среда, 11 октября 2023 г.

Там осталось детство

 Все мы родом из детства, а неотъемлемой его частью для многих из нас был детский сад. Сегодня детские сады очень разнообразны: государственные, частные, специализированные – для детей с определённой группой здоровья, с логопедическим, физкультурным, лингвистическим уклоном. А какими они были в СССР? В нашей постоянной рубрике об этом и поговорим.

Из истории…

В начале ХХ века дошкольное образование было либо привилегией для состоятельных слоёв общества, либо корпоративной услугой для женщин-рабочих заводов и фабрик. Остальные дети росли на попечении родителей и родственников. Молодая советская власть поставила цель – выстроить новое общество и вырастить нового человека. Женщин освобождали «от домашнего рабства». Первый всероссийский съезд по дошкольному воспитанию в 1919 году постановил, что дети должны быть под присмотром квалифицированных специалистов. Необходимо заниматься не только их умственным, но и физическим развитием, поэтому программа обучения должна учитывать особенности возраста и здоровья.  

В 1940 году в стране насчитывалось уже 24,5 тысяч детских садов, которые посещали свыше миллиона детей. Система дошкольного образования подстроилась под суровые реалии. Помимо яслей, детских очагов и детсадов появляются интернаты и детские дома, в которых жили эвакуированные малыши. Обновлённые методички на первый план выдвигают воспитание нравственных качеств и развитие самостоятельности: появляются уроки труда, старших учат заботиться о младших.

Особенно интересным для современной системы детских садов является опыт СССР в организации яслей. До конца 60-х годов женщинам полагался короткий оплачиваемый декретный отпуск по родам. Всего 56 дней. Поэтому особую популярность приобрели в то время ясли. До 1959 года это были отдельные учреждения, куда принимали детей до 3-х лет. Как только малышу исполнялось 2-4 месяца, его отдавали в ясельную группу на попечение воспитателя и нянечки. Позже ясли и детские сады объединили, но отдельные ясли-сады продолжали существовать в сельской местности до середины 70-х годов.

С 1962 года ясли и детсад были включены в систему непрерывного образования. Первые слова, буквы и цифры, представление об окружающем мире юные советские граждане постигали в стенах второго дома. Причём в каждом регионе основная программа подлежала корректировке для учета национальных и региональных культурных традиций.

Ситуация кардинально изменилась в 80-х: педагоги создают собственные обучающие программы. А в 1986 году взят курс на педагогику сотрудничества, основанную на доверительных отношениях детей и взрослых. Целью стало раскрытие индивидуальных способностей ребёнка, а не на получение им нормативных знаний.

Оплата

Основную часть родительских трат за детсады брало на себя государство. Плата рассчитывалась исходя из совокупного дохода семьи. Сумма зависела и от длительности пребывания детей: 10, 14 часов или 24 часа. В городах плата была на рубль-два выше, чем в сельской местности. Матери-одиночки и многодетные матери получали скидку 50%. Слабослышащие, слабовидящие дети и с нарушением опорно-двигательного аппарата или интеллекта содержались в детских учреждениях за государственный счёет.

"Детский сад" СССР

Распорядок дня

Утро начиналось с зарядки. Крохи выполняли несложные упражнения, а после разминки садились завтракать. Затем наступало время образовательных занятий в соответствии с возрастом. Малышей учили счёту, конструированию, знакомили с окружающим миром. Музыка, рисование, лепка, изготовление поделок и аппликаций – входили в обязательную программу. Ближе к обеденному времени группу выводили на прогулку, если позволяла погода. Нагулявшись, воспитанники шли обедать, а потом готовились ко сну. И тогда, и в наши дни «тихий час» дети не любили. Хотелось прыгать и бегать, но… Режим.

Воспитатели читали детям книги. Так они прививали малышне любовь к литературе и поддерживали дисциплину в группе. Послеобеденный сон заканчивался, и наступал полдник. А затем – время для занятий, разучивания стихов, игр. И так вплоть до ужина. После которого дети играли во что хотели и ждали, когда их заберут мамы и папы. В тёплое время года группы выходили на прогулку и дожидались родителей на участке, а в холода беззаботно веселились в стенах родного детского сада.

Как и сейчас, любимым праздником детишек советского времени в детских садах был Новый год. Однако о таком разнообразии маскарадных костюмов, какой есть на прилавках магазинов сегодня, советские дети и мечтать не могли. Девочки наряжались снежинками, а мальчики – зайчиками или моряками.

Меню тоже было очень похожим на то, чем кормят в детских садах сегодня. Каши (гречневая, рисовая, манная, овсяная, пшённая), макароны, супы, рыба, котлеты, творожная запеканка, сыр, омлет, булочки, компот, какао, молоко, кефир.

Советские детские сады оставили незабываемый след в сердцах многих людей. Они были не просто местом для временного пребывания детей, а настоящим домом, где ребята учились, играли, творили и радовались жизни.

Как мама двоих сыновей могу сказать, что многие традиции и ценности в детских дошкольных учреждениях сегодня – это прекрасно сохранённый и адаптированный к современным условиям опыт прошлых поколений. И сегодня в наших детских садах для ребят создают комфортную и дружескую атмосферу, развивают их творческие способности и обучают ответственному отношению к окружающему миру.

Большинство из нас с теплотой вспоминает будни детского сада. Ведь несмотря на разлуку с родителями, нелюбимую манку и обеденный сон, там были первые друзья, родные воспитатели и много ярких эмоций. Там осталось наше детство, которое нельзя вернуть, но можно сохранить – в сердце и в ниточках воспоминаний, ведущих в родной детский сад.

Анастасия Лукияненко



Поделиться