СТАТИСТИКА, КОТОРАЯ ПУГАЕТ
В прошлом году минпрос Приднестровья провёл большую работу, чтобы выяснить, насколько приднестровские школьники подвержены травле от своих сверстников. Результаты впечатлили даже тех, кто понимал: травля не новость, а явление, которое, было всегда. Исследования показали, что 65% школьников и 87% студентов техникумов и колледжей в ПМР сталкивались с травлей. Представьте: почти девять из десяти ребят в профессиональных заведениях знают, что такое прессинг.
Физическое и психологическое давление было в среде молодёжи и раньше, однако сейчас это признаётся социальной проблемой, которая безоговорочно требует профилактики и агрессоры за свои действия должны отвечать не только перед обществом, но и перед законом. Но, как выяснилось, сделать это не так-то просто, поскольку выявить сам акт травли оказывается проблематично. Ведь по той же статистике около 40% жертв предпочитают молчать о своей проблеме. Ребята не идут к учителям, не жалуются родителям, а просто несут эту боль в себе, пока она не превращается в психологическую травму или встречную агрессию.
БЕНДЕРСКИЙ ИНЦИДЕНТ: КОГДА ВИДЕО ВАЖНЕЕ СОВЕСТИ
Ярким и болезненным примером стал недавний случай в бендерской школе № 5, который произошёл в конце января. Видео, разлетевшееся по соцсетям, шокировало всю республику. Только вдумайтесь: третьеклассник жестоко избивал девочку ногами в школьной раздевалке! И пугает не только агрессия девятилетнего ребёнка, но и поведение ученика, который вместо того, чтобы разнять детей, хладнокровно снимал всё на телефон ради «контента». Кадры привлекли внимание милиции, хотя до этого официальных жалоб на буллинг от семьи ребёнка не поступало. В школе работала специальная комиссия ИДН и управления народного образования, однако на встречу не явились родители ни одной из сторон, что лишь подтверждает глубокий кризис в отношениях семьи и школы.
Заместитель главы госадминистрации Бендер Оксана Котеля признала: такие случаи в городе не единичны. Теперь с руководителями школ, психологами и соцпедагогами проводят экстренные совещания, чтобы разобрать ошибки. Наказание неизбежно: за действия малолетнего агрессора родители заплатят штраф, а «оператор», снимавший избиение на видео, может лишиться мобильного телефона и получить штраф до 4000 рублей. Ситуация дошла до Верховного Совета, депутаты направили запрос в минпрос, требуя отчёта о реальных мерах борьбы с насилием. Власти перешли к решительным действиям по всей республике. По поручению Президента ПМР в школах начались циклы классных часов.
«ТРАВЛЕ – НЕТ!»
Профилактикой буллинга в дубоссарских школах занимаются уже не первый год. Вот и на прошлой неделе Дубоссарская гимназия № 1 стала площадкой для откровенного разговора «Травле – нет!». С учащимися беседовали социальные педагоги, психологи и классные руководители. Им показывали видеоролики, посвящённые теме агрессии и её последствий в школьных коллективах. Одна из главных целей таких разговоров – нарушить молчание и сделать так, чтобы позвать на помощь было не стыдно. Надо отметить, что борьба со школьной травлей – это не только лекции, но и глубокая психологическая работа. Как отмечает педагог-психолог дубоссарской гимназии Алёна Кобылянская, крайне важно отличать обычный подростковый конфликт от системной травли. Если конфликт – это естественный (хоть и болезненный) этап взросления, то буллинг – это групповой деструктивный процесс, калечащий и жертву, и свидетелей. Чтобы вовремя заметить беду, в гимназии проводят анонимные анкетирования и используют телефон доверия. Алёна Ивановна подчеркнула, что нравственный стержень закладывается в семье, а задача школы – сопровождать ребёнка, помогая ему выстраивать здоровые отношения со сверстниками и вовремя выявлять скрытые сигналы о помощи.
ЗАБЫТЫЙ РЫЧАГ
На фоне последних событий инициатива Президента Вадима Красносельского о возвращении оценки за поведение в аттестаты выглядит уже как вынужденная мера. Эту оценку несколько лет назад исключили из табеля успеваемости. О том, что такое решение было опрометчивым, говорят педагоги и многие руководители образовательных учреждений. Вадим Николаевич поручил вернуться к обсуждению этого вопроса. По мнению главы государства, оценка поведения должна быть в аттестате о среднем образовании.
Логика проста: если ребёнок знает, что его хамство и участие в травле никак не повлияет на его будущее, он чувствует безнаказанность. К слову сказать, в «моё время» «неуд» в табеле мог закрыть дорогу в хороший вуз, и это заставляло задуматься даже самых заядлых хулиганов. Сегодня же школа часто остаётся беззащитной перед подростковой жестокостью. Кстати, в своём желании вернуть оценки за поведение в табель аттестата мы не одиноки. Минпрос России с будущего учебного года тоже планирует внедрить в школах оценку поведения.
Итак, мы выяснили, что тема травли в последнее время звучит всё чаще. И хотя это вовсе не значит, что дети стали более жестокими, но точно значит, что общество повернуло голову в сторону этой проблемы и теперь намерено решать её более радикально. И чтобы это сделать, нужно в первую очередь своевременно выявлять случаи школьных издевательств и начать действовать до того, как будет нанесён ущерб здоровью детей. В связи с этим хочется обратить внимание родителей на поведение их детей и взять следующие изменения в поведении своих чад под строгий конроль.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Если в жизни ребёнка появились физические следы буллинга: испорченные вещи, порванные тетради, «необъяснимые» синяки; психосоматика: боли в животе или тошнота именно по утрам перед школой; скрытность: ребёнок резко прячет телефон при вашем появлении, выглядит подавленным после мессенджеров; смена маршрута: например, ребёнок начал ходить в школу длинными, окружными путями, а также спад успеваемости: когда все силы уходят на «выживание», на учёбу их просто не остаётся, стоит начать действовать.
Что делать? Не пытайтесь решить вопрос кулаками. Родителям важно не обвинять ребёнка и не говорить фраз типа: «Ты сам виноват», «Просто не обращай внимания». Нужно, прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним и·убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга. Дальше следует сообщить об этом учителю и школьному психологу и сообща найти пути выхода из сложившейся ситуации. Если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу, при сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу, а в случае развития посттравматического стрессового синдрома – немедленно обратиться к специалистам.
Также следует знать, что ни в коем случае не стоит игнорировать случившееся с ребёнком и пускать всё на самотёк. Учите детей конструктивно решать проблемы, без агрессивности, хвалите их, когда у них это получается. Хвалите их, когда они хорошо себя ведут – это поможет им поднять самооценку. Ребёнок должен быть уверен в себе, чтобы отстоять свою точку зрения. Спросите у детей, как прошёл их день в школе, внимательно выслушайте, что они говорят о своих одноклассниках и проблемах. Если вы видите, что кого-то обижают, обязательно вступитесь за ребёнка, даже если обидчиком является ваше чадо. Призывайте ребёнка оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. И ещё – никого не обижайте сами. Если детей обижают дома, они будут вымещать злость на других. Если ваш ребёнок видит, что вы обижаете кого-то другого, насмехаетесь над ним или сплетничаете о ком-то, он будут поступать так же.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ: ЧЕЙ ЭТО ЭКЗАМЕН?
Возврат оценки за поведение в аттестат, как мне кажется, не только про дисциплину ученика. Это в какой-то степени оценка всей нашей системе воспитания. Сможем ли мы научить детей состраданию раньше, чем они научатся включать камеру на телефоне при виде чужой боли?
Сегодня в школьных классах решается вопрос куда более важный, чем знание тригонометрии. Мы учим детей быть людьми. И если для того чтобы остановить удары ногами в школьной раздевалке, нам нужно вернуть строгую графу в аттестат, значит, время пришло. Но важно помнить: никакая отметка в дневнике не заменит честного разговора дома и родительского внимания. Его не купишь ни за какие штрафы.
Пока государственные комиссии пишут регламенты, у каждого из нас есть свой рычаг. Просто спросите своего ребёнка сегодня вечером о том, не было ли сегодня кому-то в его классе очень одиноко или страшно. И может быть, с этого искреннего участия в жизни других детей и начнётся наш путь к выздоровлению.


