«Ты никогда не бывал / В нашем городе светлом, / Над вечерней рекой / Не мечтал до зари. / С друзьями ты не бродил / По широким проспектам. / Значит, ты не видал / Лучший город земли. / Песня плывёт, сердце поёт. / Эти слова – о тебе, Москва!» – пел Муслим Магомаев в 1964 году. Кстати, светлая и жизнерадостная песня о Москве была даже некоторое время под запретом из-за её характерного буржуазного твиста, и только после отставки Хрущёва песню вернули на радио.
БУРЯ ЭМОЦИЙ
Думала ли я, что когда-нибудь эта песня будет посвящена мне? Вовсе не мечтала, хотя лукавить не буду, если скажу, что каждый журналист мечтает работать в Москве или хотя бы посетить знаковые культурные места. Так вот, на минувшей неделе мне посчастливилось побывать в Москве в рамках международного проекта «Школа реальной журналистики «Герои поверх границ». О проекте я узнала от коллег – Марии Залбы и Анастасии Лукияненко, они мне рассказали о творческом конкурсе и предложили отправить свою статью. Спустя пару месяцев на мою электронную почту пришло письмо от генерального директора «Русских репортёров» Дмитрия Михайлина: я выиграла в конкурсе и приглашена на недельную стажировку в Москву! Первая моя реакция – шок, затем буря эмоций, и некоторое время я не могла поверить в такую возможность. А удалось мне победить с помощью статьи «Всегда спешит на помощь» – о старшем фельдшере скорой помощи ГУ «Дубоссарская ЦРБ» Александре Ивановиче Лабушняке.
В составе нашей творческой группы были представители нескольких стран: Приднестровья, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, а Приднестровье представляли журналист ТСВ Денис Мартынеко, студентка журфака ПГУ Дойна Сердюк и я.
МОЛОДЁЖЬ ДОЛЖНА ЗНАТЬ ПРАВДУ
В ходе семи дней мы посетили Общественную палату и встретились с председателем комиссии ОП РФ по развитию информационного сотрудничества, СМИ и массовых коммуникаций – Рифатом Сабитовым и председателем Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений – Владимиром Зориным. На площадке Общественной палаты обсудили вопросы выстраивания общего информационного пространства России со странами-партнёрами – Азербайджаном, Приднестровьем, Таджикистаном и Узбекистаном.
Один из актуальных вопросов, которые обсудили, – эта попытка исключить российские медиа из общего информационного пространства, как, например, это сделали наши соседи из Украины и Молдовы, где русские телеканалы под запретом либо частично запрещены передачи и кинофильмы на русском языке. Кроме того говорили и о манипулировании общественным сознанием, которое происходит путём размещения заведомо ложных фактов, подтасовок, фальшивок, искажения исторической правды.
РУСОФОБИЯ ШАГАЕТ ПО МИРУ
О важности объективной информации, особенно о роли России во Второй мировой войне, о подвиге советских солдат в освобождении мира от фашизма, а также о фальсификации исторических фактов Рифат Сабитов говорил особенно. «Искажение в политических целях истории Великой Отечественной войны, манипулирование фактами недопустимо. Есть архивы, документы, исследования. Историческую правду должна знать наша молодёжь», – подчеркнул Сабитов. Затронули и тему освещения в СМИ Великой Отечественной войны. В завершение дискуссии мы поблагодарили за предоставленную возможность приехать в Россию, обсудить на высоком уровне возможность сотрудничества и больше узнать о работе российских журналистов.
БОРЬБА ИДЕЙ
Кроме того с участниками «Школы реальной журналистики «Герои поверх границ» мы посетили представительство Россотрудничества, где прошёл круглый стол с заместителем руководителя ведомства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Дмитрием Поликановым. Обсуждали волну психоза с «отменой русской культуры», русофобию на Западе. «Есть определённое количество лидеров общественного мнения, которые мыслят в русофобских категориях, они влияют через СМИ, но среди обычных людей этого нет», – отметил Дмитрий Поликанов. Кроме того, он ответил на вопросы молодых журналистов и рассказал о приоритетах в работе Русского дома. По его словам, Россотрудничество меняет свой подход к методам распространения в мире гуманитарного влияния России, и рассказал о влиянии «мягкой силы» на постсоветское пространство. «Без этой так называемой «мягкой силы» сегодня не обойтись, потому что в мире идёт соревнование идей и борьба за них. Наша задача – сделать так, чтобы люди искали как можно больше информации о России и хотели узнать, какая она – русская душа», – заявил Дмитрий Поликанов.
Велась дискуссия и о том, что силы извне хотят поссорить наши народы, искажают действительность, создают фейки и этому нужно противостоять, так как это может привести к политической дестабилизации, как у наших соседей.
ГОСТИНИЦА «УКРАИНА»
Были встречи и с заместителем главного редактора медиагруппы «Россия сегодня», директором мультимедийных центров в странах ближнего зарубежья и Балтии – Андреем Благодыренко. В рамках дискуссии он поведал о работе современных СМИ, новой подаче новостной информации, тенденциях в области визуального оформления сайтов и подготовке инфографики. Ко всему прочему Андрей Благодыренко рассказал о реализации в государствах постсоветского пространства международного проекта «Спутник» и призвал журналистов говорить о том, о чём другие молчат, но делать это правдиво и объективно, опираясь лишь на факты.
Участники посетили гостиницу «Украина». Кстати, это последняя сталинская высотка, построенная уже после смерти вождя. Для одних это здание – пятизвёздочная роскошь, для других – родной дом. Здание гостиницы «Украина» – одно из самых густонаселённых в Москве. Здесь живёт и работает около трёх тысяч человек. Когда это здание только начинали строить, о такой сверхпопулярности никто и не думал.
Самая высокая гостиница Европы строилась вовсе не так весело, как об этом повествовали бодрые советские кинофильмы. Шпиль небоскрёба строили, в основном, заключённые. Начальство опасалось к ним подниматься: всё-таки 200 метров, мало ли что. Поэтому считается, что верхние этажи «Украины» сделаны несколько хуже, чем нижние.
Впрочем, это лишь одна из многих легенд высотки на Кутузовском. Другие легенды объясняют, почему в столице было построено не восемь, а семь небоскрёбов. Москвоведы, склонные к мистике, утверждают, что семь – и сакральное число, и количество холмов, на которых расположена Москва. Другими словами, сам город не позволил возвести восьмое здание.
Реалисты связывают прекращение строительства восьмой высотки со смертью Сталина. Его преемник Никита Хрущёв кардинально пересмотрел план развития Москвы. В 1954 году праздновалось 300 лет присоединения Украины к России, и Хрущёв решил подарить Украине Крым в знак вечной дружбы. Также он подумал, что хорошо бы «Украиной» назвать и новую гостиницу. А сегодня гостиница «Украина» одна из самых фешенебельных гостиниц города, здесь же расположен и официальный салон Rolls-Royce в России.
ПЕРЕДАЁТ ТАСС
Побывали мы с экскурсией и в старейшем информагентстве ИТАР-ТАСС, которое берёт своё начало с 1925 года! Только представьте себе: ТАСС передаёт за сутки от 350 до 650 сообщений, отражает весь спектр новостей в России и мире. Агентство издаёт более 100 информационных тематических пакетов, бюллетеней, вестников, справочных изданий. Ежесуточный объём передаваемой информации – 300 полноформатных газетных полос. Стало для меня событием посещение в одном из павильонов информагентства выставки легендарного фотожурналиста Владимира Мусаэльяна. Он был личным фотографом генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева с 1969 по 1982 год. Также фотографировал Юрия Андропова, Константина Черненко, Михаила Горбачёва и Владимира Путина. С 1960 года и до конца жизни он работал в ТАСС. В 2019 году Президент России Владимир Путин наградил его орденом Почёта – «за большой вклад в развитие отечественных средств массовой информации и многолетнюю плодотворную деятельность».
НЕСТИ ПРАВДУ
Неизгладимое впечатление произвело на меня посещение холдинга «Комсомольская правда». Пожалуй, это одна из любимых газет поколения наших родителей. И что меня удивило – это груда писем на рабочем столе одного корреспондента, который ведёт рубрику «Письма читателей». Он считает, что несмотря на технологии и уход СМИ в просторы интернета печатная пресса никогда не исчезнет.
Стала событием для участников проекта и встреча с военным корреспондентом Дмитрием Стешиным, который накануне вернулся из ДНР и отметил, что сегодня на журналистов возложена важная миссия – быть бойцом невидимого фронта и нести людям правду.
ПРОГУЛКА ПО АРБАТУ
В программу мероприятий для нас вошли и экскурсия в Храм Христа Спасителя, и пешая прогулка по Арбату, где я увидела памятник моему любимому барду Булату Окуджаве. Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка. Он создан скульптором Георгием Франгуляном совместно с архитекторами Игорем Поповым и Валентином Прошляковым. Создатели композиции поставили перед собой цель – воссоздать «кусочек арбатского двора». Композиция включает в себя две бронзовые полуарки, образующие подворотню, две скамейки, фигуру Булата Окуджавы высотой примерно 2,5 метра, бронзовую тень, уходящую во двор, и живое дерево.
ОСОБЫЙ ХРАМ
Огромное впечатление произвёл на меня и Храм Христа Спасителя. Это самый большой собор Русской православной церкви, вмещающий до 10 тысяч прихожан. В горизонтальном сечении храм похож на крест, ширина которого составляет более 85 метров. Общая высота храма – 103 метра. Именно здесь проходят все торжественные богослужения в честь главных православных праздников, собирая верующих со всех уголков России. Монументальность и величие, роскошное убранство – всё говорит об особом статусе храма и его значении для Русской православной церкви. Однако всему этому предшествовала весьма драматичная история.
Грандиозное строительство храма – в ознаменование победы над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года – началось в 1817 году по указу российского императора Александра I. Новый храм должен был стать олицетворением подвига русского народа. Автор первого проекта храма – архитектор Александр Витберг – заложил храм на Воробьёвых горах. Однако горы начали оседать под тяжестью возводимого сооружения, и Николай I, сменивший Александра I на российском престоле, поставил условие, чтобы храм был выполнен в «древнерусском стиле», и назначил нового архитектора храма. Им стал знаменитый московский архитектор – Константин Тон. В 1839 году на новом месте, на берегу Москвы-реки, где стоял древний женский Алексеевский монастырь, который был переведён в Сокольники, Тоном было заложено новое здание храма. Место строительства было выбрано очень удачно: храм был виден с любой точки Москвы и соседствовал с Кремлём.
На строительство и внутреннюю отделку Храма Христа Спасителя ушли десятилетия. И, наконец, 26 мая 1883 года храм был торжественно освящён в присутствии Александра III и всей императорской семьи. Первый Храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали легенду о проклятии монахини, которая, выступая против переноса монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет.
Причиной сноса храма стало несоответствие его господствующей идеологии атеизма в Советском Союзе. По распоряжению Сталина Храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 г. На месте храма предполагалось построить Дворец Советов. Однако планы эти были нарушены Второй мировой войной. А котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна «Москва». Бассейн просуществовал 30 лет.
В феврале 1990 года Священный Синод Русской православной церкви обратился к правительству с просьбой о разрешении восстановления великого храма. В 2000 году полностью воссозданный в своём первоначальном виде храм был освящён и в нём начались богослужения.
«ДРУЖБА НАРОДОВ»
И, разумеется, каждый гость Москвы желает увидеть ВДНХ. Кажется невероятным, но название ВДНХ в Москве не раз менялось. Сначала это была Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, потом – Выставка достижений народного хозяйства, Всероссийский выставочный центр и снова – ВДНХ. Как ни назови, а это одно из самых посещаемых мест в столице, где каждый год бывает 25 миллионов гостей.
Сюда приходят погулять, развлечься, увидеть лучшие образцы советской архитектуры разных стилей: от ар-деко и сталинского ампира до советского модернизма. Символы ВДНХ – скульптура «Рабочий и колхозница» и фонтан «Дружба народов».
Впрочем, сейчас это вовсе не заповедник советской символики. Тут можно смотреть на дельфинов в «Москвариуме», управлять ракетопланом «Буран», кормить коз и уток на «Городской ферме», отдыхать у воды в «Рыбацкой деревне», пробовать блюда бывших союзных республик в ресторане «Московское небо», расписывать шёлк и делать витражи в «Доме ремёсел».
КУЛЬТОВОЕ МЕСТО
Останется ярким воспоминанием для меня и посещение Парка Победы, которое состоялось в очень символическую дату – начала Ясско-Кишинёвской операции, о чём я сообщила нашему экскурсоводу. Парк Победы – это культовое место, символ народной памяти. Здесь прошлое встречается с настоящим. Здесь бережно хранят память о той великой и страшной войне, которая коснулась каждой семьи в нашей стране. Музей Победы – главный военно-исторический музей России, один из крупнейших военно-исторических музеев мира, общероссийский научно-исследовательский и культурно-просветительский центр. Общая выставочная площадь составляет более 127 000 квадратных метров! В главном здании музея расположены постоянные экспозиции «Подвиг народа» и «Подвиг Армии», фотодокументальный депозитарий «Лица Победы», Зал исторической правды, комплекс из шести уникальных диорам, рассказывающих об основных сражениях Великой Отечественной войны. И музей даже оборудован автоматизированной системой поиска сведений о павших в годы ВОВ.
…Знаете, побывав в Москве, где нас так тепло и радушно встретили, я лишний раз убедилась, что у нас одна и та же система ценностей и в России так же свободно можно говорить на родном языке, и здесь мирно живут люди множества национальностей.
В заключение хочется сказать об участниках нашей делегации: студентка Дойна Сердюк в совершенстве владеет и русским, и молдавским языками, а тележурналист Денис с украинской фамилией Мартыненко живёт в населённом болгарами селе Парканы. Вот и ответ всем тем, кто хочет нас поссорить.