вызвал скорую помощь и тем самым спас его. Или другой пример: необходима была срочная сложная операция, на которую не было согласия, но, пообщавшись с медсестрой учреждения и родственниками, согласие было получено. Бывают и печальные моменты, когда приходится вскрывать жильё, так как не отзывается на звонок подопечный. Открываем, а он не живой – печально, но это жизнь.
– Как быть, когда одинокому гражданину мало ваших услуг и требуется дополнительный уход?
– Когда одинокому гражданину уже мало наших услуг, так как мы оказываем только помощь, а уход предполагает ежедневное обслуживание, с согласия граждан оформляем их в дома-интернаты или же с родственниками организовываем индивидуальный уход.
– Какие возникают трудности?
– Без проблем не бывает, но все они решаемы. Главное для нас – это помощь людям, и ради этого все преграды можно преодолеть.
– Поведайте ещё раз о проекте «Социальное такси».
– О социальном такси мы уже говорим как об услуге, которая оказывалась в виде пилотного проекта в 2018–2019 годах, а затем решением главы госадминистрации продолжена в виде специализированной транспортной услуги «Социальное такси», которая предоставляется на безвозмездной основе инвалидам и гражданам, ограниченным в передвижении, проживающим на территории г. Дубоссары и Дубоссарского района. Услуга предоставляется в соответствии с утверждённым порядком предоставления. Необходимо отметить, что наш город единственный в республике предоставляет специализированную транспортную услугу «Социальное такси». За весь период действия ею воспользовались 811 раз, в том числе в городе – 702 раза и в селе – 109. Воспользовались ею 916 человек. Услуга востребованна и актуальна.
– Вы так давно работаете руководителем столь непростой службы. Что черпаете для себя в этой работе и как она повлияла на Вашу жизнь?
– Да, вы правы, я давно работаю руководителем. Скажу так: это образ жизни – делать добро, и я испытываю глубокое удовлетворение, если удалось в полной мере оказать помощь нуждающимся. Я живу в этом городе, люблю его, здесь родились и выросли трое моих сыновей, и я благодарна Господу, что даёт мне возможность и силы приносить пользу его жителям. Мы работаем с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации по разным причинам. Одни стали одинокими, потому что потеряли всех своих родных и близких. У других есть дети, но их жизнь разбросала по разным городам и странам. Как правило, это люди, достойные уважения. Среди них и ветераны Великой Отечественной войны, и ветераны труда, и многие другие порядочные люди. Они отдали все свои силы для развития нашей Родины, но теперь не могут обойтись без нашей помощи. Над их судьбой нельзя не задумываться и не примерить каждую ситуацию на себя. А это вырабатывает чуткость, сердоболие и обязательность. Эти люди заслужили нашего внимания и заботы. Над этим задумываемся не только мы, социальные работники, но и представители исполнительной власти, и я верю, что перемены будут только в лучшую сторону. Главный ориентир в нашей работе – человек, который доверил нам свои беды, а мы будем ему помогать всеми силами. Всем читателям желаю мира, добра и, конечно же, крепкого здоровья!
Беседовала Яна Сакка