Сегодня подобное заведение смело бы назвали салоном красоты. Но во времена СССР такого понятия не было, и все манипуляции для преображения женского и мужского образа совершали парикмахеры. Советские парикмахерские были отдельным миром, который развивался и совершенствовался с годами.
В Дубоссарах в начале 80-х годов на город и район работало лишь две парикмахерские – в Доме быта и по улице Советской. В то время все они делились на два зала: мужской и женский, стены были украшены фотографиями актёров и киноактрис, образцами модельных стрижек и красивых укладок, а в воздухе всегда висел характерный и никогда не выветривающийся запах нагретых волос, средств для химической завивки и одеколонов. В мужском зале клиент мог сделать стрижки: «бокс», «полубокс», «молодёжная», «канадка», «модельная».
О том, как была налажена работа в советских «салонах красоты», какая атмосфера царила в коллективах и как после развала СССР влились в новый виток индустрии, – в нашей беседе с Татьяной Пеленович: её стаж работы мастера мужских стрижек составляет уже 45 лет.
Мы встретились на рабочем месте Татьяны – в салоне красоты «Новый стиль». Здесь парикмахер работает второй год. Многие говорят, чем старше человек, тем сложнее адаптируется к переменам. Но это точно не про мою собеседницу. Даже спустя 17 лет работы на одном месте она не побоялась сделать шаг в неизвестность и начать всё практически с нуля. В прошлом году они с коллегами решили открыть свой салон красоты. Сказано – сделано. «Опыт есть – остальное приложится», – решили бьюти-мастера, осуществили задуманное и ни разу не пожалели об этом. Новое место, новые условия не испугали постоянных клиентов, которые пришли за своим мастером. А как иначе, ведь многие приходят к Татьяне не только как к профессионалу, но и за приятным общением.
Надо сказать, Татьяна человек оригинальный. Садясь к ней в кресло, вы не услышите подхалимства или лести, напротив, правду скажет в лицо, не оробеет. Но лишь с пользой для дела: например, выбранный тип стрижки клиенту не подойдёт или, наоборот, надо посоветовать что-то не совсем обычное. Этот дерзкий и в то же время весёлый характер и притягивает клиентов. Прямая, острая в суждениях, с оригинальным чувством юмора – именно такой знают её мужчины, которые стригутся у Татьяны не один год. Многие из них остались верны своему мастеру ещё с советских времён. Некоторые впоследствии привели детей, а те уже и внуков.
Трудовой путь моей собеседницы начался в 1979 году. Сразу после школы пришла работать в ателье по пошиву пижам. Там девушка выполняла прострочку манжетов. Однажды знакомая мамы, которая работала в быткомбинате, предложила Тане пойти учиться на парикмахера. По направлению от быткомбината девушка училась в Кишинёве, после чего вернулась в Дубоссары. Здесь её распределили на работу в женский зал парикмахерской по улице Советской. «Это были незабываемые впечатления. Народу в парикмахерской уйма. Мне выделили кресло для работы. Но я привыкла, что на практике мастер наблюдал за мной, корректировал. А тут впервые – сама. Я испугалась и спряталась в подсобке. Подходит коллега и спрашивает: долго ещё тут сидеть будешь? Пришлось выйти. Постепенно всё стало получаться».
Через короткое время Татьяну перевели в парикмахерскую Дома быта. Свободных кресел для работы на тот момент не было, и девушке приходилось со всеми лаками, фенами, одеколонами, бигуди переходить с места на место, заменяя отсутствующих по разным причинам коллег. Говорят, что ни делается – к лучшему. И, может, не случись этого фактора – не было бы сегодня мужского мастера Татьяны Пеленович. Но устав от мытарства, она решается перейти работать в мужской зал. Попросилась – перевели. «Было, конечно, страшновато, я-то мужские стрижки не изучала. Но попробовать решила. Помню как сейчас первое задание: постричь «канадку». Какой там! Я-то привыкла к «олимпиям», «гаврошам», «сессонам», а тут – «канадка». Как же долго я стригла бедного мужчину! Коллеги поняли, что мне нужна практика, и закрепили за мастером. И уже через полтора месяца я стригла самостоятельно».
С ностальгией вспоминает Татьяна и первое своё знакомство с машинкой для стрижки. Говорит, что вначале боялась её, и даже пришлось какое-то время привыкать к звуку и вибрации. Первые немецкие машинки были без насадок. Работали под расчёску. Но после долгих лет работы так привыкла, что не сразу перешла на современные – с насадками. А прощаясь с кормилицей своей, даже расчувствовалась и всплакнула.
С тёплой улыбкой вспоминает Татьяна время работы в советской парикмахерской: «Коллектив дружный был. В зале 6-7 мастеров трудились. Трудились усердно, зато и отдыхали весело. Вот так целый день поработаешь с разными средствами, надышишься, да ещё и пропахнешь с ног до головы. С нас аромат одеколонов даже не смывался уже. Помню, как шли в ресторан вечером с коллегами, а от нас шлейф тянулся – «Русский лес», «Шипр», «Красная Москва», «Полёт». И все знали: парикмахеры идут».
Шло время, быткомбинаты распались, парикмахерские стали закрываться. На их место пришли патентщики, или, как их называют, индивидуальные предприниматели. Освоились и с этим. Пришлось перестраиваться под новые условия труда, закупать своё оборудование, косметические средства, инвентарь. Во время военного конфликта 1992 года моя собеседница работала в салоне по улице Советской и каждый день ходила на работу. Бывало, и пули свистели где-то рядом. Одна даже упала на порог магазина, из которого они с коллегой только что вышли. В это непростое время у каждого была своя миссия. И они вносили свою маленькая лепту в общее дело – бесплатно стригли бойцов и гостей города, приезжавших на помощь дубоссарцам.
Сегодня салон «Новый стиль» развивается и совершенствуется с каждым днём. Здесь светло и тепло, а ещё уютно и очень душевно. И во многом благодаря той искренней заботе о своих клиентах, которую дарят прекрасные мастера своего дела. И ещё один маленький нюанс, о котором нельзя умолчать. Рабочее место моей собеседницы сегодня весьма необычно для парикмахера мужских стрижек. На полочках красуются многочисленные баночки, бутылочки, тюбики, расчёски. Казалось бы, мужская стрижка – взял машинку, ножницы и готово. Но в арсенале у Татьяны есть и тяжёлая артиллерия – стайлер для облегчения стрижки волос, моделирующие гели, воски, пудры, шампуни с экстрактом коры дуба, красного клёна, берёзы и чёрной ели. А для своих маленьких клиентов совсем недавно Татьяна приобрела кресло в виде автомобиля, в котором ребятам очень нравится сидеть, рулить и играть, пока мастер колдует над их модным образом.
Мужчины ценят эту заботу и возвращаются к своей Татьяне. Бывает, что и без повода забегают, просто поздороваться, что неудивительно. «Это же мои мужчины, – говорит Татьяна, – и всё лучшее – для них!».