понедельник, 21 февраля 2022 г.

Вернуть нельзя, оставить

 Заглянула на днях в магазин косметики. Стою в очереди и слышу разговор впереди стоящей женщины с продавцом. «Я принесла лак, вчера брала у вас, мне он не подходит, я хотела бы обменять», – говорит покупательница. «Он плохой?» – немного удивлённо спрашивает продавец. «Нет, просто это совершенно не мой цвет, я накрасила и поняла, что он не для меня». «Тогда подарите его подруге, а себе купите другой», – вежливо отвечает продавец и переключает внимание на другого клиента. И оказалась совершенно права: в данном случае закон на стороне продавца. Почему, сейчас узнаем.

В нашей жизни нередко случаются ситуации, когда уже после покупки косметики понимаем, что тушь, помада или крем, купленный недавно, нам не подходит, например по цвету или запаху. Можно ли вернуть такой товар в магазин? 

Мы постарались разобраться в этой теме. Данный вопрос регулируется Законом ПМР «О защите прав потребителей». В нём говорится, что непродовольственные товары надлежащего качества можно обменять. Однако для этого необходимо иметь достаточные основания. Если непродовольственный товар не подошёл покупателю по цвету, фасону, размеру или комплектации, то при упоминании одной из этих причин в претензии возврат станет возможным. При этом важно, чтобы любые пломбы или ярлыки, которые были на непродовольственном товаре в момент покупки, не срывались и остались на месте.

Однако вернуть можно не все вещи. Это касается и косметики. Существует перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, утверждённый соответствующим Постановлением Правительства ПМР, не подлежащих возврату или обмену. В него-то и входят парфюмерно-косметические товары. Наряду с ними нельзя вернуть и обменять, например, предметы гигиены, товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты. Не примут обратно и текстильные товары, кабельную продукцию, а также строительные и отделочные материалы, отпускаемые на метраж. Также в этом списке: непериодические издания, бытовая мебель, швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные, бельё постельное), штучные текстильные товары (скатерти, салфетки, полотенца, носовые платки и другие). Не подлежат возврату и технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки, а также мягкие набивные игрушки. Хорошенько подумайте над выбором изделий, полностью или частично изготовленных из полимерных материалов, которые будут контактировать с пищевыми продуктами, такими как посуда, столовые и кухонные принадлежности, ёмкости и упаковочные материалы для хранения и транспортировки пищевых продуктов, в том числе для разового использования. Вернуть обратно без веской причины их уже не получится. 

Но, напомним, что все вышеперечисленные товары не подлежат возврату и обмену только в том случае, если они качественные и не имеют недостатков. Если же вы приобрели непродовольственный товар с недостатком, который не был оговорен продавцом в момент продажи, или товар вовсе оказался ненадлежащего качества (сюда же входит и истёкший срок годности), вы вправе по своему выбору потребовать один из перечисленных вариантов. Продавец может сам устранить недостатки товара либо возместить вам расходы на исправление недостатков. Другой вариант – продавец уменьшает цену товара соизмеримо выявленным недостаткам. Также вы вправе попросить замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) или такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены. И, естественно, в сложившейся ситуации вы вправе полностью расторгнуть договор о купле-продаже с продавцом и вернуть свои деньги в полной мере. 

Не стоит забывать также, что при покупке товара чек лучше сохранить. В случае его утраты восстановление осуществляется в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством ПМР. Так что отсутствие товарного (кассового) чека или другого документа, подтверждающего покупку данного товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя (покупателя). В подтверждение факта совершения покупки товара вы вправе ссылаться на свидетельские показания.

Итак, получается, что по закону вернуть косметику надлежащего качества обратно в магазин действительно нельзя. Но помимо законодательной базы данный вопрос можно рассмотреть ещё и с эстетической точки зрения. Принимай реализатор косметики возврат от любого «привереды», им бы пришлось выставлять товар обратно на продажу, не нести же колоссальные убытки? И кому в таком случае понравилось бы приобретать уже опробованную кем-то помаду или тушь? А ведь на месте этого человека мог бы оказаться любой из нас.

Анастасия Лукияненко



Поделиться