Из истории…
В начале ХХ века дошкольное образование было либо
привилегией для состоятельных слоёв общества, либо корпоративной услугой для женщин-рабочих
заводов и фабрик. Остальные дети росли на попечении родителей и родственников.
Молодая советская власть поставила цель – выстроить новое общество и вырастить
нового человека. Женщин освобождали «от домашнего рабства». Первый
всероссийский съезд по дошкольному воспитанию в 1919 году постановил, что дети
должны быть под присмотром квалифицированных специалистов. Необходимо
заниматься не только их умственным, но и физическим развитием, поэтому
программа обучения должна учитывать особенности возраста и здоровья.
В 1940 году в стране насчитывалось уже 24,5 тысяч детских
садов, которые посещали свыше миллиона детей. Система дошкольного образования
подстроилась под суровые реалии. Помимо яслей, детских очагов и детсадов
появляются интернаты и детские дома, в которых жили эвакуированные малыши.
Обновлённые методички на первый план выдвигают воспитание нравственных качеств
и развитие самостоятельности: появляются уроки труда, старших учат заботиться о
младших.
Особенно интересным для современной системы детских садов
является опыт СССР в организации яслей. До конца 60-х годов женщинам полагался
короткий оплачиваемый декретный отпуск по родам. Всего 56 дней. Поэтому особую
популярность приобрели в то время ясли. До 1959 года это были отдельные учреждения,
куда принимали детей до 3-х лет. Как только малышу исполнялось 2-4 месяца, его
отдавали в ясельную группу на попечение воспитателя и нянечки. Позже ясли и
детские сады объединили, но отдельные ясли-сады продолжали существовать в
сельской местности до середины 70-х годов.
С 1962 года ясли и детсад были включены в систему
непрерывного образования. Первые слова, буквы и цифры, представление об
окружающем мире юные советские граждане постигали в стенах второго дома. Причём
в каждом регионе основная программа подлежала корректировке для учета
национальных и региональных культурных традиций.
Ситуация кардинально изменилась в 80-х: педагоги создают
собственные обучающие программы. А в 1986 году взят курс на педагогику
сотрудничества, основанную на доверительных отношениях детей и взрослых. Целью
стало раскрытие индивидуальных способностей ребёнка, а не на получение им
нормативных знаний.
Оплата
Основную часть родительских трат за детсады брало на себя
государство. Плата рассчитывалась исходя из совокупного дохода семьи. Сумма
зависела и от длительности пребывания детей: 10, 14 часов или 24 часа. В
городах плата была на рубль-два выше, чем в сельской местности. Матери-одиночки
и многодетные матери получали скидку 50%. Слабослышащие, слабовидящие дети и с
нарушением опорно-двигательного аппарата или интеллекта содержались в детских
учреждениях за государственный счёет.
Распорядок дня
Утро начиналось с зарядки. Крохи выполняли несложные
упражнения, а после разминки садились завтракать. Затем наступало время
образовательных занятий в соответствии с возрастом. Малышей учили счёту,
конструированию, знакомили с окружающим миром. Музыка, рисование, лепка,
изготовление поделок и аппликаций – входили в обязательную программу. Ближе к
обеденному времени группу выводили на прогулку, если позволяла погода.
Нагулявшись, воспитанники шли обедать, а потом готовились ко сну. И тогда, и в
наши дни «тихий час» дети не любили. Хотелось прыгать и бегать, но… Режим.
Воспитатели читали детям книги. Так они прививали малышне
любовь к литературе и поддерживали дисциплину в группе. Послеобеденный сон
заканчивался, и наступал полдник. А затем – время для занятий, разучивания
стихов, игр. И так вплоть до ужина. После которого дети играли во что хотели и
ждали, когда их заберут мамы и папы. В тёплое время года группы выходили на
прогулку и дожидались родителей на участке, а в холода беззаботно веселились в
стенах родного детского сада.
Как и сейчас, любимым праздником детишек советского времени
в детских садах был Новый год. Однако о таком разнообразии маскарадных
костюмов, какой есть на прилавках магазинов сегодня, советские дети и мечтать
не могли. Девочки наряжались снежинками, а мальчики – зайчиками или моряками.
Меню тоже было очень похожим на то, чем кормят в детских
садах сегодня. Каши (гречневая, рисовая, манная, овсяная, пшённая), макароны,
супы, рыба, котлеты, творожная запеканка, сыр, омлет, булочки, компот, какао,
молоко, кефир.
Советские детские сады оставили незабываемый след в сердцах
многих людей. Они были не просто местом для временного пребывания детей, а
настоящим домом, где ребята учились, играли, творили и радовались жизни.
Как мама двоих сыновей могу сказать, что многие традиции и
ценности в детских дошкольных учреждениях сегодня – это прекрасно сохранённый и
адаптированный к современным условиям опыт прошлых поколений. И сегодня в наших
детских садах для ребят создают комфортную и дружескую атмосферу, развивают их
творческие способности и обучают ответственному отношению к окружающему миру.
Большинство из нас с теплотой вспоминает будни детского
сада. Ведь несмотря на разлуку с родителями, нелюбимую манку и обеденный сон,
там были первые друзья, родные воспитатели и много ярких эмоций. Там осталось
наше детство, которое нельзя вернуть, но можно сохранить – в сердце и в ниточках
воспоминаний, ведущих в родной детский сад.