вторник, 16 сентября 2025 г.

Краски его души

Увсех рано или поздно возникает желание остановиться на миг, оглянуться на свою жизнь и проанализировать её с высоты уже пройденного пути. Сделать это часто предлагают журналисты. Кто, как не мы, может предложить честный разговор и не выносить строгий приговор? Драматические повороты судьбы наши герои доверяют нам, а мы стараемся помочь им разобраться с нахлынувшими эмоциями. Взлёты и падения, успехи и удары судьбы, ошибки и достижения. У каждого героя моего очерка есть возможность переосмыслить многие события, попросить прощения у тех, кого обидел словом или равнодушием, или поблагодарить того, кто был рядом в трудную минуту.

Наше интервью – о живописи, осени, меланхолии и, конечно, о любви – продолжалось более трёх часов…

ЗАКАТЫ И РАССВЕТЫ

С моим героем мы встретились накануне его персональной выставки – «60/40», к которой он тщательно готовился и как всегда волновался.

– Ваша предстоящая выставка полна символов, за которыми скрывается много смыслов. Шестидесятилетний юбилей и сорок лет творчества, а кроме того, выставка по счёту – тридцатая. Что хочется сказать зрителям, будете ли Вы подводить итоги и делиться планами на будущее?

– Скажу так, моё жизненное кредо – никогда не хвастаться заслугами. Пусть лучше тебя похвалят люди, если ты заслужил. Как любой художник я живу идеями, замыслами и стараюсь день за днём творчески их воплощать. Предпочитаю философский стиль как в графике, так и в жанре пейзажа. Хотелось бы чаще экспонировать свои работы и пробовать неизведанные горизонты. Моё вдохновение – это родной край, величие нашей природы, люди, улыбки, солнечный свет, закаты и рассветы.

Игорь Николаевич Нирша коренной дубоссарец, родился в семье простых тружеников и сложа руки никогда не сидел. Вместе с сестричками ухаживал за большим хозяйством: куры, кролики, гуси, коровы, козы…

Маленький Игораш, как ласково его называли все в округе, рос мечтательным и застенчивым мальчиком и больше всего любил яркие карандаши и краски. В его фантазийном мире разговаривали цветы и бабочки, а рассветы и закаты над Днестром полыхали ярким пламенем.

Игорь Нирша

ЭТОТ РАЗГОВОР НЕ ЗАБУДУ

–  Я вставал в пять часов каждый день, и у меня были чёткие инструкции от родителей, что предстоит за день мне выполнить (улыбается). С телефонами мы не сидели в руках, и слава Богу, может, поэтому всё успевали. И корову отведу в стадо, и смастерю с отцом кушки для кроликов, ещё и уроки на «отлично» сделаю, и с ребятами в футбол погоняю. С ностальгией и теплом вспоминаю отчий дом… – говорит художник и директор дубоссарской художественной школы.

На вопрос, кем станешь, когда вырастишь, мой герой отвечал сразу и без раздумий – художником. Правда, его жизнь и судьба могли сменить вектор, и со своим героем о живописи я сейчас бы не беседовала.

– Мальчишки с нашего двора звали вместо уроков рыбу удить. И вообще – «несерьёзно ходить в белой рубашке и рисовать кувшин с грушей несколько дней подряд». То ли возраст такой, то ли затмение на меня нашло, но я стал пропускать занятия в художественной школе. Потом очень сожалел и стыдился. И вот как-то случайно моего отца встречает педагог и спрашивает, по какой причине Игорь две недели пропускает занятия. Вечером на семейном ужине замечаю тревожный взгляд матери и грусть в глазах отца. После ужина отец зовёт в свою комнату – у меня сердце бешено колотится. «Значит, папа всё знает, – думаю я. – Скорее всего, он сейчас ремень достанет». Но папа вместо порки показывает мне свои грязные манжеты (вытирает слёзы) и говорит: «Ты хочешь стать, как я, трактористом? Ты хочешь вкалывать с утра и до вечера, как я всю жизнь? Посмотри какая жизнь вокруг, государство может тебе дать высшее образование, если ты будешь трудиться, а не сидеть сложа руки. Когда я был молодым, у меня такой возможности, как у тебя, не было. Смотри, жизнь проходит быстро, успей поймать удачу, как птицу за хвост. Понимаете, если бы отец тогда меня наказал физически, я бы так не страдал. Меня душила боль, оттого что я подвёл родителей. Этот разговор перевернул мою жизнь, я его никогда не забуду! С тех пор я не пропустил ни одного занятия, – рассказывает Игорь Нирша.

МОЁ СЕРДЦЕ ПОЁТ!

Стоит сказать, что жизнь не баловала моего героя, и каждый штрих и мазок на холсте был выстрадан потом и кровью. В бурные девяностые, когда рушились судьбы и привычный мир, он писал о боли и войне. Его полотна тех лет – это крик и молитва одновременно. В них тревога, потери, но и тихая надежда: после разрушения всегда приходит время строить.

За его плечами непростой художественный путь. Простой паренёк окончил молдавскую среднюю школу № 3, работал оформителем в российском Нижневартовске, где ему прочили карьеру, но всегда художника тянуло домой... Своим упорством, трудом, и, безусловно, талантом он дорос до директора школы, а слава о его художественном стиле перешагнула пределы города и страны!

Его жизнь тоже была похожа на смену времён года. Были и солнечные дни, и тяжёлые грозы. Он пережил предательство и разбитое сердце, но не позволил боли убить в себе веру в добро и красоту. И сегодня он снова влюблён, и эта любовь зажигает новые краски на его палитре. «Я не мог писать картины… Опустил руки. Мир рухнул, когда в любовь и отношения вмешался меркантильный интерес… Говорить вам об этом не буду, потому что бессмысленно. Прошлое не вернёшь, а я как был романтиком наивным, так им и остался, несмотря на солидный возраст. Да, я до сих пор верю в любовь с первого взгляда. Моё сердце сейчас поёт от счастья! Моя вторая половинка вдохнула в меня жизнь. За год я написал двадцать две картины! Удивляетесь, как я успеваю преподавать детям и занимать руководящую должность (улыбается)? Пишу ночью! Включаю музыку классическую, например Антонио Вивальди или Вольфганга Моцарта, и погружаюсь в состояние, где ничего нет, кроме холста и красок. И ощущение времени теряется. А бывало такое, что я писал картину несколько месяцев, завершил её, а на следующее утро всё стираю, потому что она мне показалась несовершенной», – признаётся мастер.

МОЁ ЛЮБИМОЕ ВРЕМЯ ГОДА

– А есть ли у Вас кумиры в изобразительном искусстве? 

– С глубоким чувством уважения и восхищения отношусь к творчеству русских живописцев, таких как Иван Шишкин, Иван Айвазовский, Исаак Левитан, Василий Поленов. От всей души благодарен своему наставнику – Афанасию Тимофеевичу Метлинскому. В настоящее сейчас моя настольная книга – с репродукциями советского художника Бориса Щербакова. Когда грустно на душе, листаю её…

Игорь Николаевич провёл десятки персональных выставок как в Приднестровье, так и за его пределами. Зрители могут увидеть в его работах философские сюжеты и живописные уголки родного края. А в 2016 году художник участвовал в международном конкурсе в Санкт-Петербурге, где был удостоен диплома 1 степени. Его работы выставлялись в национальном музее Иона Ионеску-Куинтуса в городе Плоешть, а также в залах Тираспольского межрегионального университета и Министерстве иностранных дел республики. Его картины находятся в частных коллекциях в Молдове, России, Казахстане, Польше, Германии, Словакии, Македонии, а недавно турист из Греции приобрёл несколько его полотен. Его картины украшают стены государственной администрации, и расписное панно у родника тоже его работа.

– Какое Ваше любимое время года? 

– Пожалуй, ярче всего краски моей души проявляются в осени. Это моё любимое время года. В золоте и багрянце листвы, в прозрачности неба, в лёгкой грусти увядания я вижу самого себя. Осень для меня как зеркало души художника: мудрая, глубокая, полная света и тихой печали. Небо смотрит по-другому, листья осыпаются в вальсе!

ПРИХОДИТЕ В МОЙ ДОМ…

Кроме живописи Игорь Николаевич для души разводит попугаев, любит собирать травы и готовить из них душистые чаи. А для близких друзей художник всегда имеет бутылочку терпкого и ароматного ликёра – чего в нём только нет: ягоды, травы, коренья…

Он практически сам построил большой дом, чтобы в нём звучал детский смех и нежный голос женщины. К сожалению, пусть к счастью у моего героя был долгим…

– Знаете песню Михаила Круга и Вики Цыгановой: «Я закрою глаза, я забуду обиды. Я прощу даже то, что не стоит прощать. Приходите в мой дом, мои двери открыты. Буду песни вам петь и вином угощать. Но другим никогда, видит Бог, я не буду. Если что-то не так, вы простите меня»? Очень люблю эту песню – она словно про меня, – улыбаясь, сказал мастер.

Игорь Нирша не любит громких слов и похвал. Во время интервью он повторял несколько раз: «Пусть лучше люди скажут!». И люди говорят. Потому что его картины живут своей жизнью, они умеют слушать и отвечать. Краски его души – это целый мир. Мир, где боль и радость, прошлое и будущее, осень и весна переплетаются в одно целое. Мир, в который художник щедро впускает каждого, кто готов остановиться и всмотреться в его полотна, и, может быть, найти там отклик собственной души.

На его холстах живут чувства, которые трудно выразить словами: грусть, надежда, потеря и открытая сердцем любовь. Тёмные моменты жизни превращались в мягкий свет, когда кисть скользила по полотну, и каждая линия, каждая тень была наполнена жизнью. Чёрно-белые и пёстрые, колоритные и спокойные, задорные и философские, портреты и пейзажи. Сила стихии и торжество человека, маки, которые буквально благоухают, и башенка церкви – об этом и многом другом говорят его картины. Не верите, посетите выставку в Дубоссарской картинной галерее и убедитесь в этом сами.

Его творчество – это память о боли и радости, это свидетельство того, что сердце художника способно любить и вдохновлять, даже когда кажется, что мир остался без цвета…

Беседовала с художником Яна Сакка



Поделиться

Наш канал в Telegram