Звучит акапельное пение: «Ой, там на горi, в шовковiй травi. Ой, там сидiла пара голубiв. Цiлувалися, милувалися. Сизими крилами обiймалися. Ой, десь узявся мисливець-стрiлець. Голуба убив, голубку зловив. Узяв під полу, приніс додому. Насипав пшеницю, та голубка не їсть, не п’є. «Та чого ж ти, голубко, така вуркотлива? Єсть у мене сім пар голубів. Іди вибирай, який буде твій». «Я й ходила, й вибирала, а нема такого, як я кохала». И раздаётся шквал аплодисментов! Окинув взором толпу людей, я замечаю, что есть и те, кто украдкой вытирает слёзы. Должно быть, каждый вспомнил о своём, о том, что потерял и что вернуть уже невозможно.
СОБИРАЛИ ТЫСЯЧИ ПРОСМОТРОВ
…Эффектная блондинка – она зашла как вихрь. Темпераментная жестикуляция, красный маникюр и прищур васильковых глаз говорили о том, что это человек яркий и творческий.
О том, что душа народа хранится в фольклорных песнях, что казачество – это состояние души и как дубоссарцы покорили публику в Симферополе, мне довелось узнать, побеседовав с руководителем народного коллектива казачьей песни «Червона стрiчка» Оксаной Владимировной Мирзой.
Судьба плетёт порой причудливые узоры, и они иной раз настолько лихо закручены и переплетены между собой, что необходимо время, чтобы понять её замысел…
«Приднестровская Солоха» – такое прозвище закрепилось за Оксаной Мирзой и не зря: ей не раз приходилось мастерски воплощать образ героини сказки Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». И даже ставить спектакль, но уже с нашим колоритом – «Вечера на хуторе близ Днестра». А подтолкнул к этой идее карантин, когда были под запретом все концертные мероприятия. Тогда коллектив «Червоної стрiчки» стал придумывать короткометражные фильмы и снимать их на мобильный телефон. Локации были разные: снимали и живописные окрестности села Роги, и уютные улочки нашего города, и плотину Дубоссарской ГЭС. Их видео собирали тысячи просмотров и восторженных откликов и особенно трогали дубоссарцев, которые находятся далеко от дома.
УЗОРЫ СУДЬБЫ
В жизни Оксаны Владимировны те самые узоры судьбы плели настолько неожиданные сюжеты, что запросто можно было бы снять кинофильм. Самородок из украинского села Гулянка, она приехала в Дубоссары и сначала не мечтала о сценической карьере. Хотя с самого детства знала украинский фольклор, и на каждом застолье родственники просили Оксану исполнить что-то такое, чтобы, как говорил Попандопуло в музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке», «душа сначала развернулась, а потом снова завернулась».
Оксана Мирза работала швеёй на фабрике, участвовала в самодеятельности, и однажды к ней подошла Раиса Михайловна Михайловская и предложили попробовать себя на сцене в составе коллектива «Чорнобривцi». Но там Оксана не прижилась. Жизнь шла своим чередом: работа на фабрике, по выходным пение в церкви. Но судьба готовила весьма причудливый узор: Оксану пригласили стать участницей нового музыкального казачьего коллектива.
…Двадцать лет назад дубоссарские педагоги пятой школы возвращались с педагогической конференции и, чтобы скоротать время во время поездки в автобусе, пели песни. И кто-то, то ли в шутку, то ли всерьёз, предложил организовать в Дубоссарах народный коллектив казачьей песни. Два педагога – Алла Онищук и Светлана Бойко – усердно взялись воплощать замысел в жизнь. Первым руководителем коллектива стал Василий Трофимович Гиско.
КОХАННЯ
«Кто решил дать ансамблю название «Червона стрiчка»? – спрашиваю я артистку. «Двадцать лет прошло с тех пор – даже не верится. Вариантов, как назвать коллектив, было множество. Перебирали и шутливые названия, такие как «шматочек сала» (смеётся). Но вышло иначе. Я ехала навестить родных в Гулянку и слушала радио в автобусе: шла передача о символике украинского венка. В давние времена украинский венок был любимым украшением каждой девушки, символ женского начала и непорочности. Надевая венок, девушка выражала свои чувства, надежды и стремления. А ещё венок был оберегом и защищал девушку от дурного глаза. Плетение венка было не просто забавой, требовалась определённая техника. Традиционный украинский венок выплетается из двенадцати цветов, каждый выражал символ. Кроме цветов в украинский венок вплетали ленты, где также имели значение цветовая гамма и длина лент. А когда стали рассказывать про красную ленточку и за что она отвечает – за «кохання», то есть любовь, – я поняла, что название должно быть непременно – «Червона стрiчка», – вспоминает Оксана Мирза.
СТАЛИ ОДНОЙ СЕМЬЁЙ
Ансамбль «Червона стрiчка» состоял при украинском обществе «Промiнь», и коллектив тоже стал по крупицам собирать старинные народные песни, где даже автор не всегда известен, и с помощью песен выражать любовь к родному краю и воспевать красоту души простого украинца, который, если любит, то навсегда, а если ненавидит, то яростно и горячо.
Кстати, народный коллектив казачьей песни отличается тем, что в их репертуаре есть и молдавские, и русские песни. Да и в составе коллектива солистки разных национальностей: украинка, молдаванка и русская.
Нельзя не вспомнить и солистку «Червоної стрiчки» Любовь Буржаковскую, которая ушла из жизни. Её выступления хорошо помнят дубоссарцы, она обладала необычайно красивым голосом. Особенно запомнились романсы в её исполнении, такие как «Шальная тройка», «Отвори потихоньку калитку», «Манит сень акаций» и многие другие.
Оксана Мирза, Татьяна Бошняга, Мария Василиу – постоянный состав «Червоної стрiчки», хотя иногда в их выступлениях принимают участие и другие солистки: Аля Мунтян, Ирина Гарниш, Иванна Мирза. За годы выступлений коллектив сдружился настолько, что стал одной семьёй и все праздники отмечает вместе, а когда требуется поддержка, выручают друг друга без раздумий.
КРИЧАЛИ «БИС»
В творческой копилке «Червоної стрiчки» победы на республиканских фестивалях, а также концертных площадках Симферополя.
В 2008 году народный коллектив казачьей песни был приглашён в Крым, где десятки музыкальных ансамблей России, Украины и зарубежья исполняли казацкие песни. Но настоящий фурор произвели дубоссарцы! Аплодисменты не смолкали, им аплодировали и кричали «бис». Зрители подходили и просили расписаться прямо на футболках! Между прочим дубоссарцы приехали в гости не с пустыми руками и подарили огромную дубовую икону, и возглавили крестный ход.
ДУША НАРОДА
Коллектив «Червоної стрiчки» настолько самобытен, что стал героем передачи «Играй, гармонь». Нельзя не отметить, что колорит ансамбля задают не только уникальные голоса солисток, но и подход к выбору костюмов. Их дизайн и пошив целиком и полностью на Оксане Мирзе. Она подбирает с особым трепетом вышивку, ткани, модели. А любовь к рукоделию передалась ей от бабушки, которая вышивала необыкновенной красоты вышиванки, и в них Оксана выступает до сих пор.
Дружеские отношения у коллектива сложились с дубоссарским казачеством, и они охотно принимают участие во всех мероприятиях, которые организовывают казаки.
…На моём рабочем столе – десятки фотографий «Червоної стрiчки», где они на различных сценических площадках. Но мой взгляд зацепил чёрно-белый снимок – там коллектив поздравляет ветерана Великой Отечественной войны с 9 Мая. Снимку уже двадцать лет.
«Есть ли у Вас любимые песни, которые больше всего хочется исполнять?» – спрашиваю Оксану Мирзу. «Народные песни – эта душа народа, в них и горести, и радости, как и в нашей жизни, переплетаются воедино. Каждая песня мне дорога. А вот слёзы у публики всегда вызывает «Ой, там на горi».