Одним из тех педагогов, кто делает это каждый день, является Наталья Рознерица, учитель предмета «Основы духовно-нравственной культуры народа Приднестровья» в Дубоссарской средней школе № 3. Недавно она заняла два третьих места в республиканском конкурсе «Учитель в современном информационном обществе» среди педагогов. Своей работой Наталья Ивановна показала, что нравственное воспитание может и должно идти в ногу с современными технологиями.
Когда я впервые увидела Наталью Ивановну, мне показалось, что её большие глаза сами по себе уже прививка доброты. Наша первая встреча случилась во время рабочего процесса – я делала материал об экскурсии школьников в дом-музей отца Валентина, который расположен при храме микрорайона Лунга. Живое, тёплое, будто освещённое изнутри, лицо педагога, с чистыми, внимательными глазами уже тогда заворожило меня, и я дала себе слово: обязательно напишу о ней в нашей газете. Прошло больше двух лет с того момента, не раз мы пересекались на различных мероприятиях, но всё никак не случалось мне исполнить данное себе слово. И вот судьба сама подала знак. «Пора!» – сказали обстоятельства. «Как же я рада», – подумала я.
Бывают люди, в которых чудесным образом уживается несочетаемое: сила и нежность, живость и покой, простота и глубина. Именно это ощутила я с первых минут интервью с педагогом. Мы сидели в просторной учительской и беседовали о жизни и совести, о духовном и простом, и, конечно же, о школе, которая учит не только знаниям, но и человечности. Наталья Ивановна говорила мягко, с лёгкой улыбкой и даже обычные слова произносила с какой-то особенной теплотой, которая не требует усилий. Голос негромкий, но чувствовалась в нём уверенность человека, который живёт по совести.
Наталья Ивановна уже двадцать пять лет работает в Дубоссарской средней школе № 3. Одна запись в трудовой книжке и целая жизнь в школе. Разговор начинаем, конечно, с конкурса. «Расскажите, почему решили участвовать, что представили на конкурс и с какими чувствами приняли новость о призовом месте?» – спрашиваю я. «Пришло положение о конкурсе, и мы с двумя моими коллегами решили принять участие в нём. На конкурсе нужно было представить урок, электронное портфолио и ссылку на личный сайт. Посоветовались с нашим инженером, он помог открыть на школьном сайте отдельные методические страницы для каждого учителя. Так появился сайт внутри сайта, где мы разместили свои разработки и материалы, а заодно увеличили посещаемость школьного ресурса. Также в рамках конкурса необходимо было провести открытый урок перед комиссией. Здесь я представила урок по теме «История книгопечатания на Руси», связав его с нашим городом и первыми типографиями. В этом уроке я использовала ожившие картины, аудиозаписи, тесты и переводы, которые подготовила при помощи искусственного интеллекта. Когда мы проводили этот урок в классе, дети с интересом реагировали. Ещё бы: перед ними была не просто история, а целый оживший мир! Детям это интересно, – говорит Наталья Ивановна. – Когда ребёнок видит, что знания можно не просто выучить, а почувствовать, они остаются в душе надолго».
Но главная оценка труда педагога – это, конечно, не награды и титулы. Это те маленькие победы, что происходят в душах детей. Кому как не педагогу по предмету с таким длинным замысловатым названием знать это.
– Хочу поговорить с Вами о вашем предмете. Таком сложном, с непростым названием – «Основы духовно-нравственной культуры народа Приднестровья». Почему, на ваш взгляд, изучение этого предмета сегодня особенно важно? – перевожу тему на главный вопрос нашей беседы.
– Сегодня без него никак. Сейчас дети живут в мире, где информации очень много. Они получают её из телефонов, интернета, улицы. И среди всего этого потока очень легко потерять что-то главное: душу, совесть, доброту. Поэтому духовное воспитание нельзя оставлять в стороне. Оно сегодня особенно актуально. Ведь если мы не будем говорить с детьми о нравственности, о добре и зле, о Родине и уважении, то кто научит их этому?
И словно в подтверждение своих слов, учитель с восхищённым блеском в глазах рассказала, что в одном из заданий ученики должны были рассказать о своём добром поступке, который им запомнился. «Я помог бабушке донести сумку», «Я спас котёнка», «Мне стало легко на душе», – говорили они ей. Эти, на первый взгляд, наивные ответы несут в себе такие искренние и глубокие чувства – первые ростки настоящего человека. Так рождается привычка к доброте.
– А как Вы объясняете такие понятия, как совесть, честь, милосердие? Вы используете какие-то термины или всё-таки приводите примеры из жизни и истории?
– Мы сначала даём научное определение. Дети записывают. Но очень важно, чтобы они смогли объяснить это своими словами. Например, буквально недавно у нас был урок покаяния в разных мировых религиях. Когда дошли до понятия «совесть», дети пытались объяснить его своими словами. Им было немного неловко говорить о внутреннем голосе, но когда я дала чёткое определение, они сказали: «Да, мы именно это хотели сказать, но не знали как». Дети хорошие, понимают всё, но иногда стесняются выражать свои мысли. Когда же я привожу пример из жизни или показываю на своём поведении, они соглашаются: «Да, да, мы тоже так делали».
– А как сделать такой сложный предмет интересным? – добавляю я.
– Беседой. Если есть возможность, показываем короткие видео или мультфильмы, чтобы зацепить внимание. Примеры из жизни. И если вижу, что глаза у детей потухли, сразу меняю формат: может быть, игра. Всё зависит от темы, класса и самих детей. Иногда проходит урок, а на следующий день дети приходят и рассказывают: «А вот дома я сделал вот это…» – и это самая большая радость для учителя.
На своих уроках Наталья Ивановна часто проводит не только беседы, но и маленькие экскурсии. Они тесно дружат с настоятелем храма Пресвятой Богородицы на Лунге отцом Валентином. Вместе они посещают храмы, слушают рассказы о праздниках, расписывают пасхальные яйца, поют старинные песни. Никто не заставляет их идти – всё только по желанию. Но после таких поездок, признаётся учитель, даже самые скептические говорят: а ведь там красиво, и мы рады, что пошли. «Вода камень точит, – улыбается Наталья Ивановна. – Иногда одно слово, один взгляд могут изменить отношение ребёнка к миру».
Особое место на уроках занимает разговор о Приднестровье. С первых занятий учитель объясняет детям, что их маленькая республика – это удивительное переплетение культур: русских, украинцев, молдаван, болгар. «Когда начинаем в пятом классе первую тему о нашем народе, я говорю: «Посмотрите, на такой маленькой земле сплетено столько культур!». У нас проживают более 72 народности на маленькой территории. Столько традиций, обычаев, и они переплелись между собой. Потом мы переходим к национальным блюдам. Я спрашиваю: «Давайте говорить, какие у нас, молдаван, национальные блюда». Первое, знаете, что называют? Борщ. И когда я объясняю, что борщ – это не наше национальное, а наше национальное – это зама, у них тоже возникает связь. Они начинают понимать, насколько мы уже переняли другу у друга традиции: молдавские, русские, украинские. Я всегда говорю: «У нас столько всего вместе, поэтому мы и называемся единым народом Приднестровья. Больше нигде такого нет. Во французском есть слово «mélange» – смешение. Вот именно так и есть у нас».
«Расскажите о себе немного больше, познакомимся с читателями», – прошу я учителя. Она, улыбнувшись, отвечает: «О себе говорить не люблю. Простая семья колхозников: мама работала на ферме, отец шофёром. Родители были всегда заняты работой, а мы успевали и учёбу, и домашние обязанности выполнять». Младшая в семье, она всегда чувствовала поддержку старших сестры и брата. В университете металась между медициной и юридическим факультетом, пока сестра не сказала: «Слушай, хорошая специальность – учитель начальных классов и французского языка». «Я подумала: «Почему бы и нет?». Французский мне нравился с детства, хотя в школе я учила немецкий». После университета молодой педагог пришла работать в третью школу. Сначала по специальности начальных классов с несколькими часами французского, а затем полностью перешла на преподавание французского. Когда ей предложили вести новый предмет, сначала было непросто. «Я верующий человек, но не воцерковлённый, – рассказывает она. – В нашем детстве ходить в церковь было почти запрещено. Но это всегда было во мне. Василий Васильевич предложил: «Давай попробуем». Я подошла к Евдокии Степановне Богачук и спросила: «Справлюсь?». Она сказала: «Справишься». И помогала мне первые годы, подсказывала, делилась материалами. Позже я познакомилась с другими учителями. Лилия Михайловна Кривошеева – настоящий кладезь для нашего предмета, всегда ищет доступные материалы для учеников. И до сих пор делится ими».
С особым трепетом говорит Наталья Ивановна о своём классном руководителе Георгии Антоновиче Солоненко. Не сдерживая слёз (совсем недавно педагога не стало), она с уверенностью говорит: «Именно он научил меня по-доброму относиться к ученикам. Он был учителем физкультуры, и когда была хорошая погода, мы всегда ходили в походы – лес, прогулки пешком. Это так сплачивало наш класс, что после девятого многие из нас пошли в одиннадцатый вместе. Конечно, жизнь нас потом разбросала, но это чувство коллектива, дружбы – оно осталось на долгие годы. Георгий Антонович умел найти подход к каждому ребёнку. Никогда не ругал, всегда спрашивал: «Ну, ребята, расскажите: с какой целью, для чего?». Мы привыкали доверять ему, а потом понимали, почему так правильно и как исправить ошибку. Всё по-доброму, с пониманием. Он был нашим классным руководителем с пятого по девятый класс и оставил очень сильный след в нашей жизни. Наверное, от него и от моего папы я тоже переняла этот подход: объяснять, поддерживать, находить слова».
Теперь она старается передать это своим ученикам. «Если в классе есть сплочённость, значит, есть и доброта. Настоящий учитель объединяет, а не подчиняет», – откровенно говорит Наталья Ивановна.
Тепло отзывается она и о своих коллегах – о коллективе любимой школы. Тот командный дух, что заложил в ней классный руководитель, присутствует в жизни и профессиональной. «Мы настоящая команда, – говорит она с теплотой. – Коллеги поддерживают друг друга во всём: делятся материалами, идеями, помогают с подготовкой уроков. И это не просто формальная помощь: мы действительно ощущаем друг друга как команду, как поддержку. Такая атмосфера помогает каждому чувствовать уверенность и вдохновение, а детям отдаётся тепло нашего коллектива».
– Что можете посоветовать молодым педагогам на этом непростом поприще?
– Не бояться идти навстречу ученикам. Потому что эта профессия на всю жизнь. Её ценность и интерес в том, что никогда не стареешь душой. Рядом с детьми мы всегда чувствуем себя моложе, стараемся поддерживать их интересы и быть для них близкими. В то же время нужно учить правильно, потому что вокруг так много негатива: манеры общения, речевые привычки… Мы объясняем детям, что так поступать нехорошо. Если учитель по-доброму относится к коллегам и ученикам, если пытается наладить контакт, это почти всегда удаётся. Очень сложно найти баланс между строгостью и наставничеством. Но, наверное, это уроки моих собственных учителей из школы: они научили меня искать этот тон, этот мост между педагогом и учеником.
Вместо послесловия
Сегодня, когда так много говорят о технологиях, инновациях и рейтингах, особенно хочется сказать спасибо тем, кто занимается невидимой, но самой важной работой – воспитанием души. Наталья Ивановна Рознерица делает это тихо, без громких слов, без пафоса. Каждый её урок – это ещё одна прививка доброты. А значит, ещё один шанс, что мир станет немного теплее.