вторник, 23 января 2024 г.

«Морозко» столетней выдержки

Что в нашем мире вечно? Хороший вопрос, учитывая, что сами мы смертны. «Жизнь коротка, искусство – вечно!» – так считал знаменитый греческий мыслитель, врач и естествоиспытатель Гиппократ, живший ещё в V веке до н.э. Мудреца нет уже больше двух с половиной тысяч лет, но истина, изложенная им, с каждым столетием только крепчает. И бессмертные памятники искусства всё больше завоёвывают сердца людей.

Но случается, что с годами, под влиянием идеологий и эпох, эти уникальные творения немного корректируются. Лишь капельку и только с добрым умыслом. На выходе – совсем иной продукт, со своим значением и посылом. И мы, современные люди, редко не акцентируем внимание на мелочах. Ну, переделали – так тоже хорошо. Тут подрезали, там убрали, здесь немного добавили, и – вуаля! Новый памятник искусства! Но бывает, что такие трансформации полностью затмевают прототип. И важная мысль предков, робко доносящаяся до современных умов из глубины творения, остаётся неуслышанной. Так часто происходит со словесными произведениями, которые в век видеоряда активно экранизируются. 

Тем интереснее заглянуть порой туда, откуда начался путь известного, казалось бы, произведения. В эти снежные праздничные дни мне посчастливилось познакомиться с одним из уникальных фильмов прошлого столетия. В прошлом году в ютубе появилась сказка «Морозко» 1924 года выпуска! В этом году фильму уже исполняется 100 лет! Ещё год назад на форумах киноманы писали, что полную версию этого фильма на просторах интернета найти невозможно. Был лишь 4-минутный отрывок и стоп-кадры из киноленты, которые завораживали зрителей своими сценами. Ценители старого кинематографа делились, что после того, как картину убрали из проката, плёнку отправили в архив, а вопросом её оцифровки так никто и не занялся. И вот, цифровая версия «Морозко» появилась в широком доступе. И зрители припали к экранам своих мониторов. Задумайтесь только: 1,5 миллиона просмотров меньше чем за месяц! Волей-неволей решишь посмотреть, что за диковинка покорила пресытившихся гурманов «синематографа» 21 века.

Знакомство с «Морозко» у большинства из нас начинается в детстве, с тех сказок, что читала нам мама. Чаще всего это была версия из сборников сказок, собранных А.Н. Афанасьевым, который стремился сохранить все особенности первоначальных записей, не позволяя себе никаких литературных переработок, ограничиваясь ролью редактора и издателя. В основе его сборников лежат записи из архива Русского Географического общества, а также записи В.И. Даля, П.В. Киреевского, И.И. Срезневского.

Именно по мотивам этой сказки, не отводя сюжет в сторону, и снял свою версию фильма Юрий Желябужский в 1924 году. Более поздняя версия – известная всем сказка «Морозко» 1964 года, отснятая уже Александром Роу, на экранизацию русской народной не претендовала. Она снята по мотивам славянского фольклора, который подвергся глубокой переработке, и результат заставил позабыть исходную сказку. «Морозко» Александра Роу – это, прежде всего, собирательный образ различных народных сказок, квинтэссенция всего русского, мистического и загадочного.

Столетний «Морозко» Юрия Желябужского – немой фильм. Но говорит он красноречивее любого современного кино. Создан он был в молодой державе СССР, на студии «Межрабпом-Русь». Несмотря на небольшой хронометраж – в 40 минут, сказка произвела большой фурор, в первую очередь на юных зрителей. Особенно детвору поразил Дед Мороз, совсем не такой, каким его изображали на картинках, открытках и представляли на праздничных ёлках. Впечатление, по правде сказать, этот Морозко производит и на современных зрителей, и даже на взрослых. В фильме Желябужского Морозко вначале показывается как странное, жутковатое существо. Тело его было в виде древесного ствола, а руки – снежные ветки. Над всем этим высится голова в виде шара с торчащими в разные стороны седыми волосами. Среди снежных косм выделяется крючковатый птичий нос и пара сверкающих глаз. Кстати, передвигается это существо по деревьям, перепрыгивая с ветки на ветку. Во времена, когда спецэффекты в кино были ещё на стадии развития, эти трюки выполнялись человеком. В этом образе скакал артист цирка, клоун-акробат Виталий Лазаренко. Его Морозко получается жутким. Эта пластика, напоминающая движения обезьяны… Этот страшный взгляд… Прибавьте к этому глубокую удручающую музыку – и мурашки обеспечены. Перед замёрзшей Марфушенькой чуть позже появляется уже совсем другой Морозко – самый обычный добрый Дедушка Мороз. Роль Морозко-жениха сыграл Борис Ливанов. Это отец известного советского актера Василия Ливанова. Для Бориса Ливанова это была первая роль в кино.

Весь фильм очень живой, полон таких нынче архаичных, подлинных деталей быта. Например, домашние животные живут и спят в избе. Одежда, интерьер, лица односельчан – совсем не нынешние типажи. Всё такое давнее и выглядит очень аутентично. Дыхание времени в каждом кадре. Благодаря этому фильму мы можем увидеть лица людей, выросших в ХIX веке. Например, злую старуху-мачеху играет Варвара Массалитинова, родившаяся в 1878 году, во время правления Александра II, представляете? Возможно, вы её помните по фильму «Александр Невский» 1938 года, где она сыграла мать Буслая.

Старика сыграл Василий Топорков. У актёра 16 ролей в кино. Причём первая роль была ещё в 1913 году. А последняя – в фильме «Девушка без адреса». Его образ мужика, этакого «подкаблучника», также создан прекрасно. В фильме Роу он даже чуть ли не «копируется».

Марфушенька тоже есть. Только это не дочь старухи, а её падчерица, добрая девушка. Играет её Клавдия Еланская, красавица типажа Серебряного века. В кино у неё было всего три роли – Марфушка, княжна Лиговская в фильме «Княжна Мери» и Ксения Николаевна в фильме «Дом, в котором я живу». Как точно показано замерзание Марфуши: она отвечает на вопросы Морозко засыпая, едва ли понимая, что спрашивают, бормоча в фазе замерзания, как при погружении в последнюю дрёму. Очень психологически сильная сцена! И это всё без слов. Лишь диалоги в титрах на экране. И читать их одно удовольствие. В «Морозко» много слов, которые современному зрителю непонятны: голик (веник), исподка (разновидность рубахи), шубное опахало (покрывало из шубы). Благодаря этому мы немного знакомимся и проникаемся разговорной речью столетней давности.

Отдельный интерес – звуковое сопровождение этого немого фильма, отреставрированного современными цифровыми средствами. Оно заслуживает высочайшей похвалы. Те, кто этим занимался, могли бы записать звуки, имитацию сеанса в синематографе. Но они выбрали гораздо более атмосферную музыку, полностью передающую дух времени и событий.

Мрачен, хоть и строго по-книжному, и конец сказки. Старухина дочь говорила с Морозом нагло, не подчиняясь его воле, и он заморозил её насмерть. Очень удивляют последние кадры фильма. Старуха только что потерявшая единственную дочь, радостно пляшет на свадьбе падчерицы.

В общем фильм богат как на атмосферу, так и на подтексты, заложенные фольклорными мотивами. В наше время увидеть такой уникальный памятник традиций, быта и словесности 19 века – просто счастливый случай! Печь, сани, одежда – всё настоящее, не бутафорское. Посмотрите – не пожалеете! Фильм «Морозко» 1924 года – сказка, которая помогает увидеть эпоху, которая закончилась больше века назад.

Анастасия Лукияненко



Поделиться