среда, 8 ноября 2023 г.

Крепче б не было гвоздей!

В начале 50-х годов прошлого века итальянский поэт Джанни Родари написал знаменитое стихотворение «Чем пахнут ремёсла», на котором выросло не одно поколение советских детишек: «В булочной пахнет  /Тестом и сдобой. / Мимо столярной / Идёшь мастерской – / Стружкою пахнет / И свежей доской. / Куртка шофёра / Пахнет бензином, / Доктор в халате – / Лекарством приятным. / Рыбой и морем / Пахнет рыбак,  /Только безделье / Не пахнет никак».

К сожалению, сегодня люди не стремятся получить рабочие профессии и всё больше мечтают стать юристами, экономистами, бизнесменами. Почему же рабочие специальности не так востребованы? Думается, дело не столько в размере заработной платы, сколько во мнении общества. С самого детства ребёнку внушают, что если он будет плохо учиться, то пойдёт работать дворником. И дети начинают думать, что физический труд – это плохо и лучше стать офисным служащим или чиновником. Кстати, СМИ тоже приняли самое активное участие в лепке «успешного» человека, в арсенале которого непременно должны быть загородный дом и фотографии из отпуска в Турции.

Невзирая на модные тенденции, на страницах газеты «Заря Приднестровья» команда редакции старается освещать жизнь тех, кто, несмотря трудности и невысокую зарплату, работает от души и для людей. О тех, кто спасает от пожара наши жилища, стережёт дом от преступников, лечит наших родителей и детей, и многих других мы пишем и рассказываем вам, дорогие читатели.

ГВОЗДИ БЫ ДЕЛАТЬ

Первый полёт в космос, первый в мире спутник, первый атомный ледокол – это только вершина айсберга успехов советского народа. Достигнуты они несмотря на колоссальные разрушения в ходе Великой Отечественной войны. И во многом это заслуга простых работяг. Кстати, среди первых Героев Социалистического Труда Молдавской ССР были именно дубоссарцы. Прав был советский поэт Николай Тихонов, когда сказал про народ: «Гвозди бы делать из этих людей. Крепче б не было в мире гвоздей!».   

Старшее поколение наших читателей наверняка помнит, как престижно и почётно было носить гордое звание «рабочего человека», и об этом говорили фильмы, песни и отношения между людьми. Снимали фильмы и прославляли гидростанции, обрушивающие громадные потоки воды, заводское строительство, печи, превращающие руду в пылающие потоки огня, и этим всем управляли натруженные руки простого человека. В народ уходили песни, и одна из любимейших у многих в исполнении замечательного артиста Николая Рыбникова из кинофильма «Весна на Заречной улице»:

Когда на улице Заречной / В домах погашены огни, / Горят мартеновские печи, / И день, и ночь горят они. / Я не хочу судьбу иную, / Мне ни на что не променять / Ту заводскую проходную, / Что в люди вывела меня.

ДВА ГЕРОЯ

Да, так и было в жизни, люди буквально со школьной скамьи шли работать, у многих погибли родители в войну, а скольких ребят спасли заводы и фабрики от беспризорности и кривой дорожки! Вот такие были времена и такие были герои, так похожие на твоего отца, брата или парня из соседнего подъезда. Простые и весёлые парни осваивали новые территории, стремились к недостижимым вершинам и обожали свой труд. В их крови были мужественность, отчаянность и романтика поступка ради других, пусть даже незнакомых, людей. Есть ли среди нас сегодня такие? Да. Оглянитесь – и вы их заметите. 

И журналистская удача, когда удаётся встретиться с такими людьми, кто без притворства ведёт себя, у кого душа нараспашку. И мне как раз повезло: такая встреча состоялась в канун профессионального праздника работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства прямо на базе предприятия ГУП «Дубоссарский ДЭУ».

В этот раз, дорогие читатели, я расскажу вам не об одном, а сразу о двух героях. Отмечу, что собеседники мои были не очень разговорчивы и скромны, и спешили скорее ответить на мои вопросы, чтобы вернуться к работе.

Итак, знакомьтесь: Басюл Алексей Ильич – токарь, чей трудовой стаж пятьдесят лет! Его биография так похожа на жизнь персонажей советских кинофильмов – людей с сильным характером, которые строили государство, любили, мечтали.

С первых минут нашего диалога я отчётливо увидела настоящий мужской характер. Его лаконичные ответы, остроумие и мудрость в глазах говорили об этом. Сразу возник образ слесаря-интеллигента Гоши из культового фильма «Москва слезам не верит» и его монолог: «Вот я слесарь, и таких единицы. Я и вправду специалист экстра-класса и могу то, чего другие не могут. Я предпочитаю делать в своей жизни не то, что престижно или положено, а то, что я люблю. Люблю свою работу, когда я туда прихожу, там всё начинает крутиться, то, что без меня не крутилось».

УЧЕНИК ТОКАРЯ

И крутится до сих пор, и работает как часы, и вот уже семь лет отпускать на пенсию такого мастера, как Алексей Ильич, ГУП «Дубоссарский ДЭУ» не желает. Впрочем, он и не сопротивляется, потому что не представляет своей жизни без любимого дела.

«Я и не заметил, как годы пролетели», – говорит Алексей Басюл. И за эти годы промчалась целая жизнь – и служба в армии, и любовь – одна на всю жизнь, и рождение детей. И уже, кстати, четверо внуков. Долгие годы трудился мой собеседник на механзаводе, довелось поработать и на программаторе, кстати, в советское время говорить об этом нельзя было: военная тайна. Работал он под обстрелами во время войны в 92-м году. И вот, почти три десятка лет трудится на предприятии «Дубоссарский ДЭУ».


Алексей Басюл из многодетной семьи колхозников. Непросто было родителям воспитывать пятерых сыновей, и после школы все пошли работать. После десятого класса Алексей стал учеником токаря на механзаводе и с благодарностью говорит о своём наставнике – наладчике Алексее Сливка.

СТАЛИ БЕЛОРУЧКАМИ

При любой погоде и дате в календаре все машины должны быть в исправности, и об этом как нельзя лучше знает Алексей Басюл. Сложно представить хоть одну машину или какое-то оборудование без винтиков, гаечек и болтиков. Чтобы механизм работал слаженно, нужно с неимоверной точностью выточить эти самые болтики и гаечки.

Между прочим, профессия токаря пришла к нам из глубокой древности, когда люди пытались придать нужную форму металлу или камню путём затачивания и обрезки. Впервые токарный станок появился в начале VII века до н.э. Работать на нём должны были два человека! Один приводил в движение механизм, на котором была закреплена деталь, а другой срезал ненужный материал, придавая правильную форму изделию. Процесс этот был достаточно трудоёмким и занимал много времени. В XVI веке придумали водяное колесо, и уже на нём можно было затачивать более твёрдые материалы. И только в XIX веке был изобретён первый электрический токарный станок, что, конечно же, облегчило труд токарям. Ну а в наши дни уже разработаны более современные автоматизированные станки с программным управлением. На них токарь может выточить деталь по индивидуальным размерам за считанные минуты.

С печалью в голосе Алексей Ильич говорит, что молодёжь не приходит работать и некому передавать токарный опыт. И зарплата не устраивает нынешнее поколение, и «белоручками все стали».

КРУГЛЫЙ ГОД НА ВОЗДУХЕ

Следующий мой собеседник встретил меня широкой улыбкой и произнёс: «Да я простой мужик, работяга, чего обо мне писать в газету?». «Нет уж, позвольте решать нашим читателям. Они, кстати, никогда не ошибаются», – возразила я.

Вот уже десять лет дорожным рабочим на предприятии «Дубоссарский ДЭУ» трудится Александр Дацко. Между прочим, молодой человек пришёл на работу по семейной традиции, ведь тут трудятся его отец, сестра и супруг сестры.

– Любите свою работу?

– А как же. Иначе бы не работал. Круглый год на свежем воздухе (улыбается). Я всегда на позитиве, мне нравится видеть, как меняется город, и знать, что я для этого тоже прилагаю усилия. Радует, когда удаётся сделать не ямочный ремонт, а капитальное строительство дороги, как по улицам Карла Маркса, Ленина, Знаменской, Громова, Дзержинского. Есть, конечно, моменты, которые возмущают. Например, когда дорогу ремонтируем и ставим знак,  некоторые водители, которым это не нравится, вместо «спасибо» несут в наш адрес потоки нецензурной брани. Да и молодёжь не приходит работать или, когда видят, как это тяжело, больше двух дней не задерживаются, – отмечает Александр Дацко.

«КАСТА» ТРУЖЕНИКОВ

Во время разговора с моим героем я обратила внимание на его ботинки, на которых буквально поплыла кожа. Он заметил мой взгляд и пояснил, что обувь так портится от битумной эмульсии, которая используется при дорожном строительстве. Только представьте: обувь не выдерживает и двух недель!

Кстати, следует подчеркнуть, что Дубоссары лидируют по строительству бетонных дорог. За последнее время Дубоссарским ДЭУ закуплены бетоносмесители, «КамАЗы», фронтальный погрузчик. Между прочим, Р-310М могут управлять только Александр Дацко и Геннадий Лычко.

В ходе нашего диалога выяснилось, что молодой человек находится в поиске второй половинки и мечтает создать семью, а ещё он обожает готовить.

Жизнь – это постоянное непрерывное движение, которое напрямую связано с дорогами. Ежегодно в нашей стране прокладываются километры новых и отремонтированных дорог. Это тяжёлый труд огромного количества людей – работников дорожных служб. Их не зря относят к особой «касте» тружеников, ведь в любую погоду на открытом всем ветрам пространстве они вершат своё благородное дело.

Помните летную аномальную жару, когда даже работникам офисов было сложно настроиться на рабочий лад? А каково весь день тем, кто занимается физическим трудом без кондиционеров? Однозначно, рабочий человек не профессия – это скорее характер.

С тружениками беседовала Яна Сакка



Поделиться