Первый выход в эфир телепрограммы «Взгляд» состоялся 2 октября 1987 года. Её основателями были Анатолий Малкин, Анатолий Лысенко и молодёжь, пришедшая с радиостанции «Голос России», вещавшей для зарубежной аудитории: Александр Любимов, Владислав Листьев, Александр Политковский. Когда они выходили в эфир, в стране снижалась преступность! Все жители СССР спешили к экранам, чтобы увидеть их «Взгляд» на события в стране и мире. Благодаря программе потом даже образовалась телекомпания «ВИД», которая так и расшифровывалась: «Взгляд и Другие».
Журналисты из «Взгляда» расширяли пространство свободы. Правда о Чернобыле и Афганистане, о горячих точках «кипевшей» тогда страны, о привилегиях номенклатуры, о бездомных детях. Гребенщиков и Бутусов в эфире. И взгляд на Запад без привычной враждебности. На их импровизированной кухне, в эпоху дефицита, продуктовых карточек и талонов, английская домохозяйка готовила свой обычный завтрак. Любовь зрителей и гнев партийного начальства. «Взгляд» не раз закрывали, но он выходил из подполья на домашних видеокассетах.
У каждого проекта есть лицо, но стоит отметить, что в случае с «Взглядом» состав постоянно менялся: «откололся» Олег Вакуловский – добавился Александр Политковский, затем присоединились Сергей Ломакин и Владимир Мукусев, приглашались Иван Демидов, Артём Боровик, Игорь Кириллов. «Они были очень искренни. Это цепляло. Я думаю, это обеспечило рейтинги и попадание в Книгу рекордов Гиннеса – 180 миллионов зрителей у выпуска», – рассуждал один из ведущих программы Евгений Додолев в «Новостях» Первого канала.
Все эти люди впоследствии участвовали в реформации постсоветского телевидения и открывали новые шоу. И конечно, они боролись за сохранение «Взгляда», который то и дело пытались закрыть. Чем же передача насолила руководству Гостелерадио?
В 1990-м шоу перешло под крыло компании «ВИD», основанной Листьевым и его коллегами. Программа стала носить аналитический характер, темы эволюционировали в острополитические. Из-за этого 26 декабря новогодний выпуск передачи не допустили к показу, а 10 января 1991-го производство вовсе приостановили. Ведущие не сдавались: весной на кассетах вышел «Взгляд» из подполья» с Любимовым и Политковским, затем проект транслировали из Риги.
После цикла об августовском путче о программе долго не было слышно. С 1992-го по сути её функцию несли несколько шоу «ВИD», включая «Красный квадрат», «МузОбоз», «Тему» и «ПолитБюро».
«После 93-го года меня опять закрыли. Тогда мы договорились с Борисом Николаевичем Ельциным, что я не буду трогать их вообще. Соответственно, вышел «Взгляд-2», или «Взгляд» с Александром Любимовым», где я работал с замечательным Серёжей Бодровым, царствие ему небесное. Это была программа другая. Там у нас был слоган, что в нашей стране нет политики, поскольку политика – это когда людьми занимаются. Так как ими никто не занимается сегодня, то будем это делать мы, обменивая эфирное время на добро. То есть к нам приходили разные люди, показывая, что можно выживать», – пояснял Любимов.
Хотя, по словам Александра Любимова, «Взгляд» после распада СССР отдалился от политики, это не мешало поднимать темы чеченских войн, проблемы безработицы и бедности, вопросы борьбы с наркоманией. Впрочем, многие журналисты называли позднюю версию передачи «полузаказной» и дискредитирующей заслуги оригинала. О гибели нового телевидения заговорили в середине 90-х, когда убили Влада Листьева. Журналист, стоявший у истоков создания «ВИD», реализовавший «Поле чудес» и «Час пик», лелеявший мечту о честной и качественной работе, ушёл навсегда. Однако ещё оставались люди, пытавшиеся возродить «Взгляд». Так, Сергей Бодров, появлявшийся в эфире вплоть до 1999-го, импонировал народу и давал надежду на прогресс в сфере ТВ. Но рейтинги неумолимо падали, о чём свидетельствовал даже тот факт, что с 1998-го передача стала выходить не по пятницам, а по понедельникам. И хотя в 2000-м активно шёл всероссийский кастинг на позицию нового ведущего программы, в апреле 2001-го она окончательно прекратила существование. На память нам остались только яркие выпуски, многие из которых до сих пор пересматривают ностальгирующие зрители.