четверг, 27 ноября 2025 г.

Путь к своей пристани

Вмире много путей и дорог, где каждая может привести к новой пристани и корабль найдёт временный приют. Но будет ли он счастлив на чужбине? Настоящий моряк знает: как бы далеко ни занесла судьба, в конце пути он всё равно возвращается домой. Туда, где его ждут…

В День города я прогуливалась по Советской – шумной, праздничной. По обе стороны улицы тянулись ярмарочные подворья. Там, где мастера выставили свои чудеса – вышивку, глиняные игрушки, резьбу по дереву, мой взгляд зацепился за необычное изделие – панно в виде герба города Дубоссары. Настоящее произведение искусства! Дерево было тщательно отполировано, линии чёткие и аккуратные, орнамент глубокий и словно живой. В центре композиции ладья, символизирующая путь и вечное стремление вперёд. На фоне виден отчётливо восход солнца, как знак возрождения и надежды. В нижней части бурлящие волны, плавно переходящие в дубовые ветки, как символ стойкости и корней, уходящих в родную землю. Каждая деталь передаёт уважение мастера к родному городу, его истории и людям. Рядом с гербом ладьи из дерева и композиции из ракушек – будто дыхание моря, застывшее в узоре. У этих вещей была особая энергетика – тихая, сильная и мужская.

ДО И ПОСЛЕ

«Это Вы сделали?» – спросила я мастера. Он улыбнулся, кивнул и предложил мне выбрать сувенир на память. Надо отметить, что мастер дарил всем прохожим свои изделия. Так я познакомилась с Бахтиёром Мирзаабдилловичем Йулдашевым. Но он с улыбкой сказал: «Обращайтесь ко мне – Борис Михайлович».

«А знаете, как переводится моё имя, фамилия и отчество с узбекского языка? Йулдашев – друг, Бахтиёр – счастливый, Мирзаабдиллович – мира защитник», – когда он заговорил, я сразу поняла, что передо мной человек, за чьей улыбкой целая история. О детстве мы с ним практически не говорили, он лишь с грустной улыбкой обмолвился, что посещал круглосуточный детский сад.

Когда-то он мечтал о море. Учился в одесской мореходке, собирался поступать на военно-морскую кафедру, но вмешался злой рок, который разделил жизнь на до и после. В юности занимался борьбой у самого Пантелея Сазонова. «Отчётливо помню, как Пантелей Семёнович собрал нас, молодых ребят, и сказал, что Родина в опасности. У нас у всех глаза горели, конечно же, – не раздумывая, пошли защищать город. Друга моего – Олежку Гелетюка убило, а меня ранило… После этой трагедии я стал другим, и мир мой рухнул», – делится воспоминаниями мой собеседник.

Бахтиёр Мирзаабдиллович Йулдашев

ДРУГОЕ МОРЕ

Казалось бы, с геройством покончено и надо учиться жить в новой реальности, но, немного оправившись, он снова вернулся к своим. Его командиром был Юрий Васильевич Шакуро – человек, которого бойцы называли коротко и тепло – «батя». «Когда надо было пойти в атаку, Шакуро никогда не кричал: «Вперёд!» – он говорил: «За мной!», и мы шли, потому что знали, что он будет первым, за спинами нашими не прятался», – отметил Бахтиёр.

После войны жизнь пошла по-другому. По состоянию здоровья моего героя не взяли в военно-морской флот, о котором он грезил с детства. Приёмная комиссия отказала и предложила выбрать гражданский флот. Он не спорил. Просто взял в руки дерево. Так в его жизни началось другое море – тихое и вдумчивое, состоящее из терпения и преодоления невзгод. Теперь, глядя на его ладьи и гербы, понимаешь, что в каждом изделии – частица того самого моря, которое он не забыл.

«Море всё равно во мне, даже если вокруг степь. С большим уважением отношусь к своему наставнику Леониду Васильевичу Нестеренко. Благодаря ему я занимаюсь любимым делом и учу подрастающее поколение не только навыкам и умению резьбы по дереву, но прежде всего терпению и выдержке. Скажу вам больше: в моём коллективе учатся не только девочки и мальчики, но также пенсионеры. Готов работать с каждым, кому интересно. От всей души благодарен директору Дома культуры Зинаиде Петровне Гамарц, что поверила в меня и позволила учить деток», – подчёркивает руководитель коллектива судомоделирования «Ладья» Районного Дома культуры микрорайона Лунга.

ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ

Во время нашей откровенной беседы Бахтиёр вновь и вновь возвращался в юность, которая предопределила всю его жизненную философию. «Довелось увидеть генерала Александра Ивановича Лебедя. Без охраны, без показного командования. Просто подошёл к бойцам и поговорил с каждым из нас по-человечески. Он не любил войну и был за мир. Но при этом говорил просто: «Родину надо защищать». Беседа с ним многое во мне перевернула, оставила след. Я вдруг из мальчишки вырос и стал взрослым мужчиной. Чётко понял тогда, что сила не в оружии, а в умении оставаться человеком, когда вокруг рушится всё», – говорит он.

В жизни моего героя были долгие годы странствий по свету. Жил какое-то время в Киеве, строил яхты, но тоска по дому, улочкам, где прошло детство, не оставляла ни на миг… 

Надо отметить, что смутные и лихие 90-е отобрали у него лучших друзей и мечты и заставили стать жёстким и сильным. Но именно тогда судьба подарила и самое дорогое – любовь. Женщину с красивым именем Лилия. Она стала его опорой и берегом, куда всегда можно возвратиться. Вместе они прошли немало испытаний, и сегодня рядом с ними их сын, уже взрослый. «Сынок выбрал мужскую профессию и стал сварщиком. Тоже работает с огнём, – улыбается Борис. – Только у каждого свой инструмент».

Когда я спросила мастера, как рождаются его работы, он немного помолчал и ушёл в свои мысли, а потом произнёс: «Я просто погружаюсь. Включаю музыку Валерия Дидюли, без слов, и всё остальное исчезает. Остаются только дерево, руки и тишина».

Его ладьи, вырезанные из дерева, не просто сувениры. Это символ пути и возвращения. Возвращения к себе, к дому, к миру, который он сумел сохранить, несмотря ни на что. Как корабль, переживший шторм и чужие берега, он сумел найти свою пристань – здесь, на родной земле.

С мастером беседовала Яна Сакка




Поделиться

Наш канал в Telegram