среда, 15 октября 2025 г.

Каждый её урок – прививка доброты

Внаше время, когда вокруг всё чаще слышны слова о кризисе духовности, об утрате доброты и сострадания, особенно важно помнить: человеческая душа нуждается в заботе не меньше, чем тело. И, пожалуй, именно школа остаётся тем местом, где сердце ребёнка впервые получает ту самую прививку доброты.

Одним из тех педагогов, кто делает это каждый день, является Наталья Рознерица, учитель предмета «Основы духовно-нравственной культуры народа Приднестровья» в Дубоссарской средней школе № 3. Недавно она заняла два третьих места в республиканском конкурсе «Учитель в современном информационном обществе» среди педагогов. Своей работой Наталья Ивановна показала, что нравственное воспитание может и должно идти в ногу с современными технологиями.

Когда я впервые увидела Наталью Ивановну, мне показалось, что её большие глаза сами по себе уже прививка доброты. Наша первая встреча случилась во время рабочего процесса – я делала материал об экскурсии школьников в дом-музей отца Валентина, который расположен при храме микрорайона Лунга. Живое, тёплое, будто освещённое изнутри, лицо педагога, с чистыми, внимательными глазами уже тогда заворожило меня, и я дала себе слово: обязательно напишу о ней в нашей газете. Прошло больше двух лет с того момента, не раз мы пересекались на различных мероприятиях, но всё никак не случалось мне исполнить данное себе слово. И вот судьба сама подала знак. «Пора!» – сказали обстоятельства. «Как же я рада», – подумала я. 

Бывают люди, в которых чудесным образом уживается несочетаемое: сила и нежность, живость и покой, простота и глубина. Именно это ощутила я с первых минут интервью с педагогом. Мы сидели в просторной учительской и беседовали о жизни и совести, о духовном и простом, и, конечно же, о школе, которая учит не только знаниям, но и человечности. Наталья Ивановна говорила мягко, с лёгкой улыбкой и даже обычные слова произносила с какой-то особенной теплотой, которая не требует усилий. Голос негромкий, но чувствовалась в нём уверенность человека, который живёт по совести.

Наталья Рознерица

Наталья Ивановна уже двадцать пять лет работает в Дубоссарской средней школе № 3. Одна запись в трудовой книжке и целая жизнь в школе. Разговор начинаем, конечно, с конкурса. «Расскажите, почему решили участвовать, что представили на конкурс и с какими чувствами приняли новость о призовом месте?» – спрашиваю я. «Пришло положение о конкурсе, и мы с двумя моими коллегами решили принять участие в нём. На конкурсе нужно было представить урок, электронное портфолио и ссылку на личный сайт. Посоветовались с нашим инженером, он помог открыть на школьном сайте отдельные методические страницы для каждого учителя. Так появился сайт внутри сайта, где мы разместили свои разработки и материалы, а заодно увеличили посещаемость школьного ресурса. Также в рамках конкурса необходимо было провести открытый урок перед комиссией. Здесь я представила урок по теме «История книгопечатания на Руси», связав его с нашим городом и первыми типографиями. В этом уроке я использовала ожившие картины, аудиозаписи, тесты и переводы, которые подготовила при помощи искусственного интеллекта. Когда мы проводили этот урок в классе, дети с интересом реагировали. Ещё бы: перед ними была не просто история, а целый оживший мир! Детям это интересно, – говорит Наталья Ивановна. – Когда ребёнок видит, что знания можно не просто выучить, а почувствовать, они остаются в душе надолго».

Но главная оценка труда педагога – это, конечно, не награды и титулы. Это те маленькие победы, что происходят в душах детей. Кому как не педагогу по предмету с таким длинным замысловатым названием знать это.

– Хочу поговорить с Вами о вашем предмете. Таком сложном, с непростым названием – «Основы духовно-нравственной культуры народа Приднестровья». Почему, на ваш взгляд, изучение этого предмета сегодня особенно важно? – перевожу тему на главный вопрос нашей беседы. 

– Сегодня без него никак. Сейчас дети живут в мире, где информации очень много. Они получают её из телефонов, интернета, улицы. И среди всего этого потока очень легко потерять что-то главное: душу, совесть, доброту. Поэтому духовное воспитание нельзя оставлять в стороне. Оно сегодня особенно актуально. Ведь если мы не будем говорить с детьми о нравственности, о добре и зле, о Родине и уважении, то кто научит их этому?

И словно в подтверждение своих слов, учитель с восхищённым блеском в глазах рассказала, что в одном из заданий ученики должны были рассказать о своём добром поступке, который им запомнился. «Я помог бабушке донести сумку», «Я спас котёнка», «Мне стало легко на душе», – говорили они ей. Эти, на первый взгляд, наивные ответы несут в себе такие искренние и глубокие чувства – первые ростки настоящего человека. Так рождается привычка к доброте. 

– А как Вы объясняете такие понятия, как совесть, честь, милосердие? Вы используете какие-то термины или всё-таки приводите примеры из жизни и истории?

– Мы сначала даём научное определение. Дети записывают. Но очень важно, чтобы они смогли объяснить это своими словами. Например, буквально недавно у нас был урок покаяния в разных мировых религиях. Когда дошли до понятия «совесть», дети пытались объяснить его своими словами. Им было немного неловко говорить о внутреннем голосе, но когда я дала чёткое определение, они сказали: «Да, мы именно это хотели сказать, но не знали как». Дети хорошие, понимают всё, но иногда стесняются выражать свои мысли. Когда же я привожу пример из жизни или показываю на своём поведении, они соглашаются: «Да, да, мы тоже так делали».

– А как сделать такой сложный предмет интересным? – добавляю я.

– Беседой. Если есть возможность, показываем короткие видео или мультфильмы, чтобы зацепить внимание. Примеры из жизни. И если вижу, что глаза у детей потухли, сразу меняю формат: может быть, игра. Всё зависит от темы, класса и самих детей. Иногда проходит урок, а на следующий день дети приходят и рассказывают: «А вот дома я сделал вот это…» – и это самая большая радость для учителя. 

На своих уроках Наталья Ивановна часто проводит не только беседы, но и маленькие экскурсии. Они тесно дружат с настоятелем храма Пресвятой Богородицы на Лунге отцом Валентином. Вместе они посещают храмы, слушают рассказы о праздниках, расписывают пасхальные яйца, поют старинные песни. Никто не заставляет их идти – всё только по желанию. Но после таких поездок, признаётся учитель, даже самые скептические говорят: а ведь там красиво, и мы рады, что пошли. «Вода камень точит, – улыбается Наталья Ивановна. – Иногда одно слово, один взгляд могут изменить отношение ребёнка к миру».

Особое место на уроках занимает разговор о Приднестровье. С первых занятий учитель объясняет детям, что их маленькая республика – это удивительное переплетение культур: русских, украинцев, молдаван, болгар. «Когда начинаем в пятом классе первую тему о нашем народе, я говорю: «Посмотрите, на такой маленькой земле сплетено столько культур!». У нас проживают более 72 народности на маленькой территории. Столько традиций, обычаев, и они переплелись между собой. Потом мы переходим к национальным блюдам. Я спрашиваю: «Давайте говорить, какие у нас, молдаван, национальные блюда». Первое, знаете, что называют? Борщ. И когда я объясняю, что борщ – это не наше национальное, а наше национальное – это зама, у них тоже возникает связь. Они начинают понимать, насколько мы уже переняли другу у друга традиции: молдавские, русские, украинские. Я всегда говорю: «У нас столько всего вместе, поэтому мы и называемся единым народом Приднестровья. Больше нигде такого нет. Во французском есть слово «mélange» – смешение. Вот именно так и есть у нас».

«Расскажите о себе немного больше, познакомимся с читателями», – прошу я учителя. Она, улыбнувшись, отвечает: «О себе говорить не люблю. Простая семья колхозников: мама работала на ферме, отец шофёром. Родители были всегда заняты работой, а мы успевали и учёбу, и домашние обязанности выполнять». Младшая в семье, она всегда чувствовала поддержку старших сестры и брата. В университете металась между медициной и юридическим факультетом, пока сестра не сказала: «Слушай, хорошая специальность – учитель начальных классов и французского языка». «Я подумала: «Почему бы и нет?». Французский мне нравился с детства, хотя в школе я учила немецкий». После университета молодой педагог пришла работать в третью школу. Сначала по специальности начальных классов с несколькими часами французского, а затем полностью перешла на преподавание французского. Когда ей предложили вести новый предмет, сначала было непросто. «Я верующий человек, но не воцерковлённый, – рассказывает она. – В нашем детстве ходить в церковь было почти запрещено. Но это всегда было во мне. Василий Васильевич предложил: «Давай попробуем». Я подошла к Евдокии Степановне Богачук и спросила: «Справлюсь?». Она сказала: «Справишься». И помогала мне первые годы, подсказывала, делилась материалами. Позже я познакомилась с другими учителями. Лилия Михайловна Кривошеева – настоящий кладезь для нашего предмета, всегда ищет доступные материалы для учеников. И до сих пор делится ими».

С особым трепетом говорит Наталья Ивановна о своём классном руководителе Георгии Антоновиче Солоненко. Не сдерживая слёз (совсем недавно педагога не стало), она с уверенностью говорит: «Именно он научил меня по-доброму относиться к ученикам. Он был учителем физкультуры, и когда была хорошая погода, мы всегда ходили в походы – лес, прогулки пешком. Это так сплачивало наш класс, что после девятого многие из нас пошли в одиннадцатый вместе. Конечно, жизнь нас потом разбросала, но это чувство коллектива, дружбы – оно осталось на долгие годы. Георгий Антонович умел найти подход к каждому ребёнку. Никогда не ругал, всегда спрашивал: «Ну, ребята, расскажите: с какой целью, для чего?». Мы привыкали доверять ему, а потом понимали, почему так правильно и как исправить ошибку. Всё по-доброму, с пониманием. Он был нашим классным руководителем с пятого по девятый класс и оставил очень сильный след в нашей жизни. Наверное, от него и от моего папы я тоже переняла этот подход: объяснять, поддерживать, находить слова».

Теперь она старается передать это своим ученикам. «Если в классе есть сплочённость, значит, есть и доброта. Настоящий учитель объединяет, а не подчиняет», – откровенно говорит Наталья Ивановна.

Тепло отзывается она и о своих коллегах – о коллективе любимой школы. Тот командный дух, что заложил в ней классный руководитель, присутствует в жизни и профессиональной. «Мы настоящая команда, – говорит она с теплотой. – Коллеги поддерживают друг друга во всём: делятся материалами, идеями, помогают с подготовкой уроков. И это не просто формальная помощь: мы действительно ощущаем друг друга как команду, как поддержку. Такая атмосфера помогает каждому чувствовать уверенность и вдохновение, а детям отдаётся тепло нашего коллектива».

– Что можете посоветовать молодым педагогам на этом непростом поприще?

– Не бояться идти навстречу ученикам. Потому что эта профессия на всю жизнь. Её ценность и интерес в том, что никогда не стареешь душой. Рядом с детьми мы всегда чувствуем себя моложе, стараемся поддерживать их интересы и быть для них близкими. В то же время нужно учить правильно, потому что вокруг так много негатива: манеры общения, речевые привычки… Мы объясняем детям, что так поступать нехорошо. Если учитель по-доброму относится к коллегам и ученикам, если пытается наладить контакт, это почти всегда удаётся. Очень сложно найти баланс между строгостью и наставничеством. Но, наверное, это уроки моих собственных учителей из школы: они научили меня искать этот тон, этот мост между педагогом и учеником.

Вместо послесловия

Сегодня, когда так много говорят о технологиях, инновациях и рейтингах, особенно хочется сказать спасибо тем, кто занимается невидимой, но самой важной работой – воспитанием души. Наталья Ивановна Рознерица делает это тихо, без громких слов, без пафоса. Каждый её урок – это ещё одна прививка доброты. А значит, ещё один шанс, что мир станет немного теплее.

Анастасия Лукияненко



Поделиться

Наш канал в Telegram