В уютном спортивном зале среди перекладин, матрасов и детского смеха он откровенно рассказывал о своей судьбе, о сложных переломных годах, о том, как рождалась гимнастика в Дубоссарах, и силе духа, которая позволила ему не раз начинать всё с нуля. Он пробовал всё: тренерскую работу с зарплатой в десять долларов, челночный бизнес, случайные заработки. Ездил в Россию, пытался закрепиться в Санкт-Петербурге, в Кронштадте, но снова упирался в стену: зарплата уходила на съём жилья.
СКУЧАЛ ПО ДУБОССАРАМ
– Вы пребывали на пике спортивной карьеры, а тут рушится страна, нет больше Советского Союза. Не грустно ли осознавать, что потенциал не раскрыли до конца и что жизнь могла сложиться иначе?
Улыбнувшись, Владимир Станиславович произнёс: «Ни в моих правилах сожалеть о чём-либо и тем более себя жалеть. На тот момент я был женат, нужно было кормить семью. Выживал, как и все, искал работу. В Дубоссары я вернулся в начале двухтысячных, пошёл работать тренером. Директором тогда был Гросул Валерий Савельевич, я проработал три месяца, но зарплата в десять долларов, разумеется, вынудила уйти. Я уволился, занялся челночным бизнесом, но меня всё равно тянуло в зал. Через год я опять устроился, вновь набрал группы, но на такую зарплату просто невозможно было существовать. Снова уволился, уехал в поисках лучшей доли в Россию. В Санкт-Петербурге работал тренером, но столкнулся с тем, что заработной платы тренера хватало только на оплату жилья. Меня всегда домой тянуло, скучал по Дубоссарам. Решил вернуться обратно. С большой благодарностью вспоминаю мэра Игоря Леонидовича Мазура, который предложил мне создать новую спортивную школу. Он назначил меня директором школы борьбы и бокса. Я стоял у истоков этой спортивной школы, доставал оборудование через своих знакомых по интернату, в котором учился – у нас и борцы были, и боксёры. Они меня консультировали, помогали доставать оборудование. Мы сделали красивую школу, я так считаю.
Со временем открыли и секцию по гимнастике, взяли тренера Анатолия Николаевича Палегу, дети стали ездить на соревнования. Спустя время произошли перемены, скажем так, поменялась власть в стране. А я всегда свою точку зрения имел – не всем это нравилось. Грубо говоря, один выговор сделали, второй, и, чтобы не быть уволенным по статье, я написал заявлению по собственному желанию. И пришла мне мысль – открыть свою секцию гимнастики».
НЕ ПРОГИБАТЬСЯ
Когда рассказываешь о его пути, невольно удивляешься: как может один человек столько выдержать? Ранняя юность пришлась на лихие перестроечные годы. Спорт рушился, страны не стало, система исчезла. Мальчишка, который подавал большие надежды в гимнастике, вдруг оказался перед необходимостью не мечтать, а выживать. И снова – с нуля. С нуля возвращение домой, и попытка снова войти в спорт – тоже с нуля.
Когда в Дубоссарах ему предложили создать новую спортивную школу, он согласился, потому что тянуло домой, тянуло в зал, к детям, к спорту. Но счастливая полоса оказалась недолгой. Владимир Станиславович никогда не умел прогибаться. Ни ради должности, ни ради власти. Его принципиальность – это не громкие заявления, а внутренняя твёрдость, ставка на правду, даже если она неудобна. Он привык идти прямо, не обходными путями. Если видит несправедливость, он говорит. Если не согласен, тоже говорит. И именно за это его уважают. Да, он неудобный для многих, но своих убеждений не меняет, тем более под давлением.
УСПЕХИ МОИХ РЕБЯТ
«Начинал с пятой школы, мне разрешили, набрал детей. Купил маты, десять штук. Потом перешёл в третью школу, там было больше спортивных снарядов. Оттуда мы уже стали ездить на чемпионаты в Бендеры, Суклею, Кишинёв. Но, конечно, это был не зал, о котором мне мечталось. Большое спасибо хочу сказать Евгению Борисовичу Дабиже, первому заместителю главы госадминистрации, который позволил мне проводить занятия в нынешнем зале. Набрал кредитов, конечно. Что-то по сёлам нашёл, что-то из Кишинёва, из федерации гимнастики, и сам сделал много снарядов. И уже через год-два мои ребята начали конкурировать с кишинёвскими гимнастами. А потом и обыгрывать их», – отмечает Владимир Сосновский.
Когда появились результаты, появилась и обратная сторона – предвзятое судейство. «Чтобы тебя невозможно было засудить, нужно быть на голову выше», – отмечает тренер.
О своих воспитанниках он говорит с теплотой, которую невозможно подделать. О мальчике из первого набора, который благодаря занятиям гимнастикой поступил в Суворовское училище. О девочке Дане, которая уехала в Италию и поступила в балетную школу, она сейчас там прима!
«Для меня успехи моих ребят высшая награда! Понимаешь, что всё не зря», – с гордостью говорит Владимир Станиславович. Кстати, дочь Екатерина пошла по стопам отца и успешно занимается гимнастикой. «Моя первая дочь не хотела заниматься гимнастикой, а вторая – Катя тренируется уже третий год. Я даже строже с ней: тут я не папа, а тренер Владимир Станиславович. Субординацию она держит, никаких поблажек. Мы начали с пяти лет тренироваться. Даже если дети не станут выдающимися спортсменами, они будут вести здоровый образ жизни, будут развитыми физически. Координация, осанка, здоровье – самое главное», – подчёркивает мой герой.
Владимир Станиславович гимнастикой занимался с раннего детства, его первым тренером был Вадим Петрович Николенко. Когда он перешёл в четвёртый класс, был отобран в десятку для обучения в кишинёвском спортивном интернате. Из десяти человек завершил обучение лишь он один. На его счету неоспоримые победы на престижных соревнованиях. Вошёл в юношескую сборную СССР. Первое место во всесоюзных соревнованиях по спортивной гимнастике, первое место в чемпионате СССР среди школ-интернатов. Трёхчасовые тренировки. В шестнадцать лет у него взяли интервью в редакции «Молодёжь Молдавии» – газетную вырезку хранит до сих пор, как память.
Владимир Сосновский множество раз начинал свою жизнь с нуля, и каждый раз он даёт детям важнейший урок, что начать с нуля не стыдно – стыдно опустить руки и не попробовать.
О гимнастике и не только беседовала Яна Сакка


