«Прошлое – это наши корни, память, из которой вырастает будущее. Забыв о ней, человек теряет себя, а народ – своё предназначение. История не просто череда событий, а память, которая соединяет поколения и не позволяет времени стереть то, кем мы были. Прошлое не пыль на страницах, оно живёт в людях, в их судьбах. Ведь история – это не даты. Это люди», – подчёркивает историк.
Мы встретились в небольшом музейном зале техникума. На полках архивные документы, пожелтевшие фотографии, медали, солдатские письма. «Здесь каждый экспонат не просто вещь, а история чьей-то жизни», – отмечает Пётр Раковчен.
ЭКСПОНАТ КАК ДУША
В небольшом помещении, где каждая деталь пропитана уважением к прошлому, время словно замедляется. На стенах пожелтевшие фотографии, документы, фронтовые письма, медали, выцветшие газетные вырезки. Всё это Пётр Степанович собирал годами, по крупицам, восстанавливая историю родного города, техникума и главное – людей, которые жили, трудились, воевали, любили.
Пётр Степанович встречает меня с улыбкой и сразу предлагает посмотреть «особую витрину» – там вещи ветеранов, учеников и преподавателей, ушедших на фронт. Говорит тихо, с уважением, будто каждый экспонат живая душа.
Рассказывает Пётр Степанович, что идейным вдохновителем создания музея в индустриальном техникуме был сперва фотограф Владимир Вербицкий, он начал комплектовать фонд Ленинской комнаты.
Мой собеседник приехал в Дубоссары вместе с супругой, тоже между прочим педагогом, студенческая любовь между ними стала крепким браком на всю жизнь. На мой вопрос, не сложно ли ужиться под одной крышей двум учителям-лидерам, Пётр Степанович признаётся, что напротив: «Общие интересы скрепляют, мы понимали и понимаем друг друга с полуслова, и трудности преодолевали всегда вместе».
Как молодым специалистам семье Раковчен предоставили жильё, тут они растили детей, строили свою жизнь. Я помню, как в техникуме училось полторы тысячи студентов! Как общежития строили для студентов кубинцев, жизнь била ключом в Дубоссарах, пока не грянул развал Советского Союза и не наступили лихие 90-е.
ОЧЕРКИ О ВЕТЕРАНАХ
«Тяжёлые времена были, детей надо было поднимать, мы с супругой Татьяной Ивановной оба бюджетники… Боль за страну, за народ, хаос повсюду. В какой-то момент пришлось даже выйти на рынок и заняться торговлей. Для меня это было унизительно… Прятал глаза от знакомых, я же преподаватель, а не спекулянт. В торговле нет ничего постыдного, когда честно её ведут, но мне было тяжело, и педагогику я не бросал никогда! Понимаете, у меня никогда даже мысли не возникало бросить своих учеников и заняться бизнесом. Я дышать без работы не смог бы! Правда, чтобы прокормить семью и справить выпускной для дочери я летом уезжал на заработки».
Особая гордость Петра Степановича – серия очерков о ветеранах Великой Отечественной войны. Он сам искал сведения на сайтах «Память народа» и «Мемориал», обращался в архивы России, восстанавливал утраченные биографии. Благодаря его поискам одна из семей впервые узнала место захоронения своего деда. «Для меня это было важнее любых наград, не ради славы и регалий я занимался исследовательской работой. Понимаете, когда я преподавал историю при Советском Союзе, то на изучение Великой Отечественной войны, уходило семнадцать часов! Был разбор причин, изучение биографии политиков, полководцев, последствия на все сферы жизни как человека, так и в целом государства и подробнейшее погружение в битвы, которые оказывали перелом на ход боевых действий. Я подробнейшим образом останавливался на Московской битве, Сталинградской, Смоленском сражении, Курской, сражении за Днепр, Ленинград, Кавказ, операции «Багратион» и Берлинской операции. Сейчас отводится всего три часа! Меня это возмущает», – подчёркивает историк.
Первым был очерк о фронтовике Василии Андреевиче Брагарчуке, его сын в настоящее время работает преподавателем в техникуме. Был материал и о Фёдоре Фёдоровиче Бондаренко, который прошёл всю войну, а потом погиб от рук бандеровцев. Кстати, этот материал был опубликован в республиканской газете «Приднестровье». Стоит отметить, что студенты техникума участвовали не раз в международных конкурсах и писали эссе по очеркам Петра Степановича, и занимали призовые места.
Написал историк и о своём коллеге – Петре Онуфриевиче Мустя. «За героизм в боях он был дважды награждён орденом Красной Звезды. Первую получил за отражение атаки немцев. Как вспоминал сам Пётр Онуфриевич, «утром фашисты пошли в атаку. Мы должны были прикрывать наших артиллеристов. Стреляли со всех сторон. Я приказал огонь не открывать. Держать на прицеле. Дождались, когда немцы вышли на ровный луг, приказал открыть фланговый пулемётный огонь. Атака немцев захлебнулась, они начали отступать. За это меня и наградили». Второй орден Красной Звезды Пётр Онуфриевич получил за поддержку разведки. После окончания Великой Отечественной войны Пётр Мустя участвовал в Маньчжурской операции, в ходе которой советские войска разгромили Квантунскую японскую армию. 2 сентября 1945 года Япония капитулировала. Но и после этого молодых бойцов не отпустили домой, и ещё несколько лет Пётр Онуфриевич в составе армии, которую из Владивостока перебросили на Чукотку, на побережье Берингова пролива, охранял рубежи Советского Союза. После демобилизации из армии в 1950 году Пётр Онуфриевич вернулся в Молдавию, на Родину. Готовил механизаторов для сельского хозяйства. За подготовку кадров, специалистов для Кубы и Вьетнама, он в 1963 году был награждён Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ. За доблестный труд уже в мирное время Пётр Онуфриевич был награждён орденами Октябрьской революции, «Знак Почёта». Его имя занесено в Книгу почёта Госкомитета по профтехобразованию СССР (1965 г.), в 1981 году – в Золотую книгу почёта Молдавской ССР. В 1972 году Петру Онуфриевичу присвоено звание «Заслуженный работник системы профтехобразования Молдавской ССР», – рассказывает Пётр Раковчен.
Надо отметить, что у Индустриального техникума есть свой музей, где собраны исторические материалы за все годы существования учебного заведения. В 2016 году на республиканском конкурсе «Лучший музей организации профессионального образования» музей техникума занял первое место. В 2017 году был награждён дипломом за второе место в республиканском конкурсе в номинации «Фотопрезентация». Все первокурсники начинают учебный год именно с посещения этого музея, где они узнают историю своего техникума, о знаменитых его выпускниках. Музей хранит память и о тех своих выпускниках, кто стал первыми жертвами агрессии Молдовы против Приднестровья, – это В. Готка, В. Мицул, О. Гелетюк. Всего же 28 выпускников тогда ещё лицея пролили кровь, защищая родной город в 1990–1992 гг.
ИСТОРИЯ В СЕРДЦЕ
Руководитель музея Пётр Степанович Раковчен каждый год пополняет музей техникума новыми документами и фотографиями. Здесь можно увидеть фото выпускников и преподавателей 50–60-х годов прошлого века, есть и фото со студентами-иностранцами, которые в советское время приезжали к нам на обучение из Вьетнама, Кубы, Кореи, Болгарии и других стран. Пётр Степанович рассказывает: «После прихода к власти Фиделя Кастро Куба заключила договор с Советским Союзом об оказании всяческой помощи – финансовой, научной, военной и прочей. Наше училище, его материальная база и достижения были настолько известны, что именно ему доверили подготовку специалистов из Кубы, и на основании этого договора уже в 1962 году первая группа молодёжи прибыла к нам на учёбу. Всего тогда приехали 125 человек, для них даже было построено общежитие со спортплощадкой. Наши преподаватели рассказывали, как тяжело проходило обучение иностранцев: те не знали русского языка, преподаватели – испанского. Тем не менее, за год ребята довольно хорошо освоили учебный материал и стали отличными специалистами». Немногие знают, что и наши преподаватели ездили в некоторые страны Африки (Мозамбик, Гвинея), чтобы обучить местных студентов новой профессии. В 60-х годах африканские государства получили свою независимость и постепенно стали налаживать сельскохозяйственную систему. Специалистов в этой отрасли там практически не было, и Советский Союз протянул руку помощи, заключив ряд соглашений с молодыми африканскими государствами».
В голосе Петра Степановича, когда он рассказывает о прошлом, звучит особое уважение к людям и к слову. Интеллигентный до глубины души, он не приемлет грубости и не любит, когда рядом звучит нецензурная брань. В нём удивительным образом сочетаются строгость и доброта. «Мат, хамство, небрежное слово меня ранит. Неужели у человека не хватает словарного запаса, чтобы не использовать в своей речи вульгарщину? Слово – это не просто звук, а энергия, которая должна очищать, возвышать и соединять людей», – отмечает он.
Он много читает, интересуется современными событиями, любит смотреть политические ток-шоу, но разговор с ним – всегда про ценности. Про совесть, честь и человеческое достоинство. Выходя из музея, я поймала себя на мысли, что в этом тихом, скромном человеке удивительным образом живёт сама история. Та, которая не на страницах учебников, а в сердце.
С историком беседовала Яна Сакка


