Дети любят смотреть мультфильмы. Но что им можно показывать? Они впитывают в себя эмоции, слова, модели поведения героев. И просмотр некачественных мультфильмов может сказаться на ещё не окрепшей детской душе. Ребёнок может усвоить дурные манеры, нахвататься низкопробных фразеологизмов, испортить себе эстетический вкус. К тому же в последнее время появились мультфильмы, несущие искажение моральных основ, где стороны добра и зла меняются местами, а это особенно опасно.
Мультфильм – один из самых первых друзей ребёнка из области искусства. Конечно, книги тоже очень важны. Но существенное отличие мультфильма от книги в том, что для «соединения» с книгой нужен другой человек (поскольку ребёнок ещё не умеет самостоятельно читать), а для «дружбы» с мультфильмом зачастую не нужен никто. Ребёнок способен самостоятельно с ним взаимодействовать. А ведь сюжеты современных мультфильмов, нацеленные под коммерческие запросы, часто содержат совершенно недетские темы: драки, насилие, смерть, убийство, похороны, гонки, скачки, долги, разборки, месть.
Просматривая со своими детьми современные мультфильмы с их примитивными сюжетами, простотой понятий, жаргонной лексикой, я всегда отмечаю про себя, как «обветшал» мультипликационный мир. Часто даже выключала «тупой» мультик, чтобы не атрофировать ребёнку мозг, когда за него всё решили, разжевали и в ротик положили. Но в последнее время я всё чаще стала замечать, что примитивизм – это ещё полбеды. В современных зарубежных мультфильмах нередко во второстепенных персонажах закладывается ЛГБТ-тема. А в одном из них человека с нетрадиционной ориентацией даже сделали главным героем. Это мультфильм «Странный мир».
И хорошо, что во время просмотра я, родитель, была рядом со своим ребёнком. Сын, удивлённо глянув на меня, спросил: «Мама, разве так бывает?». Я расставила приоритеты, объяснила, что в зарубежном мире, к сожалению, такие ценности сегодня в моде. И даже интерпретировала – зачем тем, кто создаёт массовую культуру, всё это надо. И про перенаселение планеты, и про контроль рождаемости – всё это он услышал от меня. В завершение мы обсудили наши – традиционные ценности и на примере семьи и друзей, вместе сделали правильные выводы. Да, это не панацея, да, он может в будущем пересмотреть своё отношение к данному вопросу. Но первое впечатление о теме у него сформируется правильное. И, как известно, оно всегда имеет приоритет.
Это лишь один пример того, как важно вовремя дать свою оценку тем или иным ценностям, правилам, характерам, персонажам, с которыми наши дети встречаются в мультфильмах. Недооценка значения мультипликации приводит к тому, что дети часто поглощают некачественный культурный продукт, тем самым принимая сомнительные ценности.
Где выход? Во-первых, контроль над тем, что поглощает ваш ребёнок из мультфильма. Если без современных картин не обойтись, – выбирать те из них, которые, на ваш взгляд, принесут ему наименьший вред. Современные российские мультфильмы порой очень даже не плохие. Ну, а во-вторых, подумайте о советских анимационных картинках – этих маленьких произведениях искусства, в которых каждый кадр, каждое слово наполнено глубоким смыслом и уроками. Мультфильмы тех времён не просто увлекали детское воображение – они формировали душу, учили доброте, взаимопомощи, верности и отзывчивости. Они вдохновляли на благородные поступки и раскрывали истинное значение дружбы. Они учили думать. Это были «сложные» мультфильмы.
Но нужно хорошо понимать, что на фоне современных ярчайших мультиков многие из любимых нами с детства «правильных» картин просто блекнут по цветам и динамике. Это не значит, что ребёнка совсем нет возможности приучить любить эти проверенные временем ленты. Здесь на помощь придёт ваш личный вкус и сила убеждения. Главное – вдохновлять своим примером и отбирать самое-самое. Ведь среди тех же советских мультфильмов очень много разных по стилю и содержанию экземпляров. Понравится ли вашему ребёнку обаятельный Котёнок Гав, живущий по современным меркам как бездомный Дядя Фёдор или даже «лучший мультфильм всех времён и народов» – «Ёжик в тумане» с его неоднозначными интерпретациями, – вы узнаете уже на практике. Смотрите вместе, обсуждайте, беседуйте.
А если ребёнок не хочет, примените небольшую хитрость. Просто включите мультик и смотрите его сами. Ребёнка звать необязательно! Он сам придёт и очень удивится, обнаружив, что смотрите вы не новости дня или скучное взрослое кино, а мультфильм. Любопытство – великая сила.
Включая «Ну, погоди!», не отговаривайтесь только тем, что «я в детстве смотрел это», расскажите подробнее, как влияли на вас приключения Волка и Зайца, как вы с папой играли в «заяц – волк, заяц – волк», имитируя голос робота.
Здесь все ограничено лишь вашей фантазией. И вот интересный пример. Один отец, чтобы его сын отвлёкся от современных «злых» мультфильмов и обратил внимание на «старые добрые», смастерил домик из картонной коробки, обустроил его и поселил внутри маленьких игрушечных человечков. В доме, помимо другой мелкой утвари, был телевизор с диагональю три дюйма, на котором игрушки «смотрели» мультфильмы. В стене дома, разумеется, было большое окошко, и ребёнок, в него подглядывая, с большим интересом смотрел всё то, от чего он обычно воротил нос. Главное – правильно подать! И вовремя отвести к окулисту.