В последние дни октября Наталья Васильевна Заплющенко отметила свой юбилей. Говоря об этой жизнерадостной, активной, целеустремлённой и красивой женщине, понимаешь: в наше время 50 – это новые 40, когда уже есть чем гордиться, но многое ещё впереди. К юбилею Наталья Заплющенко награждена медалью «За трудовую доблесть». Награду ей вручила заместитель главы госадминистрации по социальным вопросам Наталия Кравец: «От имени и по поручению главы государственной администрации Руслана Ивановича Чабан поздравляю Вас с юбилеем! За многолетний труд и большой вклад в развитие детского сада «Радуга» Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики Вы награждены медалью «За трудовую доблесть». Благодарим Вас за труд, верность родному городу и республике. За годы работы Вы сплотили замечательный коллектив, благодаря Вашей работе детский сад «Радуга» – это современное учреждение дошкольного образования, которое пользуется большим спросом у родителей дошколят. Желаем Вам дальнейших успехов в работе, крепкого здоровья и всего самого наилучшего».
Вот уже больше 15 лет Наталья Васильевна возглавляет детское дошкольное учреждение комбинированного вида «Радуга», а в общем трудится там уже более 30 лет. Под руководством Натальи Заплющенко детский сад реализует одно из приоритетных направлений – физическое развитие и коррекцию отклонений в здоровье детей с малыми и затухающими формами туберкулёза. Для его успешной реализации Наталья Васильевна разработала программу оздоровления и коррекции в условиях дошкольного образовательного учреждения «Здоровье». Именно тут и пригодились все три направления, освоенные моей собеседницей во время учёбы. Но расскажем обо всём по порядку: повод прекрасный и человек достойный.
Наталья Васильевна родилась в семье известного дубоссарского отоларинголога, заслуженного врача СССР Василия Ивановича Амброса и педагога – учителя русского языка и литературы Надежды Алексеевны. Любимый папа и сегодня во всём поддерживает свою Наташеньку. В прошлом году семья отметила 90-летие Василия Ивановича. Мама Натальи Васильевны ушла из жизни незадолго до того, как дочь приняла ответственное предложение стать руководителем дошкольного учреждения. Но она всегда прививала Наталье любовь к детям, к педагогике, к русской литературе. Порой и сама не знала, как влияла на неё своим примером. И лишь спустя годы стало понятно: Наташа, вобрав в себя всё лучшее от родителей, выбрала свой уникальный путь в образовании – дошкольное с элементами медицинского направление.
Как пришла она к своему призванию, почему осталась в профессии и с какими планами вступила в свой новый год, мне в интервью рассказала сама именинница.
– Наталья Васильевна, расскажите, пожалуйста, почему и когда пришли работать в детский сад.
– Я родилась в семье медиков и педагогов. Папа мечтал, что я пойду по его стопам, и после окончания 9 класса я поступила в медицинский колледж. Проходила практику в Республиканском онкоинституте в Кишинёве, но начались события 90-х годов, и я вернулась в Дубоссары. Устроилась медсестрой в лор-отделение, где когда-то работал мой отец. Мне очень нравилась работа. На тот момент я уже была замужем, родила дочь. В Дубоссарах в то время очень не хватало медработников. И мама моего супруга – Лидия Михайловна Заплющенко, возглавлявшая в то время детский сад «Радуга», пригласила меня совмещать работу в отделении с практикой медицинской сестры в детском саду. Я согласилась помочь, пришла в этот сад, с тех пор и пропала.
– Как же из медработника вы стали педагогом? Что стало определяющим в этом выборе?
– Я любознательный человек, мне нравится учиться и узнавать всё новое. Поначалу, конечно, очень скучала по активной медицинской практике, поскольку в больнице я работала процедурной медсестрой и часто присутствовала на операциях. На тот момент мне было сложно сравнить эту практику с обязанностями медсестры в детском саду, где была спокойная работа: осмотр детей, консультации, работа с документами. Но со временем я так погрузилась в эту профессию, что уже не смогла противостоять своему внутреннему стремлению быть педагогом. Говорят, педагог – это призвание и, если оно в тебе есть, отказаться от этого невозможно. Детский мир безгранично интересен, он не перестаёт удивлять, восхищать и радовать, погружая нас целиком в себя. Полностью отдала свою жизнь ему и я.
– Как стали педагогом?
– Изначально как медик я присутствовала на занятиях по физкультуре. Меня заинтересовал процесс, после чего в дальнейшем я стала просить разрешить мне присутствовать на разных занятиях, даже если они не касались моей работы. Стала посещать занятия по грамоте, развитию речи, математике. Меня захватил этот пытливый, любознательный детский мир, восхищённые глаза детей. И я решила: буду педагогом и поступила на факультет педагогики и психологии ПГУ. На тот момент моя дочь Катюша пошла в первый класс и родные, конечно, с опаской приняли моё решение. Но, увидев спустя время, результат (а закончила я педфак с красным дипломом), поняли, насколько важно и нужно это было для меня, и поддержали.
Первые шаги Натальи Васильевны в педагогической сфере были в должности воспитателя-методиста по ФИЗО, где впервые ей и пришлось соединить знания из двух специальностей – медицинской и педагогической. Затем она несколько лет работала методистом-психологом, пока однажды ей не предложили занять место заведующей. Это решение моей собеседнице далось непросто. Но взвесив все «за» и «против», она приняла предложение, как всегда бросив вызов, прежде всего, самой себе. Понимая всю ответственность принятого решения, Наталья Васильевна с головой окунулась в работу, тем более что ей были знакомы практически все сферы деятельности в родном саду. За время работы в нём она выполняла разные обязанности, поэтому не понаслышке знала, где и что нужно изменить, модернизировать, а где оставить как есть.
Под началом Натальи Заплющенко в работу детского сада было внесено много нового. Так, к примеру, на базе детского сада открыли логопункт и дополнительную группу для детей с нарушениями речи. Сегодня коллектив принимает активное участие в различных конкурсах и завоёвывает призовые места, а также привносит новшества в работу, в частности, сейчас учреждение принимает участие в программе по развитию детского футбола.
– За что любите профессию? Что для вас детский сад?
– Моменты, на которые выпадает общение с детьми, окупают всё – тревогу, усталость, нагрузку. Общаясь с детьми, прикасаешься к островку чистоты и невинности, где искренне верят в сказку. Выходя в современный мир и наблюдая враждебность взрослого общества, так здорово осознавать, что внутри этого детского островка ещё сохраняется своеобразная сказочная страна: тёплая, уютная, наивная. А я, когда очень устаю, иду в ясли в обеденный сон и наблюдаю за этими маленькими розовыми щёчками, носиками, складочками на ручках, – и действительно становится легче, усталость как рукой снимает. И веришь: наш мир ещё может стать лучше, ведь в нём живут они – маленькие жители сказочной страны. И каждый возраст прекрасен по-своему. Чем старше дети, тем больше проявляется их пытливый ум с миллионом вопросов. Это подстёгивает нас, педагогов, соответствовать. ЭТИ МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ВСЁ ВРЕМЯ ДЕРЖАТ НАС НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПЬЕДЕСТАЛЕ. ЭТО ПРЕВОСХОДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ОТДАВАЯ ИМ ЗНАНИЯ, МЫ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ПОЛУЧАЕМ ОТ НИХ ЗАРЯД ДЕТСКОЙ ЭНЕРГИИ И СТИМУЛ РАЗВИВАТЬСЯ ДАЛЬШЕ. У НИХ МИЛЛИОН ВОПРОСОВ, И ТЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЛЯ НИХ ИНТЕРЕСЕН ВСЕГДА. С КАЖДЫМ НОВЫМ ПОКОЛЕНИЕМ ВСЁ ПОВТОРЯЕТСЯ. ДЕТСКИЙ САД – ЭТО СТРАНА, ГДЕ МЫ СОХРАНЯЕМ ЧИСТОТУ, НАИВНОСТЬ И СКАЗКУ И САМИ ПРОПИТЫВАЕМСЯ ЭТОЙ СКАЗОЧНОЙ ЭНЕРГЕТИКОЙ. Я ОЧЕНЬ РАДА, ЧТО ЖИЗНЬ МЕНЯ ПРИВЕЛА В ДОШКОЛЬНЫЙ МИР.
Я попросила Наталью Васильевну рассказать о своих самых близких людях в её сегодняшней жизни – отце и дочери.
– Папа в прошлом году отметил собственный юбилей – ему исполнилось 90 лет. Он был со мной рядом на моем юбилее, на торжественной части, которая проходила в актовом зале в детском саду. Это был очень трогательный момент, спасибо ему за всё. Он у меня умница, и дай Бог ему здоровья ещё долгие годы. Дочь Катя сейчас живёт и работает в Москве. В НИУ ВШЭ окончила бакалавриат, а затем магистратуру в РАНХиГС при Президенте РФ с отличием. Работала более 5 лет ведущим юрисконсультом в правительстве Москвы. Но недавно преподнесла мне сюрприз – сказала, что будет получать дополнительное профессиональное образование в области нутрициологии в Первом Московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова. Так что она, видимо, как и я, взяла увлечённость профессией и от мамы, и от папы (улыбается).
– С каким настроением подошли к юбилею?
– Если честно, я ещё не осознала наступивший возраст. И это, наверно, тоже благодаря тому, что я работаю среди детей. У нас нет возраста. Я очень благодарна людям, с которыми работаю, многие из них рядом с тех пор, как я пришла в это дошкольное учреждение. Мы смотрим друг на друга уже на протяжении более четвери века и не замечаем возраста. Чувствую себя на 35 – не больше, а остальное лишь цифры в паспорте.
– Какие планы, мечты?
– Это такой простой, но в то же время сложный вопрос. Если смотреть глобально, то в первую очередь хочется мира и уверенности в завтрашнем дне. Хочется просыпаться с позитивными мыслями и наслаждаться красотой нашей природы. У нас замечательный, цветущий, плодородный край, я очень люблю нашу страну! Также хочется и здоровья. Ситуация последних лет показала, насколько всё хрупко и скольких людей не стало после пандемии. Хочу, чтобы как можно дольше были ладони отца за моей спиной, пока они есть – я ребёнок, независимо от того, сколько мне лет. Хочу чтобы дочь была счастлива и здорова. В профессиональном плане хочу, чтобы приходили молодые педагоги, и, забегая вперёд, понимаю: надо готовить себе смену. Так хочется, чтобы дело твоей жизни, которое создавалось всем коллективом на протяжении стольких лет, не рассыпалось, а только крепло. Но самое главная мечта на все времена – чтобы детям в этом сказочном мире было хорошо, спокойно и комфортно, а люди, которые с ними будут взаимодействовать, были душевные, чистые и добрые.