ПАМЯТЬ ЖИВА
Эти строки словно ключ к разговору, который начинается с боли, но ведёт к свету. Недавно в Дубоссарах прошёл турнир по волейболу памяти заслуженного тренера Юрия Ивановича Радовского. Имя, знакомое каждому, кто хоть раз держал в руках волейбольный мяч. Человек, воспитавший не одно поколение спортсменов, ушёл из жизни несколько лет назад после тяжёлой борьбы с онкологией. Но память о нём жива по-прежнему в сердцах учеников, коллег и близких.
В откровенной беседе о жизни, прожитой вдвоём, о боли утраты и любви, которая сильнее времени. «Он рядом. Просто теперь по-другому», – говорит о своём любимом человеке Анна Манивчук. Тренер, педагог, супруга, которая не просто была рядом с Юрием Ивановичем – они прожили душа в душу вместе два десятилетия. Она вышла замуж совсем молоденькой – в восемнадцать, он был немного старше. С тех пор – одно дело, одно дыхание, одна судьба.
«Я будто проснулась без него… Пришлось делать всё самой. Ничего не умела без Юры… Пришлось учиться заново всему. Понимаете, я же с ним была как за каменной стеной. Он опекал меня, как маленькую девочку. Вместе ездили с ним на сессии, вместе шли и возвращались с работы, делили спортзал один на двоих. Растили в любви сыновей, старший, Иван, пошёл по стопам отца – играет сейчас в тираспольском клубе «Динамо». Я дышать не могла, когда его не стало. Суть выражения «жизнь закончилась» я поняла сполна. Как я смогла взять себя в руки? Не знаю. Димка совсем маленький, надо поднимать сына и жить…» – вытирая слёзы, рассказывает моя героиня. Чтобы сгладить смущение и неловкость, Анна показывает мне фотографии: тренировки, поездки, улыбки, где прежняя счастливая жизнь, где был он…
КРЫЛЬЯ ВЫРАСТАЮТ
– Вы сказали, что учитесь заново жить. Что помогает держаться на плаву?
– Когда Юрия Ивановича не стало, мой мир рухнул. Поддержка была колоссальная от свекрови, родных, детей, друзей. Когда случилась беда, я не могла пару месяцев ходить на работу и тренировать, повсюду слышался его голос (вытирает слёзы). Он же ковид тяжело перенёс, несколько месяцев в больнице лежал. Поражение лёгких было практически стопроцентным. А потом слишком поздно поставили диагноз. Боролся до последнего, ездил на лечение в Москву к брату. Когда погиб мой отец, мне было семь лет, как и моему младшему сыночку сейчас. Мамочка так и не вышла потом замуж, осталась верна отцу и сама поднимала троих детей. Я вот недавно поймала себя на мысли, что повторяю судьбу мамы, – отмечает Анна Манивчук.
Моя героиня родилась в Дубоссарах и с самого раннего детства не выпускала мяч из рук. Вместо кукол играла с мальчишками в футбол, «охотники и утки», «пекаря». Будто искала мужской поддержки и потом нашла её в лице Юрия Радовского, который стал и наставником в работе, и любимым человеком.
Я – ЭТО ТЫ
«Люблю всех своих девчонок и всегда радуюсь их победам, как своим. Очень жаль, что порой финансовый вопрос мешает развиваться. Вспоминаю, как были на соревнованиях в Комрате и необходимо было там остаться с ночёвкой, а это не всем родителям по карману. И в результате не все поехали, и команда сыграла не в полную силу. А когда они учатся делать впервые подачи и кричат радостно, что у них получилось, и бегут при этом меня обнимать! Так у меня крылья вырастают за спиной», – впервые за интервью улыбнувшись, произнесла тренер-преподаватель Дубоссарской ДЮСШ-2.
Одной из любимых песен Юрия и Анны была «Я – это ты» Мурата Насырова. Вытирая слёзы, моя героиня признаётся, что очень больно осознавать, что вторая половинка никогда не назовёт её ласково «Солнышко». «Я – это ты, ты – это я, и никого не надо нам. Всё, что сейчас есть у меня, я лишь тебе одной отдам».
С грустью в голосе и в глазах Анна откровенно говорит. «Жизнь продолжается, и я это понимаю. Вот Иван женился в этом году, у меня невестка прелестная, Димка подрастает. Надо жить… Понимаете, любовь действительно не умирает. Она становится памятью, которая согревает…».
О любви писала Яна Сакка



