четверг, 27 октября 2022 г.

Михаил Атаманенко: «Вручить посылку вовремя»

 Cегодня, чтобы связаться с человеком, достаточно одной секунды. Электронная почта, без которой мы не представляем свою жизнь, была бы невозможной без интернета. С момента появления интернета прошло не так уж много времени. А всего пару десятков лет назад человечество вместо электронных писем отправляло бумажные. Не так давно конверт с письмом был фактически единственной надеждой, ниточкой, которая связывала и поддерживала любящих друг друга людей.

Особенно ждали писем в военное лихолетье. Письма – это связь с домом, выражение любви и поддержки близких, уверенность, что тебя помнят и ждут. Именно письма давали силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с фронта – это и радость для семьи, что их родной человек жив. Письма из дома… Как их ждали! Они давали силы, согревали душу. 

Потребность в получении известий из других местностей и стран восходит к глубокой древности. Для передачи информации зажигались сигнальные костры и звучали барабаны. Так появилась первая почта. В качестве почтальонов служили людям звук, огонь, дым, птицы. Использовали, например, почтовых голубей – к ним привязывали листочек с сообщением и отпускали. Голуби всегда находили дорогу домой. Но шло время, и отправить письмо стало намного проще и быстрее. Появились новые средства связи. Кстати, впервые почтовое сообщение появилось около 5000 лет назад в Месопотамии в виде глиняного письма.

На секундочку задумаемся. Когда вы в последний раз пользовались услугами почты? Возможно, вам вспомнится посылка, которую вы забирали из отделения почты, или письмо, отправленное вами в какое-нибудь госучреждение. Кажется, что почта отходит от нас, перевоплощаясь по большей части в службу доставки, или это не совсем так?

О закулисье почтовой службы в Дубоссарах, проблемах и курьёзах я решила поговорить с начальником Дубоссарского участка ГУП «Почта Приднестровья» Михаилом Атаманенко.

– Михаил Алексеевич, расскажите нашим читателям о своём профессиональном пути на дубоссарской почте.

– Начинал с должности заместителя директора, а по прошествии нескольких лет эту должность сократили в связи с реорганизацией, и я стал директором. А в мае прошлого года была проведена очередная реорганизация предприятия, и Дубоссарский филиал был преобразован в Дубоссарский участок, и я стал уже начальником участка. Я люблю свою работу, и самое важное для меня и ценное – это приносить людям пользу. Мы считаемся доставочным предприятием, бывает, что в процессе работы нам поступают почтовые отправления, например, без адреса или с ошибкой в фамилии. Случается, что какая-то организация зарубежная отправила человеку письмо или посылку, но указала лишь номер дома, а квартиры нет, и письмо может вернуться назад. И если удаётся доставить такое почтовое отправление, найти адресата, выяснить точный адрес и вручить ему посылку, особенно когда он сильно ждёт, – это для наших сотрудников и для меня большая радость. 

– Расскажите подробней нашим читателям, чем на сегодняшний день занимается Дубоссарский участок ГУП «Почта Приднестровья».

– Приёмом и доставкой писем, посылок, денежных переводов – это то, что касается основной деятельности, а также подпиской и доставкой периодических печатных изданий. Уже два года мы доставляем населению пенсию, а что касается непрофильных услуг – это приём коммунальных платежей и продажа товаров в розницу. Сейчас почта ассоциируется с посылками из Китая, и хочу заверить людей, что всё по графику осуществляется. Как только посылка проходит сортировку, мы сразу отправляем её по месту назначения.

– Бывают ли задержки посылок?

– Задержек не бывает. Иностранные посылки задерживают лишь в Кишинёве, потому что проходят таможенный досмотр, и в Тирасполе также проходит контроль. Там бывают задержки и по три месяца, но мы извещаем о таких ситуациях население.

– Можете поделиться каким-нибудь забавным случаем, к примеру, приходилось ли видеть оригинальные посылки?

– Да, помнится посылка из села Гармацкое: женщина решила отправить своим родственникам в Днестровск саженец высотой два с половиной метра. Нам, разумеется, пришлось немного саженец обрезать – таковы правила. Его упаковали, завязали, и в итоге посылка весила больше двадцати килограммов. Женщина была счастлива, и саженец благополучно посадили.

– Как предприятие пережило период активной фазы коронавируса?

– Если с точки зрения здоровья наших сотрудников, то в целом всё хорошо, и слава богу, а если с точки зрения доставки, то нареканий не было, но упал входящий обмен. Вы же помните, что многие страны закрыли тогда свои границы. У нас не было обмена даже с Кишинёвом, меньше стали писать и заказывать посылки. А на работе почтовых отделений связи пандемия не отразилась, почта всегда выполняет свои обязательства, и даже во время войны. Старались не унывать, надевали маски, обрабатывали помещения и надеялись на лучшее, по-другому никак.

– Расскажите о коллективе предприятия.

– У нас дружная команда и сплочённая, случайных людей нет. Работники крайне ответственно относятся к своим обязанностям, и хочу подчеркнуть такую черту, как честность. Вот есть письма заказные и простые. Заказные регистрируются, их путь можно проследить, а простые письма идут в общем порядке и без номера. Наши почтальоны кладут простые письма в почтовый ящик и ответственность за них не несут. Но если человек нечестный и письмо не будет доставлено, это выяснится – и у нас таких прецедентов нет, и жалоб на работу почтальонов не поступает вовсе. Многие почтальоны трудятся больше двадцати лет, и все они порядочные люди и ответственные работники. А вот заработная плата у них, к сожалению, весьма небольшая, а ведь они работают в любую погоду и преодолевают большие расстояния. Когда к нам приходят устраиваться на работу, я всегда говорю людям на собеседовании, чтобы поглядели сперва на участок, где им придётся работать. В большинстве случаев после такой экскурсии они на второй день не приходят. Кроме того что физически тяжело, и психологически непросто работать с населением, потому что не все люди приветливы. Когда мы начали разносить пенсии, много было критики в наш адрес. В силу возраста некоторые пенсионеры забывали, куда положили пенсию, и звонили нам с требованием принести её снова или звонили в милицию. А потом выяснялось, что пенсия где-то на полочке. 

Ещё не могу не сказать о такой проблеме, как бездомные собаки, – это действительно опасно для жизни. Вот буквально на прошлой неделе по улице Титова на почтальона набросилась овчарка. К счастью, всё обошлось. Эта работа очень неблагодарная, но люди работают с душой.

– Кстати, а Вы помните старое отделение почты? Многие дубоссарцы по нему ностальгируют.

– Помню отчётливо аромат сургуча, когда приходил на почту с родителями получать посылки из России от родственников. А когда сюда пришёл и вновь услышал этот аромат из прошлого, у меня прямо сердце защемило и вспомнилось детство. А ведь нынешнее здание тоже примечательно: тут располагался книжный магазин раньше.

– Вы книголюб? Какое у Вас любимое произведение?

– Да, я люблю читать, а одна из любимых книг – роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

– Какие трудности есть у Дубоссарского почтового участка?

– Предприятие социально значимое, но дотационное, и есть финансовые трудности. Частично мы финансируемся из бюджета и частично на самофинансировании. Оргтехника старая, неплохо было бы обновить. Но есть и похуже проблемы. Только представьте себе: не во всех отделениях связи есть отопление и зимой работники трудятся в таких условиях. А в отделении Григориополя я прошлой зимой видел буржуйку. В 21-м веке это, по меньшей мере, стыдно, а то и вовсе печально. В России, Белоруссии успешно прошли реформы в области почтовой связи. Та же Молдова наделила почту более широким полномочиями, и там зарабатывают даже тем, что продают страховые медицинские полюсы. Мы ограничены в предоставлении услуг и поэтому не имеем высоких доходов.

– А как работают сельские отделения связи? 

– В штатном режиме. Почта доставляется нашим автомобильным транспортом два раза в неделю – четверг и субботу. И всегда – вовремя.

– Почта и газета «Заря Приднестровья» давние друзья. Поведайте читателям, как обстоят дела с подпиской нашего издания.

– За годы, что я работаю в почтовом отделении, надо отметить, что значительно упала подписка на все печатные издания, в том числе и на местную газету. Я помню время, когда была подписка свыше двух тысяч экземпляров, сейчас около 600. Сами понимаете, в основной массе читающие – пенсионеры. И, к сожалению, люди не вечны, а молодое поколение газет выписывать не желает. Ведь даже пенсионеры сейчас общаются в социальных сетях и читают там новости. Правда, замечу, что, несмотря на то что газеты вытесняет интернет, ничто не сравнится с хорошей статьёй; когда держишь в руках газету, совершенно другие ощущения, нежели когда читаешь информацию с монитора компьютера. Вот у меня родственники, проживающие в Германии, рассказывают, что у немцев принято в кафе сидеть за чашкой кофе и неспешно читать газету. Это считается признаком хорошего вкуса и своего рода традицией.

Также мне хочется выразить слова благодарности в адрес вашего редактора Надежды Витальевны Сербиной. Несказанно радует стабильность издания. Раньше, когда я только пришёл работать на почту, меня удивляло, что в течение года цена на подписку могла вырасти несколько раз. Люди возмущались. А сейчас подписчики радуются, потому что цены на всё растут, а цена на газету остаётся прежней.

– И традиционный вопрос: каким Вам видится будущее?

– Хотелось бы пожелать всем сотрудникам, прежде всего, здоровья и терпения. В работе для нас первостепенно выполнение плана. А что касается планов на будущее – хотелось бы, чтобы приняли закон о почте. На данный момент есть постановление правительства о правилах предоставления услуг почтовой связи, а самого закона нет, и было бы здорово, если бы в законе прописывалось больше полномочий почтовых предприятий, чтобы вернули те полномочия, которые были в советское время. Например, раньше пересылка алиментов осуществлялась только посредством почтовых переводов. Хотелось бы, чтобы помимо доставки посылок, писем, посылок, переводов нас наделили и другим монопольным правом на доставку чего-либо. В одно время мы даже добивались, чтобы доставка рекламных буклетов, квитанций тоже осуществлялась почтальонами. Но квитанции отменили: бумага нынче дорогая, а это тоже была существенная часть доходов.

А ещё хотелось бы вернуть уважение к нашей работе. В советское время уважительно относились к почтальонам, их ждали с нетерпением. Представьте на минуточку, если не будет почтальонов, что станет с нашим миром. К тому же от писем бумажных никто ещё не отказывается. Век технологий, но вдруг кто-то «выключит рубильник» и мы останемся без интернета? А теплоту и душевность бумажных писем ничто не заменит. Когда у нас проходит благотворительная акция «Письмо Деду Морозу», мы читаем и плачем всем коллективом. Но давайте не будем о грустном.

У нас есть работники, которые всю жизнь отдали предприятию, например, в отделении связи села Цыбулёвка есть почтальон, которая работает сорок пять лет! Она сразу после училища пришла работать и сейчас не хочет сидеть на пенсии. Так и говорит: «Без работы не могу». На таких людях всё держится. Честь и хвала им.

Беседовала Яна Сакка



Поделиться