среда, 1 июня 2022 г.

Детство под защитой

1июня – День защиты детей. Так уж вышло, что постепенно этот праздник стал приобретать номинальное значение и плавно перекочевал в разряд культурно-массовых гуляний для детей. Как правило, ежегодно 1 июня для детей организуют праздничные мероприятия, проводят конкурсы, эстафеты, устраивают концерты, раздают бесплатное мороженое. В общем, развлекают и веселят ребят взрослые разными способами. Всё это, безусловно, важно и нужно для гармоничного развития подрастающей личности. Дети знают, что у них есть свой праздник – день, когда взрослые уделяют им много внимания, выказывая тем самым своё уважение и обозначая значимость детства в современном обществе. Однако наряду с организацией веселья не стоит забывать об истинном значении этого дня. Международный день защиты детей был учреждён именно как международный день, призванный привлечь внимание людей к проблемам, с которыми сталкиваются дети на всей планете. 

Все детские права и свободы отражены в Декларации прав ребёнка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году. Декларация призывает родителей, общественные организации, правительства признать права детей и содействовать их осуществлению.

Права детей в нашей республике защищает Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Приднестровской Молдавской Республике». Он устанавливает основные гарантии прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией ПМР. Государство признаёт детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. 

Дети в разных странах сталкиваются с различными проблемами. Так, в Европе и Америке большой проблемой считают негативное воздействие телевидения и Интернета. А вот в странах Африки и Азии детям угрожают голод, СПИД, военные конфликты и неграмотность. 

Однако есть проблемы, присущие любому типу гражданского общества, где есть дети, – это проблема жестокого и ненадлежащего отношения к ним. Согласно пункту 4 статьи 54 Семейного Кодекса ПМР, ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. А пункт 6 этой же статьи гласит: «Должностные лица и иные граждане, располагающие сведениями о наличии угрозы жизни или здоровью ребёнка, о нарушении его прав и интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребёнка». В теории всё просто, не так ли? Знаете о факте жестокого обращения с детьми – позвоните в соответствующие органы и выполните свой гражданский долг. Но на практике у людей возникают вопросы и сомнения. И причина, во-первых, в незнании алгоритма действия соответствующих служб в данной ситуации, а во-вторых, слухи и домыслы, которые распространяются на эту тему. С одной стороны, гражданин хочет сообщить о нарушении прав ребёнка во имя его же блага. Но тут же сомневается: а будет ли этому маленькому человечку лучше, вмешайся в его семью чужой, посторонний человек? В данном вопросе существует две крайности. В западных странах граждане чересчур активны, сигнализируют в органы опеки по любому поводу, и мы не раз слышали о нашумевших случаях изъятия детей из семьи за незначительную погрешность родителей или опекунов. С другой стороны, в постсоветском пространстве система воспитания предусматривает, как говорится, и кнут, и пряник в прямом смысле слова. И порой дети, подвергающиеся систематическому насилию со стороны взрослых, оказываются не услышанными обществом, оставаясь один на один со своей проблемой. 

Вот лишь один пример. В одном из населённых пунктов нашей республики живут две девочки с бабушкой. Одному ребёнку женщина родная, другому нет. Та, что не родная, часто приходит к соседке, просит поесть и жалуется, что бабушка её не любит и плохо с ней обращается. Дом пятиэтажный. Соседи видят, как бабушка кричит на внучек, как забирает у них угощения от других людей. Но все молчат. Соседка, к которой приходит девочка, в растерянности и не знает, как поступить, чтобы не навредить ребёнку, – промолчать и по мере своих сил помогать девочке или сообщить в специальные органы. Перед таким сложным выбором может оказаться каждый из нас. Мы решили узнать, как будут действовать компетентные люди в данной ситуации и что ждёт таких детей после обращения в госорганы.  

С этим вопросом мы обратились к начальнику Инспекции по делам несовершеннолетних Дубоссарского РОВД Анжеле Кафтя. «Если люди обращаются к нам с заявлением о плохом обращении с ребёнком, это вовсе не означает, что мы сразу изымаем детей из семьи и лишаем родителей их прав. Наоборот, несвоевременное выявление детей, которые нуждаются в помощи и поддержке, может затруднить или затянуть его реабилитацию. У нас часто бывают случаи, когда родителям хватает одноразовой беседы, которую они воспринимают очень серьёзно и меняют своё отношение к детям», – рассказывает Анжела Вячеславовна. Как отмечает специалист, если поступило сообщение о том, что ребёнок находится в сложных или социально опасных жизненных условиях, на место выезжает инспектор ИДН, который проводит первичный осмотр жилища, беседует с ребёнком, родителями, опрашивает соседей. Также подаётся запрос в школу или детский сад, где занимается ребёнок. Если тревожные факты подтверждаются, семью берут на контроль. Кому-то хватает одной беседы, с другими требуется более долгосрочная работа. В этом случае семью ставят на учёт, с ними ежемесячно проводятся беседы, контролируется их социальное положение – нет ли факторов, способных навредить ребёнку или угрожающих его жизни. На учёте в ИДН, как правило, состоят неблагополучные семьи. Выявляют их благодаря активной работе школ, детских садов, сельских администраций, неравнодушного отношения общественности. Любой гражданин, который знает о фактах нарушения прав ребёнка, о жестоком обращении с ним или о том, что ребёнок находится в опасных социальных условиях жизни, может позвонить по номеру 102 и сообщить о таком случае сотрудникам РОВД. 

Также узнать о том, что с ребёнком обращаются недолжным образом, инспекторы ИДН могут, если с несовершеннолетним обратились в больницу и врач заподозрил увечья или синяки, причинённые насильственным путём. Также помогают выявить неблагополучные семьи рейды, когда сотрудники РОВД выезжают домой к подросткам, которые совершили правонарушения. В семьях, стоящих на учёте, проводится работа по улучшению качества жизни детей, которые воспитываются в них. Например, пьющим родителям рекомендуют закодироваться или бросить пить самостоятельно, безработным предлагают найти работу и даже помогают в её поиске. Однако если доказан факт жестокого отношения к ребёнку, то в этом случае против родителя или опекуна возбуждается уголовное дело. Тогда к делу подключаются органы опеки, и уже совместно принимается решение о дальнейшей судьбе ребёнка. «Государство и мы как его представители всегда заинтересованы сделать максимально возможное, чтобы ребёнок оставался со своими родителями. Лишение родительских прав и изъятие ребёнка из семьи – это крайняя мера, которая применяется лишь тогда, когда никакие доводы, беседы и помощь не помогают образумить родителей, а ребёнок находится в угрожающих его жизни условиях. 

Надо отметить, что очень многое зависит от самих людей. Да, государство может оказать какую-то помощь, материальную и психологическую. Но у человека должна быть мотивация. К сожалению, во многих случаях люди не могут отказаться от привычного образа жизни. Но нередки и случаи, когда взрослые всё же осознают свои ошибки и меняются ради детей. У нас была женщина в одном из сёл района, у которой пришлось на какое-то время забрать детей. Она тогда очень переживала, переехала в город, нашла работу, сняла жильё, закодировалась и уже через полгода смогла вернуть своих детей», – рассказала Анжела Кафтя. 

Второй шанс даётся всем. И прежде, чем забрать детей, семье дают достаточно времени, чтобы понять свои ошибки и исправить их. И даже когда лишают родительских прав, в ходе судебного процесса всё ещё можно изменить. Больше того – восстановить себя в родительских правах родители могут и после официального лишения их – до тех пор, пока ребёнок не усыновлён. Но такие случаи, как говорят специалисты, в нашем городе и районе единичны. 

Одной из главных причин, почему семьи попадают на учёт в ИДН в нашем обществе сегодня, – это злоупотребление родителями алкоголем. Эта зависимость влечёт за собой и все сопутствующие факторы: бедность, антисанитарию, безработицу, жестокое отношение к детям. Однако самостоятельно излечиться от этой болезни могут единицы. Большинству же нужна квалифицированная медицинская помощь, которая требует немалых финансовых затрат. Получается замкнутый круг: на лечение денег нет, а денег нет из-за зависимости. 

Поиск первопричины, из-за которой ребёнок оказывается в опасных социальных условиях, и её искоренение – и есть главная задача общества, которое берёт на себя ответственность за благополучие детей. Борьба с алкоголизмом, безработицей и аморальным поведением должны активно решаться на всех государственных уровнях. Тогда и защищать детей от жестокого обращения и трудных условий жизни будет незачем. Давайте беречь наших детей и не нарушать их права!

Анастасия Лукияненко



Поделиться