До сих пор помню свою Мальвину с голубыми волосами. Она досталась мне от старшей сестры, которая вместе с куклой словно передала мне эстафету детства. Наша Мальвина слегка поцарапанная, но оттого ещё более ценная. Волосы у неё путались, но не выпадали, были жёсткие, но в то же время такие приятные на ощупь. Платье не линяло, и казалось, что она создана для того, чтобы прожить рядом с ребёнком всю маленькую жизнь. Мы стирали куклам одежду, фломастером подкрашивали губы и делали самые разные парикмахерские манипуляции. Однажды я даже постригла одну из моих сказочных подруг. Вот мне попало тогда от мамы!
У меня были и куклы из маминого детства. Их плотная, тяжёлая, почти янтарная на свету пластмасса казалась настоящим телом, а не одноразовой оболочкой. Суставы сгибались туго, но надёжно. И любила их я какой-то особенной любовью. И пусть время не оставляет фотографий чувств, но игрушки иногда хранят картинку ярче, чем тонкие альбомные снимки.
Да ведь и качество тех кукол было особенным. Не «до первой поломки», а рассчитанное на годы, а иногда и на поколения. Густые волосы, которые можно было причёсывать без конца, краска, что не выгорала на солнце, мягко закрывающиеся глаза-сплюшки, пластик без неприятного химического запаха, который, наоборот, имел особый аромат – сегодняшний «запах детства».
Но советские куклы – это не только ностальгия, но и целая большая история. Давайте окунёмся в этот мир более подробно.
Мир советских кукол: знаковые, редкие, любимые
Трудно поверить, но в СССР игрушки составляли значительную часть производства товаров для детей, а на кукол приходилось около четверти всех выпускаемых игрушек. Миллионы экземпляров ежегодно разлетались по огромной стране – от прибалтийских городов до дальневосточных посёлков.
Первые массовые куклы были тряпичными: мягкое тело, а вот головы – целлулоидные, очень лёгкие, с характерным блеском. Иногда продавались только головы – туловище мамы шили сами, вкладывая внимание и тепло. Позднее, в 60–70-е годы, в моду вошли полностью пластмассовые куклы: прочные, узнаваемые, с короткими, почти непокорными волосами и слегка строгими лицами. У многих были вставные глаза, у некоторых – «моргающие», и такие куклы становились настоящей мечтой.
Кукла «Пупс»
Небольшие резиновые младенцы, которых кормили, купали и «лечили», проводя тысячи «операций». Их брали повсюду, поэтому сохранились такие куклы редко, но в памяти они у всех.
Большие говорящие куклы
С механическим «ма-ма» внутри. Хрипловатая, но невероятно трогательная фраза, которая казалась чудом. Таких кукол показывали соседским детям как сокровище.
Целлулоидные «фарфоровые» красавицы
Хрупкие, словно из стекла. Их берегли, ставили на полку, одевали особенно бережно. Роспись лица часто делали вручную, поэтому каждая получалась уникальной.
Спортсменки, гимнастки, лыжницы
Игрушки, которые расширяли детский мир, показывали девочек в активных ролях. Особенно любимыми были фигуристки с миниатюрными коньками и блестящими платьями.
Куклы в национальных костюмах союзных республик
Молдавия, Грузия, Украина, Латвия… Крошечные элементы одежды, такие как веночки, сапожки, фартуки, вышивка, превращали этих сказочных красавиц в маленьких послов культур. Часто такие куклы не столько «жили в играх», сколько украшали комнату.
Редкие «западные» куклы
Барби или итальянские модницы с шарнирами для советских детей были просто фантастикой. Их привозили моряки, знакомые «из-за границы». Но даже с их роскошью советские куклы оставались для многих роднее.
И, конечно, легендарная «Катя»
Большая, грациозная, с длинными волосами. Умела «стоять», выглядела почти подростком. Её причёсывали, переодевали, передавали подругам «на выходные». Многие хранили «Катю» до взрослой жизни, словно часть своей собственной истории.
И всё-таки о сегодняшних куклах
Когда смотришь на современные игрушки, особенно на некоторых кукол, становится немного тревожно. Иногда эти куклы выглядят не милыми, а немного пугающими, словно из другого мира, который не стремится понимать детей, а только впечатлять их яркостью.
Я видела недавно в магазине куклу, напоминающую одновременно мультяшную принцессу и инопланетянку: голова почти вдвое больше тела, губы как у взрослой женщины после косметических процедур, а ресницы доставали до бровей. На коробке был лозунг: «Будь уникальной!». Но парадокс в том, что таких «уникальных» сейчас тысячи и они до смешного одинаковые, как под копирку.
А вот ещё пример современных жительниц игрушечных магазинов. Популярные куклы из серии Monster High. Своебразные «потомки монстров и мифических существ». Куклы с готическим макияжем, острыми чертами, фэнтезийными деталями. Их дизайн намеренно экстравагантен, бросок, далёк от классического детского образа, будто они пришли не из детской комнаты, а с подиума тематического шоу.
Или вот другая серия – куклы Bratz, с которых когда-то начался новый этап в индустрии. Огромные глаза, вызывающий макияж, подчёркнуто «взрослая» одежда, стиль, копирующий глянец. Их образ – воплощение слишком взрослого идеала красоты, который дети вообще не должен знать.
Почему это стало проблемой
Конечно, время меняется, мода меняется, и нет смысла ругать всё новое только потому, что оно новое. Дело здесь не в том, что современные куклы выглядят иначе. Мир меняется, меняется и эстетика. Вопрос в другом: какой образ они формируют у детей?
Современная кукла редко несёт в себе наивность, доброту, мягкость. Всё чаще она становится концепцией образа, стиля, бренда. Взрослый мир, переложенный в миниатюру и проданный тем, кто ещё не умеет отличать игру от идеала.
Большие глаза, яркий макияж, подчёркнутые губы и талии постепенно становятся визуальной нормой. Девочка, играя, впитывает не только сюжет, но и образ того, кем ей «хорошо бы быть». Современные куклы в большинстве своём учат быть яркой, учат нравиться, учат быть «в тренде» и оценивать себя по внешности. А потом мы будем сокрушаться: почему молодое поколение не хочет быть мамами и посвящать свою жизнь семье. Что посеяли, как говорится, то и будем пожинать. И первые последствия политики уникальности, культа личности и внешнего лоска, к сожалению, мы уже остро ощущаем в социуме и сегодня.
Советская кукла была простой, иногда строгой, иногда немного наивной, но она была похожа на ребёнка или на обычного человека. Через неё ребёнок учился заботе, вниманию, семейным ролям, простым человеческим отношениям.
Сегодняшние куклы, особенно созданные под стандарты соцсетей и глянца, часто предлагают совсем другой образ. И в первую очередь – это образ бесконечного совершенства. И если кукла – первое «зеркало», в которое смотрит девочка, то что она в нём видит? Натуральность или фальшь? Тепло или глянцевый блеск?
Нет, я не хочу драматизировать: многие современные игрушки тоже добрые и красивые. Но всё же иногда так важно дать ребёнку в руки что-то простое, человечное, неидеальное. Именно то, что учит не гламурной «красоте по стандарту», а настоящей душе.
Потому что, какими бы ни были времена, именно через игрушки ребёнок учится главному: как заботиться, как дружить, как проявлять нежность, как строить свой маленький мир. И пусть этот мир будет добрым. Дарите своим детям красивое детство с добрыми кукольными глазами. Потому что право выбора всё же остаётся за нами – взрослыми, понимающими и мудрыми родителями.


