среда, 19 апреля 2023 г.

Поэзия души и ремесла

 Он бодро напевает строки известной песни Юрия Гуляева о тревожной молодости: «Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, / Пока дышать я умею, я буду идти вперёд» и тонкой нитью выжигает на деревянном творении свою подпись: Леонид Нестеренко. В следующую минуту натруженные руки мастера протягивают мне картину с известной каждому дубоссарцу композицией «Аисты». Бутафорное гнездо и этих миролюбивых птиц мы видим всякий раз, прогуливаясь по улице Советской.

Говорят, ремесленники – люди уходящей эпохи. Ручное производство требует мастерства и самое главное – времени. Этот ресурс ограничен и абсолютно не возобновляем. С развитием технологий всё поставлено на поток. Вещи с конвейера производятся сотнями, а порой и тысячами. И даже предметы искусства сегодня уже не всегда единичные экземпляры, созданные руками людей. Нейросети (т.е. искусственный интеллект) в современном мире не хуже человека пишут картины, книги, сочиняют стихи. Как же сохранить во всём этом многообразии смешения культур, традиций и повсеместной модернизации уникальность этнического разнообразия народа, его неповторимый дух и самобытность? За это как раз и борются те, кого мы называем народными умельцами. Простые люди с золотыми руками и тонко чувствующие мир, способные видеть и создавать красоту с национальной душой. 

Уникальный народный умелец – мастер резьбы по дереву живёт в наших Дубоссарах. Заслуженный мастер народного творчества МССР, лауреат и дипломант международных и республиканских фестивалей, конкурсов, выставок ДПТ. В его копилке более полусотни грамот, дипломов и благодарственных писем. А изделие «Молдавская дойна» выставлялось на ВДНХ в Москве. 

Работы Леонида Нестеренко – яркие, самобытные и всегда с родным молдавским колоритом. Мимо них невозможно пройти равнодушно. И на любой выставке, ярмарке и подворье стол с его изделиями – всегда место сосредоточения зрителей. Полуметровые фигуры старцев в национальных «кушмах» и с флуером у рта, мужичок с традиционной молдавской кружкой в руках, обрамлённый наливными, сочными гроздьями винограда, Фэт Фрумос и Пэкалэ, мош Василий и «Молдавская дойна». Суровый взгляд и удивлённый изгиб бровей, резной орнамент одежды и изящество длинных пальцев музыканта – все детали подмечены, все нюансы отработаны. И это видимая лёгкость восприятия наделяет его работы уникальной чертой – способностью оживать в воображении зрителей.

«Когда-нибудь я смогу так же!»

Почему резьба по дереву? На этот вопрос Леонид Нестеренко не может дать однозначного ответа даже сегодня. Он всегда был художником в душе. Уже в 6 лет, когда родители уходили на работу и оставляли маленькому Лёне альбом с карандашами, на бумаге появлялся дядин молоковоз, проезжающая за окном машина, пробегающий по двору пёс. Но было у мальчика и ещё одно увлечение – ножи. Как заворожённый, наблюдал он за таинством, которое традиционно проводил отец, – правкой опасной бритвы по кожаному ремню. А как хотелось так же! Решено – сделано. И вот детская ручонка бросает в копилку очередную копеечку. А спустя время в этой же руке переливается всеми цветами радуги резная ручка перочинного ножа. И понеслось! Один за другим стали появляться самые разные пистолетики, самолётики, машинки, свистки из дерева. Игрушки стругал для всей соседской детворы. Мастерства Леониду уже тогда было не занимать. Отец был умелец на все руки, эти навыки передались и сыну. И с каждым разом поделки становились всё искуснее. Любил безумно маленький Лёня редкие поездки с мамой в Кишинёв. Там на прилавках магазина он впервые увидел малые фантазийные формы из дерева. Уже тогда пытливый ум юного художника стал замечать, что не мастер диктует свои условия дереву – оно само подсказывает, кто оно и во что может превратиться. 

Любовь к рисованию привела Леонида Нестеренко в художественную школу, где уроки мастерства ему преподавал известный художник Николай Иванович Тынкован. Во время учёбы в художке перед занятиями они с другом частенько заходили в универмаг, куда периодически привозили очень искусные деревянные сувениры. Юный мастер разглядывал формы, изучал технику их изготовления – набирал багаж знаний для будущих шедевров. Однажды увидел он среди этих сувениров необычную тонировку дерева, стилизованного под старину. «Когда-нибудь я обязательно смогу так же!» – мелькнуло в уме Леонида. Тогда это была уже не просто мечта – это были планы на будущее.

Его личная боль…

Армейскую службу Леонид Нестеренко проходил в Польше в городе Щецин. Хорошо помнит, как совместно с бойцами польской армии по 45 минут несли вахту у Монумента благодарности Красной Армии. Вахта памяти, вахта дружбы, вахта мира… Леонид Нестеренко всё помнит в деталях, будто это было вчера. Как гордо и торжественно армейский сапог солдата отчеканивал каждый шаг, приближавший его к символу героизма и мужества советского народа. Как сердце замирало в груди, когда, не шелохнувшись, стояли они - солдаты у подножия монумента, с благоговением приобщаясь к общей Великой Победе. Какая благодарность и необъяснимая боль переполняли их души от воспоминаний о цене этой победы.

И вот спустя годы та же боль разливается по сердцу. Только теперь это чувство уже иного рода. Со слезами на глазах сидел он перед экраном телевизора и наблюдал, как безжалостно и кощунственно стирают память. Монумент демонтировали – шрамы в душе оставили. «Как быстро всё забыли! Как выкинули за борт нашу память! Обидно и нет больше слов!» – с дрожью в голосе говорит Леонид Васильевич.

Руки мастера, душа поэта

После армии Леонид Нестеренко вернулся в родные пенаты, где устроился на работу художником в геологоразведку. Оформлял стенды, рисовал плакаты. Затем перевёлся в строительную бригаду. В 1986 году здесь же, в родной организации, стал вести кружок для лунгских мальчишек и девчонок. Учил их искусству резьбы по дереву, выжиганию. Преподавал спустя годы Леонид Нестеренко и в родной художественной школе. Работал в городском Доме пионеров. Несколько лет занимал должность директора районного Дома культуры. Там трудится мастер и сегодня. Но куда бы ни занесла его жизнь, чем бы ни занимался Леонид Васильевич, любимого дела не бросал никогда. И во время ночных дежурств в котельной, и под сенью виноградной лозы во дворе любимого дома – везде было комфортно умельцу дарить вторую жизнь уже отжившему свой век дереву. Материалы для поделок он находил везде. Порой они сами просились в руки – лишь разгляди. Гулял как-то по берегу Днестра – попался на глаза обветшалый корень. Пригляделся: так это же лошадиная голова смотрит на него, подмигивая. Поднимет, принесёт домой, обработает, придаст форму, лаком покроет – вот и появилась в его деревянной коллекции очередная фантазия. А бывало, получит на работе дрова для растопки котла – и не может оторвать глаз от поленьев. Их будущие образы уже чётко прорисовывает бурная фантазия художника. Глядишь, и через время стоят уверенно в мастерской три молодца – богатыри днестровские. Так и назвал композицию – «Нистряне». 

«Поезие Лемнулуй»

Каждому мастеру нужен ученик – это факт известный. Чтобы было кому опыт передать, знания и мастерство в наследство оставить. Леонид Нестеренко щедрый учитель. Уже более 17 лет возглавляет он образцовый народный коллектив «Поезие Лемнулуй». История, от которой берёт начало такое поэтическое название коллектива, произошла гораздо раньше его создания. Однажды Леонид Нестеренко на одной из ярмарок ДПТ в Кишинёве повстречал известного артиста народного ансамбля «Жок» Любомира Йоргу. Он высоко оценил работы мастера, отмечая их уникальность, и в беседе  сказал Леониду Васильевичу: «Дин лемн ту фачь о поезие» («Ты делаешь поэзию из дерева»). Удивительно, как точно подметил молдавский артист то, что и пытался отразить в своём творчестве Леонид Васильевич. В его тонко устроенном внутреннем мире с одинаковой лёгкостью рождались как художественные, так и поэтические шедевры. Он сам говорит так: «Я к совершенству путь ищу. / Его всегда найти стараюсь. /Себя искусству в жертву приношу. /Я без искусства задыхаюсь». Всю красоту, что видел и чувствовал вокруг, мастер старался перенести в творческие работы. Свою поэзию души он на века запечатлел в дереве.

Работая с учениками, мастер ставит перед собой главную задачу – научить ребят азам и профессиональным навыкам резьбы и выжиганию по дереву. Среди его воспитанников немало тех, кто уже достиг высокого класса мастерства в своих работах. Есть в этой когорте и особенные ребята. Гордится Леонид Нестеренко своим учеником с ОВЗ Русланом Осадчуком. Несмотря на свой диагноз, молодой человек умело и с большим старанием выполняет работы под чутким руководством наставника. В их творческом союзе рождаются интересные поделки из дерева, которые с интересом рассматривают на выставках зрители.

«Спасибо Вам за вклад в данное дело!»

Листая фотоальбом со снимками работ Леонида Нестеренко разных лет, моё внимание привлекли бережно сложенные листы с рукописным текстом. Приглядевшись, я увидела запись народного артиста СССР Иосифа Кобзона: «Мастерам резьбы по дереву Дубоссар – успехов и благополучия!». Это запись из Книги отзывов, в которой хранятся добрые слова и пожелания всех тех, кого искусство в дереве от Леонида Нестеренко и его воспитанников задело до глубины души. Среди этих памятных записей есть и отзыв нашего Президента Вадима Красносельского: «Необходимо соблюдать традиции, особенно традиции национальные, которые сохраняют этнос и культуру любого народа. Спасибо Вам за вклад в данное дело!». 

P.S. Картина «Аисты» известного земляка теперь висит на видном месте в редакции нашей газеты. Она притягивает взгляды всех, кто приходит в гости. И это неудивительно. В обычном гнезде сидят самые обычные аисты. Их пригревает яркое солнце, они обустраивают своё гнездо. Всё просто и в то же время гениально! В этой картине так много смысла и души. Как, впрочем, и в каждой работе Леонида Нестеренко – человека, создающего поэзию в дереве.

Анастасия Лукияненко




Поделиться