понедельник, 10 января 2022 г.

И способен дотянуться до звёзд…

Середина декабря, порывистый ветер, и вот уже который день подряд идёт дождь, словно и природе нет покоя и чья-то заблудшая душа ищет свой приют. Очередная ночь. Не спав, он привычно закурит и откроет форточку. Громко включит песни группы «Кино» и начнёт вспоминать товарищей по оружию в Афганистане. Едва сдерживая слёзы, он будет повторять вслед за музыкантом: «И две тысячи лет война. / Война без особых причин. / Война – дело молодых, / Лекарство против морщин. / Он не помнит слово «да» и слово «нет». / Он не помнит ни чинов, ни имён. / И способен дотянуться до звёзд, / Не считая, что это сон». 

А между тем кодекс чести у тех, кто воевал в Афганистане, никогда не менялся, и свои принципы они не разменивали в угоду президентам или ради почестей. Как присягали когда-то великой стране, так и остались верны тем идеалам – не прогибаться под изменчивый мир. 

Не один десяток лет прошёл с тех пор, а раны не заживают в душе, и каждый раз 25 декабря он возвращается в 1979 год, в тот день, когда начался ввод советских войск в Афганистан.

Как найти в себе силы, чтобы простить тех, кто говорил: «А мы вас туда не посылали»? Страшно ли было воевать с «моджахедами», и как часто снятся кошмары о войне? На эти и другие вопросы отвечал гость редакции – председатель Союза ветеранов войны в Афганистане Дубоссарского района и города Дубоссары Сергей Дидковский (на фото второй слева).

Надо заметить, что не так давно в Афганистане началось очередное противостояние правительственных сил с боевиками движения «Талибан», которые овладели практически всей территорией Афганистана и сейчас установили там свой режим. В результате чего возникла миграционная война в республики Центральной Азии и стран Европы.

Именно поэтому я и решила начать интервью с вопроса касаемо прогнозов развития ситуации теперь уже в Исламском Эмирате Афганистан.

– Сергей Владимирович, что дальше – мир или война? Как Вам видится дальнейшая судьба афганского народа?

– Афганистан всегда жил в междоусобицах и внутренних распрях под присмотром великих держав. Думается, что вопрос остаётся открытым, и как развернутся события, предугадать весьма непросто.

Весь мир облетели страшные кадры из аэропорта Кабула, когда сотни отчаявшихся найти спасение афганцев взбирались на фюзеляж, двигатели и шасси американских самолётов в попытке улететь за пределы страны. Они падали с большой высоты прямо на взлётную полосу на глазах у своих родных. 

Религиозные фанатики вводят шариатские порядки в захваченных городах и устраивают показательные казни. Множество мирных жителей бегут на территорию среднеазиатских союзников России – Узбекистана, Туркмении, Таджикистана.

Старшее поколение афганцев на фоне разгула терроризма и насилия помнит прекрасно времена, когда дружили с «шурави» (так называли советских солдат).

Американцы пытались построить там демократию. И чего добились? Разруха, нищета и приход радикалов к власти после их ухода, а обещали они уйти из Афганистана ещё двадцать лет назад! Мы десять лет не пускали международный терроризм, наркотрафик на территорию Советского Союза, а потом и России. Наши ребята не только отважно воевали, но и строили дороги, сотни больниц, детских садов, школ, заводов.

– Страшно ли Вам было воевать с «моджахедами», и как часто снятся кошмары о войне?

– Полные грузовые самолёты цинковых гробов, именно тогда у военных и появился термин – «Груз 200», который обозначал транспортировку убитых. Жалко ребят. Молодые солдатики, многим и тридцати не было. Жить да жить. Жестокость проявляли зверскую, но говорить об этом не хочется. В спецоперациях мы всегда шли впереди «необстрелянных ребят». Приказы давали в любое время дня и ночи. Однажды долго в засаде просидели без воды и еды. Капли росы слизывали с деревьев… Война снится по сей день в кошмарах. Тот, кто говорит, что на войне не было страшно, нагло лжёт! Коленки не дрожали, потому что советские люди превыше жизни ставили интересы своей родины, а мы выполняли свой долг. Куда нас родина направила, туда и последовали. Страшно было терять друзей и видеть потом глаза их матерей.

– Сколько дубоссарцев принимало участие в войне в Афганистане?

– Военнослужащие из Дубоссарского района были направлены в Афганистан одними из первых. Это был 45-й инженерно-сапёрный полк Одесского военного округа. Принимали участие в войне 145 дубоссарцев, трое из них погибли. Цинковые гробы пришли не только в наш город, но и сёла. Погибли в Афганистане: подполковник Анатолий Абдеев, сержант Георгий Павалук, рядовой Андрей Урсул. В 1992-м году при защите нашей республике погибли воины-афганцы: лейтенант Сергей Гавриш, прапорщик Александр Кралев, сержант Юрий Ульянов, рядовой Владимир Миронюк. При обстреле города погибли Михаил Гробовик и Анатолий Дорул, и при исполнении служебных обязанностей погиб лейтенант Николай Реус. Уже в мирное время от полученных ран и заболеваний скончались 36 человек.


Благодаря Абдееву полк, который прибыл, оказал огромное влияние на военное положение, сапёры многое сделали под его командованием. Я тоже служил в этом полку в 1983 году. Всё новое, что поступало на вооружение в советскую армию, испытывалось на базе этого 45-го инженерно-сапёрного полка. Я лично присутствовал при этом. Для нас, афганцев, первый командир полка навсегда останется в памяти. Сослуживцы называли его не иначе, как «Батя». Все, кто был там, прекрасно знают, что такое плечо товарища. Боевое братство очень широко было развито в Афганистане. 

На Курган Славы, одно из священнейших мест Дубоссар, где покоятся останки экипажа танка Т-34 и советской лётчицы Марии Кулькиной, сотни жителей Дубоссар и других городов приехали, чтобы проститься с Анатолием Абдеевым. Было это 29 марта 1980 года, в день рождения подполковника Абдеева, в этот день ему исполнилось бы 39 лет…

– Расскажите, пожалуйста, чем сегодня живёт Союз ветеранов войны в Афганистане Дубоссарского района и города Дубоссары?

– Наше боевое братство было основано 25 апреля 1987 года, и после 1992 года в составе был и Дубоссарский район. Сейчас в нашей организации осталось 53 человека. Во время боевых действий 1992 года в Приднестровье погибло 27 афганцев, 42 стали инвалидами.

Мы – общественная организация и существуем исключительно на собственные средства. Правда, когда необходима срочная помощь, нам мэр города Руслан Иванович Чабан всегда оказывает поддержку. Активно взаимодействуем с боевым афганским братством г. Москвы «Снова в строю». Председатель организации – наш земляк Василий Тимуш. В 1992 году он был заместителем командира отдельной роты ТСО «Южное» в Приднестровье. Также мы дружим с общественной организацией афганцев из Днестровска и нашим историко-краеведческим музеем, который освещает подвиг афганцев и рассказывает подрастающему поколению о нас.

Тяжело было после развала Советского Союза, когда молодые парни возвращались домой, а страны, за которую воевали, уже нет, а в государстве безработица и хаос. Ни работы, ни жилья, ни здоровья, чиновники в лицо говорили: «Мы вас туда не посылали». Но наши ребята никогда с протянутой рукой не ходили, не из того мы «теста», и многие даже пособия по инвалидности и продуктовые наборы не желали принимать, опять-таки из-за своего характера и нежелания показаться беспомощными.

P.S. Кадровый военный Сергей Владимирович Дидковский попал в Афганистан в ноябре 1981 года в составе 180-го мотострелкового полка. Был командиром технического взвода инженерно-сапёрной роты. Свой интернациональный долг выполнял в течение двух лет. Награждён медалью «За боевые заслуги», а особой наградой для него стал нагрудный знак «За разминирование». В общей сложности им было разминировано больше 50 тысяч боеприпасов!

Беседу вела Яна Сакка



Поделиться