Одна из моих любимых цитат писателя Марка Твена: «Танцуй так, как будто на тебя никто не смотрит. Пой, как будто тебя никто не слышит. Люби так, как будто тебя никогда не предавали. И живи так, как будто земля – это рай». Кажется, я знаю, кто станет героиней моей следующей истории. И для кого эти слова могли бы стать эпиграфом жизни.
Ранним утром стремительной и летящей походкой в редакцию
газеты «Заря Приднестровья» вошла девушка, словно с обложки модного журнала. Что
поражает в её облике прежде всего – так это осанка. Она даже на стул садится
изящно. Стильный и продуманный до мелочей образ, клетчатая рубашка цвета кофе с
молоком, брюки в тон и модное каре. Знакомьтесь: хореограф Дворца
детско-юношеского творчества, руководитель ансамбля эстрадного танца
«Серпантин» – Александра Геннадьевна Козлова.
ТАНЦЫ И МОДА
Моя героиня выросла в семье, далёкой от творчества, но ей и
старшей сестричке никогда не мешали выбирать свой жизненный путь. В итоге
сестра стала известным дизайнером и выпускает свою линию одежды. Ни для кого не
секрет, что отец Александры – тот самый защитник республики, кого называют
«приднестровский Че Гевара». Он, безоружный, остановил колонну опоновцев с
муляжом гранаты. Должно быть, сила духа и характер моей героини передался ей по
наследству. Между прочим, они с сестрой так гордятся своим отцом, что решили не
менять фамилию. Впрочем, подробности из жизни Александры, которыми она
откровенно поделилась со мной, прямо указывают на то, что у неё характер сильной
женщины, которая сама сделала себе имя.
А началось с того, что Александра вслед за старшей сестрой
всеми фибрами души пожелала танцевать, как она. И попросила маму привести её
туда, где всё время звучит музыка. Разумеется, никто не пожелал кроху пяти лет
принимать в студию танцев, но после рыданий на ступеньках дворца
детско-юношеского творчества над ней сжалились и согласились. Кроме танцев
Александра Козлова занималась в театре моды «Контраст» у Светланы Георгиевны, а
затем у её дочери Ольги Викторовны Дубаевой. За что выражает слова
благодарности, так как благодаря им научилась держать осанку и красиво
дефилировать на каблуках высотой 15 сантиметров! А ещё хореограф сокрушённо
добавляет, что в пору её юности на концертах Дворца детско-юношеского творчества
зал был забит до отказа. А на сегодняшний день на праздничные концерты мало кто
приходит из дубоссарцев, разве что родственники юных артистов. И детки сильно
расстраиваются, когда видят пустой зрительный зал. Почему так?
ТАНЕЦ «ЧЕБУРАШКА»
– А Вы помните свой первый выход на сцену. Какой это был
номер?
Очаровательно улыбаясь, Александра Козлова ответила: «Помню.
Эти воспоминания греют душу до сих пор. В ярких костюмчиках, которые шила сама
Елена Андреевна Хамраева, мы выходили на сцену, а танец назывался «Чебурашка».
А самым строгим родительским наказанием для меня с сестрой был запрет идти во
дворец. Это, конечно, редко случалось, только если мы получали плохие отметки в
школе».
Кстати, теперь во Дворец детско-юношеского творчества ходит
и дочь моей героини, девочка с необычным именем – Лина и с огненной копной
волос. Девочка уже победительница множества детских международных танцевальных
конкурсов.
– А сложно ли ей воспринимать маму-педагога? Наверняка,
чтобы не было пересудов, приходится стараться больше других?
– Да, так и есть. С ней я строже, чем с другими ребятами,
поблажек лишь только потому, что она моя дочь, у меня нет. Но Лина просто горит
сценой, и мне не приходится её принуждать. Танцами она занимается с двух лет. Я
брала её на работу, и она, наблюдая за мной, повторяла дома движения. Тогда я
решила, что ей нужно заниматься танцами профессионально. Природная пластика
плюс усердие, и в результате случается та самая магия танца. Да, мне известно,
что про меня говорят, что я строга с детьми. Но уверяю вас: без дисциплины нет
порядка и метод кнута и пряника самый действенный. Я безумно люблю детей, и к
каждому у меня свой подход. К примеру, есть такие детки, на которых нельзя
голос повышать, а есть те, кого это только мотивирует. Каждое занятие у меня
начинается с обнимашек, и я без деток всегда скучаю, – рассказывает хореограф.
РЕЖИССЁР «ЛИКВИДАЦИИ»
Несмотря на то что Александра после уроков сразу спешила на
любимые танцы и приходила домой к вечеру, она после окончания школы решает
выбрать «серьёзную» профессию. Получив диплом инженера по системе менеджмента
качества, моя героиня чувствует, что выбрала не тот путь, и нестерпимо скучает
по танцам и сцене. И она принимает решение, которое кардинально изменило жизнь
и судьбу. Девушка едет в Москву, где встречает, как её тогда показалось, любовь
всей своей жизни. А ещё устраивается на работу художником по костюмам на
«Мосфильм»! Тут как раз и пригодился утончённый вкус и стиль, не зря она
занималась в театре моды «Контраст». Творческий подход Александры пришёлся по
нраву многим режиссёрам. Последний проект, в котором участвовала моя героиня,
был нашумевший кинофильм «Жизнь и судьба» российского режиссёра Сергея
Урсуляка, того самого, который снял всеми любимый кинофильм «Ликвидация».
– А у Вас есть фотографии с режиссёром или актёрами?
– Мне было неловко подходить к ним с просьбой сделать
совместное фото. Это же не обезьянки на пляже, такие же люди, как мы. Я не
чувствовала к себе отношения как к девушке из провинции, нет, абсолютно на
равных. Когда находилась в роддоме, меня уговаривали вернуться. Но назад пути
нет, – чуть дрогнул голос, и затем, собрав волю в кулак, широко улыбаясь,
Александра призналась, что, познав горечь любви, она приняла решение вернуться
домой и начать жизнь с чистого листа.
«СЕРПАНТИН» КАК СЕМЬЯ
Как-то прогуливаясь с коляской по улочкам Дубоссар,
Александра встречает своего преподавателя по танцам – Елену Андреевну Хамраеву,
и та предлагает ей прийти во дворец и попробовать себя в качестве хореографа.
Поначалу моя героиня сомневалась в своих силах, но внутренний голос
подсказывал, что стоит рискнуть. И вот уже прошло больше десяти лет с тех пор,
как Александра Козлова преподаёт ребятам мастерство танца. За эти годы ансамбль
эстрадного танца «Серпантин» покорил не одну международную площадку. А накануне
танцевальный коллектив привёз оглушительную победу на конкурсе в Болгарии. В
международной спартакиаде участвовало больше ста стран! Наши юные танцоры
показали не только мастерство, но и колоссальную выдержку. Некоторые номера
судейская команда рассматривала в девять вечера!
Стоит отметить, что на сегодняшний день «Серпантин» посещает
около двухсот детей от семи до семнадцати лет. Кроме Александры Козловой в
«Серпантине» преподаёт также выпускница Елены Хамраевой, замечательный
профессионал – Олеся Георгиевна Поприцак. Между прочим, дети из обеих групп
дружат, и между хореографами нет зависти и конкуренции, а только партнёрские и
дружеские отношения. О чём говорят недавние гастроли в Велико-Тырново, которые
только сплотили «Серпантин». Несколько дней ребята колесили в двухэтажном
автобусе, и старшие присматривали за младшими, как в одной большой семье.
ТАНЦУЙ ТАК, КАК БУДТО НИКТО НЕ СМОТРИТ…
Нередко актёров, певцов или танцоров просят вне сцены
продемонстрировать свои профессиональные навыки, в то время когда они хотят
побыть просто обычными людьми – так же посидеть в кафе, в кинотеатре или на
вечеринке. Поэтому я не могла как журналист не задать вопроса преподавателю
танцев, часто ли её просят на дружеских посиделках показать своё мастерство. На
что Александра Козлова откровенно сказала, что раньше – да, просили чуть ли не
концертное представление устроить. Но моя героиня говорит, что крайне редко
сейчас танцует. Пожалуй, только дома с Линой или в тесном семейном кругу. Танцев
ей хватает на работе.
– После успешной карьеры в Москве Вам не тесно в Дубоссарах?
– Вовсе нет. Мне нравится ритм нашего города. Я люблю свою
родину, чувство патриотизма в нашей семье не пустой звук. Я сделала выбор и
несу за него ответственность. В большом городе ты вынужден зарабатывать и
строить карьеру и не можешь уделять своим детям много времени. А у меня Лина на
первом месте, ради неё и живу. У нас чистый воздух, нет преступности, как в
мегаполисах, и замечательные люди живут. У нас хорошая база творчества, и
знания, которые тут получают, позволяют нашим детям стать профессионалами в
любой точке мира. Некоторые мои выпускники связали свою жизнь с творчеством и
успешно себя реализуют как в России, так и в Европе. А вот когда моя дочь
станет взрослой и решит покинуть наш город или, напротив, захочет остаться, я
не буду препятствовать и приму любой её выбор, – подчёркивает хореограф.
А в завершение нашей тёплой и доверительной беседы я
спросила, о чём мечтает моя героиня. «Чтобы все дети на Земле были счастливы. А
ещё, наверное, я бы хотела (улыбается)… Перед выступлением постоянно говорю
своим детям: «Танцуйте так, как будто на вас никто не смотрит».
С хореографом беседовала Яна Сакка