В историческом материале речь шла о молдавской средней школе, которой исполнилось 111 лет в этом году. Школа была открыта в Российской империи, в селе Магала, 3 ноября 1913 года. Изначально она носила название «Молдавская начальная школа», которая впоследствии стала первой ступенью молдавской средней школы города Дубоссары. Со временем село Магала стало частью города Дубоссары. А здание школы сохранилось до сих пор, сейчас там находится БТИ. В то время большинство населения было безграмотным, и, по данным 1910 года, в Дубоссарах было 5 начальных школ, в которых работало 15 учителей.
В 1930 году молдавская начальная школа города Дубоссары была преобразована в школу-семилетку и располагалась в одном здании с русской школой, а в 1934 году получила статус средней школы. В ней продолжали своё обучение дети начальных школ из Магалы, Кочиер, Рогов, Дубово, Гоян, Лунги, Карманово и др. В апреле 1944 года, сразу после освобождения города Дубоссары и его районов от немецко-румынской оккупации, школа возобновила свою деятельность. В ней работали 6 педагогов. Долгое время молдавская средняя школа была единственной не только в городе, но и в районе. При школе функционировал интернат для учащихся из сельской местности.
Располагалась школа в центре города, по улице Ленина, 146, до 1966 года. Сейчас там находится военный комиссариат города Дубоссары. С 1966 года по 1989 школа находилась по Шикунова, 1, после – на Свердлова, 9 в одном здании с русской школой № 1. В 2008 году школа вновь получила свой прежний адрес: Шикунова, 1.
Гордостью молдавской школы являются музей и Центр молдавской культуры. В них собраны богатейшие материалы об истории родного края, учебного заведения, обычаев и традиций молдавского народа. Заслуга по сохранению истории и традиций молдавского этноса принадлежит директору школы Василию Васильевичу Дзенгану. Между прочим, он выпускник молдавской школы.
МОЯ БАБУШКА
«Надо же, как интересно!» – подумала я и разместила снимок в социальной сети Инстаграм. Вскоре мне написала педагог Алёна Ивановна Кобылянская: «Яна, спасибо! Будулуца Вера Ивановна – моя бабушка! У нас в семье тоже есть такая фотография, и мы её бережно храним». «Об этой истории обязательно надо рассказать нашим читателям», – подумала я и решила встретиться с педагогом гимназии №1 Алёной Кобылянской.
Сразу после окончания уроков и, невзирая на усталость после рабочего дня, моя героиня приветливо улыбнулась и предложила мне чашечку чая. Моя собеседница располагает к себе с первых минут разговора. Голос мелодичный и невероятно ласковый взгляд, складывается впечатление, что ты знаком с ней давно-давно. А дети её просто обожают, и это мне известно не понаслышке. Она классный руководитель сына моей коллеги Анастасии Лукияненко. Мальчики и девочки не только, затаив дыхание, слушают Алёну Ивановну на уроках, но и делятся с ней секретами.
МЕЧТА СТАЛА РЕАЛЬНОСТЬЮ
Только вдумайтесь, педагогический стаж семейной династии Алёны Кобылянской превышает 240 лет! Её основателем был ветеран Великой Отечественной войны Иван Иванович Будулуца, много лет проработавший учителем физики. И женщины его большой семьи пошли по стопам отца, деда и прадеда. Старшая дочь ветерана, Лариса Ивановна Суходол, уже шестьдесят лет учит детей математике в школе № 5. Младшая, Людмила Ивановна, тоже математик в Бендерском педагогическом колледже. Две педагогические специальности у его внучки Алёны Ивановны Кобылянской: педагог-психолог и учитель биологии. К слову, супруги дочерей Ивана Ивановича – Иван Владимирович и Анатолий Иванович тоже педагоги.
Моя героиня с самого детства мечтала стать педагогом и быть похожей на свою бабушку, Веру Ивановну Будулуца. И мечта стала реальностью. Вот уже как четверть века Алёна Ивановна работает учителем.
ФОРТЕПИАНО
Продолжила семейную династию правнучка Ивана Ивановича Будулуца, дочь Алёны Ивановны – Вероника Кобылянская, которая сейчас студентка. Ей я тоже решила задать несколько вопросов. «Ты с детства видела учительский труд, как бабушка и мама до поздней ночи сидели над тетрадями, как беспокоились о своих учениках, словно те для них родные дети. Наверняка тебе даже меньше порой уделялось внимания, потому что всю энергию мама и бабушка отдавали школе. Тебя эти знания не испугали, когда ты решила стать педагогом?» – «Я мечтала стать учителем математики, как моя бабушка. Да, конечно, я видела всю изнанку этой профессии и видела, сколько труда вложено в подготовку к каждому уроку. Это всегда меня мотивировало работать больше».
«Совсем крошкой ты застала дедушку. Он рассказывал тебе о времени, когда сам работал учителем? Какие воспоминания у тебя отложились в памяти?» – «Я отчётливо помню, как мы часто собирались у дедушки и за круглым столом обсуждали события, которые происходили в жизни и работе у каждого. Дедушка всегда слушал, а потом давал мудрые советы. И очень удивлялся всему новому, что облегчает работу педагога, рассказывал, в каких условиях он работал в своё время, какие приспособления изобретал. Дедушка очень любил слушать, когда мы с братом играли на музыкальных инструментах. Именно благодаря ему у меня появилось фортепиано – это его подарок!».
Кстати, о фортепиано – Алёна Ивановна мне рассказала трогательную историю: «В раннем детстве Николь нужно было разрабатывать ручку, и дедушка как-то позвонил и сообщил, что купил фортепиано. Это было немыслимо! Времена сложные, дедушка на пенсии и такой сюрприз (улыбается). Инструмент дедушка нашёл по объявлению в газете. С годами инструмент расстроился. Однажды под Новый год спрашиваю дочь, какой подарок она хотела бы получить. И Николь попросила настроить фортепиано. Мы его бережно храним, как и многочисленные фотографии нашей семьи. Часть фотографий и документов мы передали музею молдавской школы. Дедушка с детства хотел стать учителем. Но война поменяла жизненные планы. Более двух с половиной лет вместе с семьёй он находился в оккупации, а в апреле 1944-го, когда Дубоссары были освобождены от фашистов, добровольцем ушёл на фронт. Служил в противотанковой артиллерии. Был наводчиком, затем командиром орудия. Кавалер орденов Славы и Отечественной войны, медалей «За отвагу», «Победу над Германией», участвовал в освобождении Бессарабии, Румынии, Венгрии и Югославии, трижды был ранен, и хочется, чтобы последующие поколения помнили, какой ценой завоёван мир на нашей земле».
БОЛЬШЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
«Алёна Ивановна, за годы преподавательской деятельности у вас есть уже своя методика?» – «Детей нужно любить, и точка! Они очень чувствуют фальшь и неискренность и остро реагируют на неё. Их нужно любить всем сердцем. Непередаваемые эмоции испытала, когда моя ученица Татьяна Менар пришла работать педагогом! Значит, я всё сделала правильно и в выборе профессии не ошиблась. Почему именно учитель? Учитель – первый после мамы человек, который встречается детям на их жизненном пути и учит первым шагам, первым знаниям. Для меня возвращение моих учеников в школу и есть высшая оценка», – считает педагог.
Ещё об одной удивительной истории рассказала моя героиня. Её дочь Вероника разбирала дедушкины рукописи, он после войны писал стихи, и нашла среди бумаг тетрадь, в которой дедушка описал весь свой боевой путь. Стали сравнивать факты с историческими документами на сайтах «Память народа», «Подвиг народа». Там всё совпадало с именами, отчествами командиров, с названиями населённых пунктов. По дедушкиной тетради Вероника потом написала историческое исследование и заняла призовое место на международном конкурсе «Правду о Победе сохраним!». «Мы сделали электронную версию рукописи дедушки и разослали всем родственникам, даже в Германию. Считаем, что эта семейная реликвия должна быть у каждого члена семьи в нашей династии», – рассказывает Алёна Кобылянская.
В ходе нашей беседы я не могла не спросить мнение педагога о модных сейчас «личных границах». «Ребёнку нужно давать свободу» – часто слышу такую фразу. На самом деле вся наша жизнь – это нахождение баланса между ограничением и свободой. Чем старше мы становимся, тем меньше у нас свободы и больше ответственности. Свободы на самом деле не существует. Это всё придумки и иллюзия. Для меня свобода напрямую связана с ответственностью: возьми столько свободы, сколько можешь нести ответственности. Твоя свобода не должна стать моей ответственностью. Конечно, так не бывает и каждый человек норовит эту формулу нарушить, перекинуть ответственность за свою свободу выбора на другого. Свобода ребёнка должна иметь определённые рамки, и необходимо сохранить баланс между контролем и свободой. Важно объяснить ребёнку, что ограничения существуют не для того, чтобы контролировать его, а с целью обеспечить его безопасность. Например, если ребёнок хочет долго сидеть с гаджетом, стоит объяснить, почему это важно, например долгое сидение перед экраном может навредить глазам и мешать качественному сну. По мере взросления границы выбора можно расширять, предоставляя ребёнку больше свободы в принятии решений, таких как планирование времени для выполнения домашнего задания или участие в секциях».
У НАС ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ МОЛОДЁЖЬ
Сейчас принято ругать молодежь: якобы она ничего не хочет, инфантильна и вообще выросло целое поколение потребителей. «В этих высказываниях нет ничего нового. Ещё древние греки ругали свою молодёжь и с ностальгией вспоминали времена ушедшие, «золотой век». Так было совсем недавно, когда появился телевизор, и старшее поколение ругало ту молодёжь, которой сейчас 50-60 лет, за то, что они не читают книг и увлекаются просмотром фильмов и передач. Так происходит сейчас, когда распространение получили смартфоны и Интернет. Технологические изменения, конечно, влияют на человечество. Процессы глобализации, социальные сети, изменения в языке – это объективные факторы нашей реальности. Бороться с ними всё равно что сражаться с ветряными мельницами. Единственное, что меняется, – это система ценностей. Вместо честности, трудолюбия и совести пропагандируются установки индивидуального успеха и персонального комфорта, а для достижения этих целей нужно идти по головам, не брезговать обманом, избегать ответственности. Но хулители молодёжи всегда забывают об одном важном моменте. Кто воспитал эту молодёжь? Да они же сами и воспитали. Поэтому когда старшее поколение ругает молодёжь, оно ругает себя – за своё неумение воспитывать, прививать нравственные ценности и уважать друг друга. У нас замечательная молодёжь! И у неё есть чему поучиться. Она креативная, активная, уверенная в себе. Вот я часто спрашиваю совета у ребят, как например, смонтировать видео. И получается, что мы на равных. И это здорово!
МЫ – ОДНА БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
Приведу ещё пример. Я летом работала в нашем детском лагере, и вместе со мной за детками присматривали воспитатели Илья Капацина и Александр Усков. Эти ребята сироты, они окончили Глинойскую школу-интернат, поступили в институты, участвуют во многих проектах за рубежом. Восхищаюсь ими! Разве с них нельзя брать пример? Мне повезло: в гимназии много творческих детей. Мы говорим, спорим, что-то я поддерживаю, с чем-то не соглашаюсь, но у всех одинаково горят глаза. Моя главная задача – не погасить эту искру, направить в нужное русло. Мы одна большая семья», – уверенно говорит педагог.
И в завершение нашей беседы я спросила у своей героини, есть ли в их семье традиции. «Безусловно! Ушёл из жизни дедушка, но традиция «семейных педсоветов» осталась. Мы по-прежнему любим собираться за большим круглым столом и обсуждать не только события личной жизни, но и новые методы и методики. Понятие «династия» связано с тружениками, передающими из рода в род мастерство. Если бы каждому из нас снова пришлось сделать выбор, заново прожить жизнь, несомненно одно: мы бы снова выбрали профессию педагога. Сердце радуется, когда видишь искрящиеся глаза детей, оттого что их любят, уважают, им доверяют, с ними советуются и дают возможность самостоятельно делать выводы. А ещё мой супруг говорит, что в нашей семейной династии есть учительский ген (улыбается)».
О любви к детям писала Яна Сакка