В этом году исполняется 36 лет со дня вывода советских войск из Афганистана, а между тем раны и боль от пережитого не утихают в душах тех, кто там был. Кодекс чести тех, кто воевал в Афганистане, никогда не менялся, и свои принципы они не разменивали в угоду президентам или ради почестей. Как присягали когда-то великой стране, так и остались верны тем идеалам – не прогибаться под изменчивый мир.
ЛЕГЕНДАРНЫЕ ШУРАВИ
Молодые ребята из мирной спокойной жизни в Советском Союзе в одночасье попадали в самое пекло афганской войны. Проявляя мужество и героизм, они из пацанов превращались в легендарных шурави (так называли афганцы советских солдат). И было за что. Чаще всего, когда говорят о подвиге советского солдата, речь идёт в основном о военном подвиге. Но мало говорят о том, что советские солдаты не только отважно воевали, но и построили в Афганистане сотни больниц, детских садов, школ, заводов.
К сожалению, не всем удалось вернуться живыми домой. Не обошла стороной эта беда и семьи наших дубоссарцев. Возвратившись с войны, по сути люди были выброшены за борт жизни. Страна, воинский долг которой они поехали выполнять, трещала по швам, а некоторые зарвавшиеся чиновники даже цинично говорили: «Мы вас туда не посылали». Отсюда – сломанные судьбы многих «афганцев», которые в мирной жизни так себя и не нашли, а пытались забыться в алкоголе или криминале. И таким образом бросали вызов обществу, напоминая о несправедливом отношении власти к ним.
Ещё в 1989 году среди «афганцев» было широко распространено настроение, наиболее ярко выраженное в письме одного из них, опубликованном в «Комсомольской правде»: «Знаете, если бы сейчас кинули по Союзу клич: «Добровольцы! Назад, в Афган!», – я бы ушёл… Чем жить и видеть всё это дерьмо, эти зажравшиеся рожи кабинетных крыс, эту людскую злобу и дикую ненависть ко всему, эти дубовые, никому не нужные лозунги, лучше туда! Там всё проще». Спустя время на втором съезде депутатов СССР в декабре 1989 года было принято Постановление о политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан – в нём декларировалось, что вторжение в Афганистан заслуживает политического и морального осуждения. Теперь ситуация кардинальным образом меняется. Госдума России приняла шесть лет назад постановление, в котором осуждение ввода советских войск в Афганистан было отменено.
Для справки: с 1979 по 1989 годы советские войска, по официальным данным, потеряли в Афганистане около 15 тысяч человек, а по неофициальным – больше тридцати тысяч! Более 53 тысяч получили ранения и увечья, каждый пятый из этого числа стал инвалидом. Длилась война 9 лет, 1 месяц и 19 дней.
Истинной причиной желания молодых ветеранов – вчерашних воинов вернуться на войну, несомненно, было отсутствие в мирной жизни той честности и искренности человеческих отношений, качеств, присущих боевой среде, где бытует жёсткая прямолинейность и отсутствует лукавство. На передовой было всё просто: «Вот мы – вот враг, а если считаешь себя лучшим – докажи!».
СТРАХА НЕ БЫЛО ВОВСЕ
В Афганистан он попал как и сотни других мальчишек: ему вручили повестку без каких-либо объяснений, и он оказался в испепеляемом солнцем Афганистане. А начался наш диалог с вопроса: «Вам было страшно?». На что Анатолий Алексеевич Гербыш отвечает: «Мы не знали, что нас ждёт, конечно, было предчувствие, что это не учения. Страха не было вовсе. То ли в молодости дело, не знаю. Но каждый советский солдат, не раздумывая, готов был отдать жизнь за Родину. Мы выполняли свой долг, и таких ребят, как я, были тысячи. Страшно было терять друзей и видеть потом глаза их матерей. Служба в Афганистане научила принимать решения, ни на кого не надеяться, только на себя. После Афганистана ничего уже не страшно. Домой я приехал другим человеком».
Простой сельский парень Анатолий Гербыш, которому было всего девятнадцать лет, проходил в 80-х воинскую службу в Николаеве. Он мечтал поскорей вернуться в родные Гояны и пойти работать в колхоз, так же, как его родители. Но у судьбы были другие планы. В четыре часа утра – боевая тревога и приказ явиться на сержантские сборы. Погрузив наспех свои солдатские вещи, их полк был отправлен в Чехословакию. Затем – перелёт больше восьми часов и посадка на афгано-узбекской границе, в городе Термез, потом в Каши, Самангане, Кундузе, где их колонну обстреляли.
Как потом шутил командир их роты Леонид Карагодин, они получили боевое крещение и обязаны жить долго. «Я пытался потом найти своих товарищей и запросы отправлял, но получал отписки: либо архив сгорел, либо военная тайна. Как одна семья все были, все братья, а Карагодин нам был как отец родной, опекал как своих детей. Мы ели с одного котла. В мирной жизни я потом не встречал такого братства, как на войне», – рассказывает мой герой.
ОПЕРАЦИЯ «МАРМОЛЬ»
А между тем, родителям своим он сообщил, что находится в Афганистане, спустя пару месяцев. Надо отметить, что на интервью Анатолий Алексеевич согласился охотно и отметил, что о войне следует рассказывать всю правду и особенно её должны знать мальчишки. Чем дольше длилась наша беседа с моим героем, тем я больше удивлялась его жизнелюбию и остроумию. И это человек, который был на войне!
Он много шутил и рассказывал забавные истории, которые не давали ему упасть духом на войне. Однажды, находясь на боевом задании, невыносимо проголодался, а вокруг поле, где растут дыни. Конечно, солдатам был дан приказ не покидать пост, но куда же без солдатской смекалки? В общем, наелись тогда до отвала, животы потом ещё долго болели. По словам афганца, в основном советские солдаты питались сухпайком, состоящим из картофельного пюре и тушёнки, поэтому жажда была постоянной. А воду необходимо было постоянно кипятить: повсюду была антисанитария. С особой гастрономической ностальгией мой герой говорит об изюме, которым щедро угощали советских солдат, и слаще его потом так и не пробовал.
За давностью лет уже об этом эпизоде можно рассказывать, а раньше строго-настрого нельзя. И во время нашего интервью Анатолий Гербыш рассказал, как обычный парень из Гоян участвовал в секретной операции «Мармоль». Речь идёт о ликвидации бандформирования, которое захватило в плен советских специалистов. Батальоны, пехотные дивизии, спецназ, КГБ были направлены к базам мятежников на горные перевалы селения Мармоль. Боевики постоянно обстреливали советские колонны снабжения и зверски убивали мирное население, которое не примкнуло к ним. Стоит отметить, что дорога в ущелье была заминирована, и нашим солдатам приходилось брать штурмом террористов. Также Анатолию Гербышу довелось прийти на помощь разведчикам у кишлака Шаеста. Сутки 783-й разведбат вёл ожесточённый бой против отряда афганских моджахедов. Тогда погибло 49 разведчиков.
– А как относилось к вам местное население?
– Кто дружелюбно, а кто и с опаской. Восток дело тонкое. Могли из-за угла подстрелить или еду отравить. Однажды мы одного боевика никак не могли скрутить, до чего же он был силён, а ему было за семьдесят (улыбается). Вот такие попадались афганцы, воины по своей сути..
Между прочим, из одного только села Гояны воевало в Афганистане трое. Это Анатолий Гербыш, Леонид Бронич и Владимир Кучер, и, что примечательно, все вернулись на родину живыми!
Одними из первых в Афганистан были направлены военнослужащие из Дубоссарского района. Это был 45-й инженерно-сапёрный полк Одесского военного округа. Принимало участие в войне 200 дубоссарцев, трое из них погибли.
Цинковые гробы пришли не только в наш город, но и в сёла. В Афганистане погибли: подполковник Анатолий Абдеев, сержант Георгий Павалук, рядовой Андрей Урсул. В 1992-м году при защите нашей республики погибли воины-афганцы: лейтенант Сергей Гавриш, прапорщик Александр Кралев, сержант Юрий Ульянов, рядовой Владимир Миронюк. При обстреле города погибли Михаил Гробовик и Анатолий Дорул, и при исполнении служебных обязанностей погиб лейтенант Николай Реус.
ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО
– Сохранились ли у вас фотографии, когда вы были на войне?
– Понимаете, не до съёмок нам там было. А ребята некоторые умудрялись отправлять плёнку домой с посылкой. Наше военное командование запрещало фотографироваться и тем более отправлять фотографии: вдруг к врагу попадёт? Но помню хорошо, как к нам приехал столичный корреспондент газеты «Красная звезда» и сделал мой портрет. Фотограф обещал, что обязательно на первую полосу поставит. Пробовал я потом искать эту газету в архивах и библиотеках, но не нашёл, – продолжает окунаться в воспоминания мой собеседник.
Вернувшись из Афганистана, Анатолий Гербыш получил профессию сварщика, женился, воспитывал детей. Никогда не ждал от кого-либо помощи, сам построил дом, за длинным рублём не гнался, на заработки не уезжал. Всю жизнь прожил в родном селе. Сейчас нянчит внуков, которые гордятся своим дедом-героем. На пенсии не скучает, ежедневно встаёт в пять утра и прогуливается по селу, делая не меньше десяти тысяч шагов. А для души, конечно, – рыбалка.
Надо заметить, что четыре года назад в Афганистане началось очередное противостояние правительственных сил с боевиками движения «Талибан», которые овладели практически всей территорией Афганистана и сейчас установили там свой режим. В результате чего возникла миграционная война в республики Центральной Азии и страны Европы. Женщинам запретили посещать все учебные заведения, обязали закрывать лицо на людях и запретили путешествовать без сопровождающих мужчин. Женщины также лишились возможности заниматься многими профессиями. Дошло до абсурда: движение «Талибан» приказало владельцам магазинов отрубить головы женским манекенам или накрывать их чёрным пакетом. Вот такой итог ухода советских войск из Афганистана.
ГЛАВНОЕ – ЭТО МИР
«Самым главным в той войне для меня было – чтобы поскорей пришёл мир и перестали гибнуть люди! И сейчас, спустя время, я убеждён, что главное на земле – это мир! Дети всей земли не должны гибнуть и отвечать за ошибки взрослых. Часто вспоминаю, как тяжело было после развала Советского Союза, когда молодые парни возвращались домой, а страны, за которую воевали, уже нет, а в государстве безработица. Ни работы, ни жилья, ни здоровья. Но с протянутой рукой ни я, ни другие «афганцы» не ходили. Не тот у нас характер! Тяжело было, конечно, но слава Богу, что те времена остались в прошлом. А сейчас у нас всё хорошо, а будет ещё лучше! Уверен в этом», – подчёркивает Анатолий Гербыш. И гладя на его выправку и убеждённость в своей правоте, невозможно с этим не согласиться. Ведь афганцы своих убеждений не поменяли и остались верны своей родине – Советскому Союзу.
Между тем, во время интервью мой герой по скромности своей не рассказал, что у него хранится дома благодарственная грамота, подписанная лично генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Горбачёвым за службу в Афганистане.
С «афганцем» беседовала Яна Сакка