Семь лет назад, когда семья моего сына перебралась в дальнее зарубежье, мне казалось, что разговоры по вайберу – это прямое издевательство над материнскими чувствами: ребёнка видишь, а прикоснуться к нему не можешь. Фибры души и сердца рвались на части, а что толку? С годами привыкла, адаптировалась. И сегодня, когда моя адекватность к ситуации устоялась, могу рассказать про общение с внучкой, которую за четыре с половиной года её жизни видела и вижу только на экране телефона и компьютера. Собственно, как и она меня, с рожденья.
«Привет, мой свет!» и поцелуйчик в визир камеры – это наше «здрасьте» с тех пор, как Катюша признала во мне родственную душу. Надо сказать, что произошло это не так давно, потому что ребёнок лишь к четырём годам начинает устойчиво позиционировать себя как личность, говоря о себе «я». В раннем детстве её внимание можно было удержать только яркой интонацией голоса, короткими стишками и выразительной подтанцовкой рук. Позже присоединились игрушки-зверюшки. И вот уже полгода, как читаем сказки-рассказки, разглядываем картинки, обсуждаем героев и придумываем на ходу игры с любыми подручными персонажами и предметами.
А несколько месяцев назад я, наконец-то, стала истинной бабушкой: периодически «сижу» с Катюшей часик-другой, пока родители занимаются своими делами. Притом малышка в своём возрасте уже умудрилась набраться у папы с мамой определённых требований в отношении личного пространства.
– Папа, выйди и закрой дверь: я сейчас разговариваю с бабушкой, а не ты!
– Я что, мешаю?
– (Мимоходом) Закрой плотно дверь.
И всё. Папа вышел, дверь закрыл. Вот такие дела! И мне перепадает, когда пытаюсь что-то вставить в её порой затянувшийся о чём-то рассказ: «Не перебивай меня, это некрасиво!». Ахахаа! Вот так вот, бабуля, учись корректному общению! Настало время не только петь песенки и читать книжки, но и внимательно слушать подрастающую девульку. Похоже, ей это очень важно…
А за закрытыми в детскую дверями у нас завелись свои секреты, о которых никто более не должен знать. Это, конечно, детские мелочи, но как они пахнут карамелью и непосредственностью! За это можно многое отдать. Вчера папа внезапно вошёл в комнату, а Катюша, как потом выяснилось, фантазировала, что ему подарили новый тёмно-синий айфон, и мы бурно обсуждали его цвет, похожий на поздний вечер, и ту «незнакомку», которая сделала подарок. Папа вопросительно приподнял бровь, хитро глянул на дочь и заметил, что телефон у него всё тот же. А когда вышел, внучка заговорщически приблизилась к экрану и прошептала: «Ну, ты же мне веришь, да?». Ну конечно, верю! Как же не верить, если так красочно говорим!
Вот что интересное я недавно для себя почерпнула, просто открытие какое-то: Катюша принимает наши совместные игры как реальные, словно мы рядом и нас не разделяет экран! Наши с ней персонажи легко угощают друг друга вкусняшками, играют в мяч, подкидывая его к объективу камеры, обнимаются и, к примеру, протягивая лапу, помогают выбраться из ямы. Удивительное дело!
А пару недель назад надо мной открылся портал для рисования карандашом (ха-ха), и первым художеством была Катюшка – с фото из телефона. И я при первой же встрече показала его ей, спросив: «Кто это?». «Я, – засмеялась внуча и побежала за бумагой и своими карандашами. – Буду тебя рисовать. Не двигайся!». Прошло минут пять, портрет с натуры был готов и великодушно подарен мне автором...
Наверное, не стоит особо удивляться подобному, в прямом смысле, безграничному мироощущению недавно народившегося поколения, ведь они уже на качественном уровне другие. А нам видна лишь самая верхушка «айсберга» – истинная суть пока непроглядна. Да и малыши нынче получают знаний и умений много больше и совсем на ином принципе: их нужно заинтересовать, чтобы сами захотели всё узнать и пробовать. Этому факту современные родители уделяют практически всё свободное время, и мои дети не исключение.
А мне, виртуальной, достаётся исключительно приятное бабушкинское общение. Конечно, нет тактильных ощущений и сказок на ночь, но есть осознанное взаимное приятие и интерес, и я вижу в этом огромный тёплый плюс. А в остальном – время покажет.
– Бабушка, а что ты делаешь?
– Супчик варю.
– Ты ж не любишь готовить!
– Зато дедушка любит кушать (смеюсь).
– Ты не приезжаешь ко мне (надула губки).
– Я не могу на самолёте летать: высоты боюсь.
– Ммм, а ты не смотри в окошко, закрой глазки и спи! Тогда не страшно.
И вот с того вечера я думаю о том, как настанет время – сяду в самолёт, отвернусь от иллюминатора, закрою глаза и полечууу к своей Катюшке!..
Реальная Лилия Петренко