Ещё совсем недавно фотоальбом был большой ценностью. Это – великая память, это – сокровищница, подобная волшебной книге или вратам на пути к себе... Эмоции, которые испытываешь при просмотре настоящих снимков, напечатанных на бумаге, несравнимы с другими способами просмотра изображений.
Я очень счастлива, что моя профессия позволяет вольно или невольно быть причастной к созданию обзоров этих бесценных реликвий для многих прекрасных семей. Наверное, поэтому в последнее время я замечаю, что ценность напечатанных снимков в семейных альбомах или фотокнигах начинает возвращаться. Я считаю, что традиция старых семейных альбомов скоро вновь вернётся на своё почётное место, потому что дело не в формате воспоминаний, дело в ценностях и семейной истории, которую хотелось бы сохранить на века, как музейный экспонат...
И вновь передо мной семейные фотографии, которыми мне любезно позволила пошуршать Наталья Грабаровская. Случайное знакомство в кафе оказалось приятным событием моей жизни. Эта жизнерадостная общительная женщина за очень короткий срок стала для меня и прекрасной подругой в интернете, и чудесной собеседницей в жизни, и человеком с большим жизненным опытом, с массой друзей и приятелей, и, что самое ценное, обладательницей крепких семейных традиций, бережно хранящихся в её доме.
Фотолетопись семьи Грабаровских-Смоквиных – это не один альбом, а целая гора фотографий разных времён. Я была сильно удивлена, когда среди пожелтевших снимков нашлось два фото, которым уже без года 110 лет. Правда, имён тех, кто изображён на них, в семье уже не помнят. На мой скептический вопрос: «А зачем же вы их храните?» Наташа, задумчиво глядя на фотокарточки, ответила: «Ну, если они среди наших фото лежат столько лет, то это наверняка кто-то близкий». А ведь и правда, никто бы не стал столько лет так трогательно хранить снимки чужих людей.
Бережно перебирая охристые фотографии, моя собеседница рассказывала историю своей семьи, как говорится, от сотворения мира до наших дней. Каждый новый рассказ – это удивительные жизнеописания поколений людей, проживших достойно свои трудовые жизни, умевших радоваться и творить добро, быть чуткими и сердечными. Оттого, наверное, и лица на снимках, словно опалённые бронзой, будто из другого мира, где смотрят в кадр, не стесняясь простоты жизни, гордясь каждой морщинкой на своём лице и удивляя открытостью взгляда и широкими добродушными улыбками.
Каждый снимок в этом семейном архиве – это возможность вернуться назад, в прошлое, вспомнить прекрасные моменты в жизни своей семьи. Вот, например, на этой пожелтевшей 55-летней местной газете записаны «вехи строительства коммунизма», как говорилось в Советском Союзе. Но есть здесь и малюсенькая заметка о дедушке Натальи, Смоквине Кондрате Никифоровиче. Он был легендарной личностью: первый колхозник, первый тракторист, первый водитель легкового и грузового авто Дубоссарского района. Причём он сам лично ездил на автозаводы и пригонял автомобили самоходом в Дубоссары.
Прерывая свой рассказ, Наталья Грабаровская аккуратно снимает небольшое фото со стены, нежно поглаживая его рукой. «Вот, – вкрадчиво произносит она, протягивая мне фото на картонной основе, вот оно – фото с тем самым первым легковым авто». Старый-престарый снимок середины 20-х годов, на котором изображён раритетный по сегодняшнему дню огромный легковой кабриолет, как я думаю, итальянской фирмы «FIAT». Рулевое управление и водительское место у «фиатов» той поры располагались справа, поэтому чтобы шофёру его занять, нужно было зайти в машину и сесть первым, а затем уже садиться переднему пассажиру. Выход же из машины производился в обратном порядке: сначала пассажир, потом шофёр. «Не знаю, кто все эти люди, но за рулём – мой дед. На этом автомобиле он возил какого-то важного начальника, – продолжала рассказ Наташа. – О, дед был на все руки мастер: и тебе водитель, и слесарь, механизатор и кузнец, столяр и электрик. Вот такой дед!».
Листая фото, я ещё неоднократно встречала на снимках дедушку – то с бабушкой Надеждой Ивановной, то с внучкой Наташенькой, то среди друзей, то на работе. Фото мелькают одно за другим, а с ними и время, и молодость, и вся длинная жизнь...
Семейный альбом – это не просто место, где хранятся исторические факты каждой семьи. Помимо прочего, это отражение истории всей страны, культуры, разных этапов развития общества. Фотокамера фиксирует всё: моду, нравы, обычаи.
Сегодня особо прелестными становятся свадебные кадры прошлого в странных праздничных нарядах; занимательные постановочные фото, сделанные в фотоателье, с монументальными фигурами, опирающимися на какие-нибудь столики, или уютно расположившиеся люди на фоне огромного задника с пейзажем, словно они отдыхают на привале. Где снято? Когда снято? История об этом умалчивает... Главное, что все эти люди – это все те, кто дорог сердцу и так важен для семьи. Это друзья детства, сослуживцы и те совершенно посторонние люди, которые прошли по судьбе жизни мельком, оставив о себе самые тёплые воспоминания. Порой помнится только имя человека, а фамилия уже давным-давно стёрлась из памяти, но это теперь и не важно, это уже не главное, это теперь нечто большее – то, что это очень давняя семейная история, можно сказать, семейная реликвия.
Отдельный интерес вызывают неприметные фото с ребятнёй на фоне старых построек с соломенными крышами и простецких заборов. Тут тебе и чудаковатые башмаки, и холщёвые или ситцевые платьица, и трусы пузырями, и странноватые стрижки... А какие ностальгические школьные фото! «Присмотрись, ты тут знаешь многих, – хитро щуря глаз, произносит Наташа. – Вот это я, такая, с косичками, а это – наши мальчишки: Апостол Вова, Сорокин Толя, Кузнецов Саша... А это наши Тани – Корчинская, Кодриченко, Шамшурина, Дыба, а тут наши две близняшки – Горобец Вера и Люба, но у девочек сейчас совсем другие фамилии». Я приглядываюсь и по глазам узнаю всех тех, кого вижу довольно часто в городе, только теперь у них другой рост и комплекция, но глаза... Глаза всё те же.
Я быстро перекладываю снимок за снимком. «Подожди! – резко останавливает меня Наташа. – Ты знаешь, что это за дом?». «Ну, дом и дом. Да и не дом он вовсе, а одноэтажная постройка какая-то», – бурчу я в ответ. «Это типография бывшая, а сейчас – БТИ. Но раньше, в моём детстве, это была молдавская школа. А вот этот дом, то общежитие на Октябрьской, – это была вторая школа. Это потом, позже, построили второе здание, а потом и третье для учеников второй школы». И вновь я с истинным удивлением выслушала рассказ обо всех перипетиях молдавской и второй школы. Оказалось, что я и не знала всю эту историю. «А это – День пионерии. Его проводили вот тут на пустыре, у нынешней молдавской школы. Как же было интересно тогда!» – завершила своё воспоминание моя рассказчица.
Новое фото – и новое повествование из разряда легенд о городе: «Как не узнаёшь место? Это улица Советская. Когда-то там была вот эта брусчатка. Ты знаешь, там, у той рыпы, были ещё теплицы и мостик через эту нашу речушку. А тут вот, смотри, у памятника Ленину, была вот такая Доска почёта. Удивлена? Да-да. А многие этого и не знают теперь».
Фотографии уже давно сменили цвет с жёлто-коричневого на серый, а затем превратились в цветные снимки... Лица, люди, истории, судьбы. Каждый следующий снимок удивительней предыдущего. Вот тут – работники таксопарка. А это – кондукторы. А здесь – труженицы санатория «Стругураш». А это – свадьбы: ЗАГС, первый день свадьбы и самый весёлый – второй.
Отдельное повествование было о танцевальном коллективе «Бусуйок». Это одно из самых приятных воспоминаний детства и нынешней поры. Прошло более 50 лет с тех первых робких шагов на сцене в костюмах цыплят, но все, кто хоть когда-то танцевал в «Бусуйке», до сих пор приходят на юбилейные встречи участников коллектива.
Годы идут, и наступает момент, когда только фотография может вернуть нас в прошлое. И сейчас, рассматривая фотоснимки своих ушедших бабушек и дедушек, ближайших родственников и одноклассников, вглядываясь в их лица, моя собеседница вспоминала, как пахло пирогами в доме бабули, как 9 Мая звенели медали на парадном мундире деда, какими были тяжёлыми трудовые будни и какими яркими казались праздники. Эти бесценные фотовоспоминания обязательно должны быть в семейном архиве. Это – наши корни, это то, что зрительно связывает нас с нашими предками, соединяя веточки большого семейного древа воедино.
Заглянуть в семейный альбом, перелистать его пожелтевшие страницы – одна из самых лучших традиций. Ведь в каждой семье, несмотря на наличие компьютера, бережно хранятся и вот такие бумажные фотографии, зачастую очень старые, страдающие недостатком качества, но бесценные, как вехи семейной истории. Как бы хотелось, чтобы каждая семья постаралась сберечь эту уникальную традицию – создавать, хранить и временами перелистывать фотоальбомы жизни поколений, чтобы память о близких жила вечно.
Аурика Руснак