Было это давно, в начале 2000-х, осенью. Почему-то никто из нас не помнит этой «прекрасной» даты точно. Нашей съёмочной группе пришлось тогда поехать в Кривой Рог вместе с педагогами ПГУ на международную педагогическую конференцию. Партия сказала: «Надо!» – комсомол ответил: «Есть!». Без командировочных. Без назиданий. Без точного адреса своего проживания. Просто в одной маршрутке с ПГУ. Поехали!
Мы тогда были совсем молодыми энтузиастами, не отвечающими себе даже на вопрос: «А за чей счёт банкет?». В нашем понимании это было просто круто, ведь снимать далеко за пределами родного города само по себе уже интересно, неизведанно и манко! С собой, конечно, кроме сменки белья, ничего и не взяли – а зачем еда-вода-деньги в дорогу? Главное, камера, аккумулятор, запасная кассета, блокнот и ручка. Мы ж не сами по себе, как-никак важный элемент механизма – съёмочный.
День отъезда, два часа дня, мы, добравшись своим ходом, – в Тирасполе у ПГУ. Оказалось, в маршрутке о нас с моей коллегой Анжелой никто и не знает, не ведает и места освободить не торопится. Нам бы ещё тогда задуматься, всё ли по плану, и, как минимум, уточнить у начальства, да мобильников не было и жизненной сноровки тоже – раньше впросак не попадали, на том и хорошо.
Спустя время таки всё определилось, маршрутка заполнилась и, отчалив, отправилась в неближний путь. Через шесть-семь часов должны были бы оказаться в Кривом Роге. Как же мне нравится это пресловутое сослагательное наклонение – «бы»! Вечно оно встревает в жизнь без разрешения и тогда, когда меньше всего нужно…
Поздней осенью рано смеркается. Наш транспорт припарковался у придорожного магазина для удовлетворения всяческих нужд пассажиров. Именно здесь мы с коллегой почувствовали, что неплохо бы перекусить, однако скудный запас, оттянутый из семейного бюджета на внеплановую поездку, предложил дождаться приезда на место. Так сложилось, что знакомых в транспорте не было и предложить нам какой-нибудь бутерброд было некому. Мы переглянулись, улыбнулись и поняли, что пришло время худеть!
После перекуса народ в маршрутке приумолк и задремал. Время пути ещё есть. Однако спустя три часа стали появляться вопросы, почему мы ещё не на месте. Водитель с уверенностью сказал, что всё в порядке, пришлось ехать по объездной.
Ночная дорога сузилась, по сторонам на неё нависли недружелюбные тени придорожного леса, а наш водитель Вадим выразительно так зазевал – то ли от усталости, то ли от нудного пути. Около полуночи оказалось, что где-то мы не там свернули, надо километров тридцать возвращаться и ехать другим путём. Короче, ночь обещала быть томной.
Надо сказать, мы с коллегой изначально уселись впереди, рядом с шофёром, и уже сами хотели было отдохнуть, да, глядя на сонного Вадика, решили по очереди его развлекать разговорами, чтобы окончательно не уснул. Видимо, общение пришлось ему по вкусу, потому как скорость он сбавил, расслабленно откинулся и не торопясь вёл с нами беседу про жизнь...
Сложно сказать, сколько было времени, кода мы въехали в переливающийся цветными огнями Кривой Рог и добрались до места назначения. Правда, оказалось, что места нам с коллегой в том месте назначения и нет вовсе! А где-то провести две ночи таки было нужно. Ну, педагоги – люди залихватские: нашли нам комнатку в какой-то полупустой общаге, где добрая консьержка напоила нас чаем с долгожданными бутербродами и снабдила постельным бельём.
После первого рабочего дня (надо справедливости ради отметить, что в обеденное меню компании нас всё-таки включили) мы с Анжелой подсчитали свои сбережения и решили пойти куда-нибудь попить кофе с пироженкой. Та же добрая консьержка, видя, что две молодые женщины собрались вечером на прогулку, предупредительно сказала: «Тридцать метров вправо – не дальше и только под фонарём! Вечер у нас – время криминальное, отвечать за вас никто не станет!».
Мы вышли и остановились на пороге в размышлении над сказанным. Ну, ничего себе, тридцать метров! Это как? А куда? И вообще! Ладно, постояли, посопели и решили, что раз всё равно на магазины денег нет, то и расстраиваться незачем. Небольшая кафешка светилась как раз через дорогу, примерно на заданном расстоянии. Несколько столиков уютно расположились в уголке сверкающего помещения. То, что надо. Меню начала двухтысячных: чашка кофе – 7 гривен, пироженки – хммм. Уходить стыдно. Заказали по кофею, тому, что по 7 гривен, но сегодня. В кошельке осталось ещё на пару-тройку раз. Попили. Вышли. Погуляли вдоль дороги под фонарями – тридцать метров вправо, тридцать влево, тридцать вправо, тридцать влево. Лепотааа…
Пара дней пронеслась лихими рысаками. А когда пришло время уезжать домой, оказалось, что Вадик, наш водитель, накануне с горя в доску напился: как выяснилось позже, одна из попутчиц отказала ему в любви. Что делать? Сколько ждать до его просветления? Кофе выпито. Есть нечего. Общага сдана. Настрой – полный отстой. В итоге, нам всё же посчастливилось: взяли нас в свою машину «верхние» – трёхчасовая кассета мероприятия всё-таки отработана. В пути накормили, шутками обогрели, мы и поспать умудрились, довольные. Довезли нас до автовокзала в Тирасполе и даже за билеты заплатили. Вот ведь как в жизни всё относительно.
Вечерело. Автобус прибыл в Дубоссары. Нам с коллегой показалось, что мы не были дома не три дня, а целую вечность! Всё вокруг родное, тёплое, радушное. Милый дом, а вот и мы! Что сказать, может быть, с командировочными и уютным номером в гостинице где-то и хорошо, а без них, дома 100% лучше!
Мораль «сей басни» такова:
Коль уточнить ты не подумал про частности своей работы,
Возьми ты денег и еды. Будь расторопней – поубавится заботы…
В Кривом Роге сто лет назад работали Ася Перцова и Анжела Корончук