БЛЮЗОВЫЙ ГОЛОС
Замечательный журналист и фотограф Аурика Руснак часто
делится со мной творческими идеями – это, кстати, большая редкость среди
творческих людей. Так вот, она предложила мне рассказать читателям о том, что
наш земляк снялся в популярном российском детективном сериале «Невский». Речь
идёт о знаменитом артисте Викторе Янишевском, который снимался в таких
нашумевших кинофильмах, как «Улицы разбитых фонарей», «Тайны следствия-22,»,
«Шугалей-2», «Ментовские войны-9», «Гончие-6», «Невский. Тень архитектора».
Кроме того, он автор-исполнитель и легендарный ди-джей популярного некогда
радио «Модерн». Только представьте себе: он работал в одной команде с Аллой
Довлатовой, Сергеем Ростом, Дмитрием Нагиевым, Сергеем Стиллавиным, Алисой Шер,
Сергеем Шнуровым!
Благо, сейчас есть социальные сети и возможность лично
познакомиться с артистом, чем я и воспользовалась. Моему удивлению не было
предела, потому что Виктор вскоре приветливо ответил и согласился со мной
побеседовать. Пожалуй, я никогда так не переживала, хотя в моей журналистской
практике это не первое интервью. Мне оно снилось даже ночью. Вовсе не шучу.
Всё-таки не каждый день удаётся заглянуть за кулисы жизни настоящего артиста.
Наше интервью по телефону продолжалось более трёх часов.
Отмечу сразу, что у Виктора Янишевского необыкновенный тембр голоса –
бархатистый и какой-то блюзовый. Разговор тоже был именно блюзовый, потому что
в нём звучали и хандра, и ритм, остроумие и полёт мысли. Большая его часть была
посвящена звёздам, да, именно звёздам. По словам Виктора Янишевского, нигде нет
такого звёздного и бескрайнего неба, как в Дубоссарах. Между прочим, он заядлый
путешественник и половину света исколесил, поэтому знает, что говорит.
– В детстве я смотрел на звёзды и летал в облаках. Глубина
неба меня всегда поражала. Думается, они и указали мне тропу или нашептали, что
нужно всегда искать суть. Понимаете, было стойкое ощущение и уверенность, что
мир создан лишь для тебя и ты счастлив бесконечно. Со временем и с возрастом
это ощущение теряется. Но каждый раз, возвращаясь домой, вновь окунаюсь в него.
Моё место силы – это Дубоссары. Представляете, в детстве я спал на раскладушке
под виноградной лозой до самого октября. Аромат свежего утра, пение птиц.
Божественная красота мира открывается душе!
УКРАСИЛИ ФЛАЖКАМИ
– Как часто приезжаете в Дубоссары?
– Мы с супругой молимся, чтобы тучи разошлись над
Приднестровьем. Супруга не мыслит жизни уже без ежегодных поездок в Дубоссары.
Она ленинградка в четвёртом поколении, но хотела бы на старости лет переехать в
наш тихий и уютный городок. Как в стихотворении Кирилла Крастошевского, «на
нашу улицу в три дома, где всё просто и знакомо, на денёк. Где без спроса
входят в гости, где нет зависти и злости. Милый дом. Где рождение справляют и
навеки провожают всем двором». И это действительно так. Всякий раз, когда
приезжаю, наши соседи по Шикунова приходят в наш маленький домик. И угощают
вкусными молдавскими плациндами и домашним вином.
Несколько десятилетий назад в газете «Знамя Победы» даже
писали про дружных соседей по улице Шикунова, которые празднично украсили
флажками улицу к майским праздникам. И по сей день соседи Суходол-Кобылянские,
Аборневы, Лавягины и Янишевские дружны и собираются летом за круглым столом под
черешней.
Затем мой собеседник вновь заводит речь о звёздах, о
черничном небе и мерцающих светилах. И декламирует следующие строки: «Звёзды в
небе словно зёрна. / Ты в ладони их лови. / Ночь в Молдавии просторна. / Будто
песня о любви»… Яна, а знаете ли Вы эту песню Муслима Магомаева?» – «Признаюсь,
никогда о ней не слышала. Зато теперь знаю, благодарю Вас».
Кстати, о звёздном небе – Виктор Янишевский так скучал по
нему, что, будучи студентом театрального вуза, часто посещал планетарий.
ПРЕМИЯ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА
Когда-то в дубоссарском Доме детского творчества был ТЮЗ,
которым руководила необыкновенная женщина – Нина Алексеевна Гончаренко. Дети её
называли «Никсеевна». Выпускница школы-студии МХАТ, профессиональная актриса,
она хорошо знала многих корифеев советского театра, на протяжении многих лет
играла с ними в одних спектаклях. Многие ребята, которые ходили к Нине
Алексеевне, впоследствии связали свою жизнь с театром. В том числе и
воспитанник дубоссарского ТЮЗа Виктор Янишевский.
Школу Виктор окончил ту же, что и я, – школу № 2 им.
Горького и с большой благодарностью вспоминает своего классного руководителя –
Нину Фёдоровну Ройбу. Кстати, первое здание школе предоставили по улице
Пионерской (нынешняя Шикунова), где она просуществовала до 1966 года, а к
сентябрю этого же года было построено здание школы по улице Куйбышева.
Поступил Виктор в Ленинградский институт театра, музыки и
кино (ЛГИТМИК) и сразу привлёк внимание к своей персоне. Яркая внешность,
харизма и, как водится, – главные роли в спектаклях. Получил даже премию
Ленинского комсомола.
Поначалу Виктор думал поступать на факультет режиссуры, и
Нина Гончаренко ему советовала. Ко всему, и были некоторые проблемы с дикцией,
но упорство и стремление стать во что бы то ни стало актёром взяли вверх.
Неустанно работая над дикцией, штудируя различную литературу и занимаясь
техникой речи, он отточил голос настолько, что в него влюблялись поклонницы,
слушая его передачи по радио. И даже приезжали в Дубоссары, чтобы найти хоть
какую-нибудь информацию о нём.
Артист поведал мне об одном курьёзном эпизоде, произошедшем
в начале его творческой карьеры. Он, приехав в Дубоссары навестить маму, решил
купить в киоске кассеты с фильмами с его участием и подарить родственникам.
Продавец сказал, что все кассеты раскупили, мол, поговаривают, «снимался кто-то из наших».
Между прочим, театральный выпуск, где обучался Виктор, был
настолько талантливым и ярким, что на их студенческие спектакли ходила вся
творческая питерская богема. И в своём современном виде театр «Буфф» предстал в
1983 году. В его первом коллективе объединились выпускники Ленинградского
института театра, музыки и кинематографии, проходившие обучение на курсе Исаака
Романовича Штокбанта и оставшиеся в одной команде. По просьбе учеников и
поклонников театра он и организовал музыкально-драматический театр, взявший
своё название от работавшего в дореволюционном Санкт-Петербурге театра «Буфф»,
закрытого после 1917 года с трактовкой «легкомысленный».
ВЫУЧИЛ АРАБСКИЙ
Работая над ролью в кинофильме «Шугалей-2», пришлось актёру
играть персонажа, говорящего на арабском! И Виктор Янишевский блистательно
справился с ролью. А пару лет назад его захлестнула такая ностальгия, что он
приехал в родную школу с фотоаппаратом и стал снимать школьный дворик и ребят.
А на следующий день пришёл в школу и раздал всем фотографии.
На выбор профессии моего героя повлияла услышанная им ранним
утром сквозь сон, звучавшая из транзистора «Сокол» песня «Жил-был я» в
исполнении Александра Градского на стихи Семёна Кирсанова. Эффект был
ошеломляющий, и сон сразу прошёл. А Виктор настолько проникся поэзией
Кирсанова, что стал проводить практически всё время в библиотеке. Между прочим,
любимая песня всех одесситов в исполнении Леонида Утёсова тоже принадлежит перу
Семёна Кирсанова. Речь идёт о знаменитой песне «У Чёрного моря»: «Есть город,
который я вижу во сне. / О, если б вы знали, как дорог / У Чёрного моря
явившийся мне / В цветущих акациях город! /В цветущих акациях город / У Чёрного
моря». И на экзамене по вокалу на втором курсе Виктор намеревался исполнить
именно эту песню, но аккомпаниатор не нашла партитуру.
Интересно было узнать, что после восьмого класса Виктор
пошёл работать библиотекарем и параллельно грузчиком в Доме отдыха
«Днестровский» в селе Моловатое. Стоит сказать, что в Доме отдыха был
радиоузел, где юный Виктор Янишевский порой озвучивал отдыхающим просьбу «не
сорить» или приглашение «на танцы».
«САЙГОН»
Артист рассказывает, что приятельствовал со многими
рок-музыкантами, которые стали потом популярными, среди них были Виктор Цой,
Майк Науменко, Сергей Курёхин, Борис Гребенщиков. Все они часто ходили с кафе
«Сайгон» на углу Невского и Владимирского проспектов. Там, по его
воспоминаниям, готовили самый вкусный кофе. В интерьере не было ничего
особенного: буфетная стойка, на которой размещалось пять кофеварок, столики со
стульями, круглые столы-стойки, большие окна, на стенах были нарисованы петухи.
Также за кофейным залом находился небольшой закуток со стульями, где можно было
поесть горячие блюда и выпечку. Приходила творческая молодёжь, чтобы поговорить
о свободе, творчестве, Боге и обменяться запрещёнными книгами, к примеру
стихами Бродского. Фарцовщики тоже ходили в «Сайгон», чтобы продать модные
джинсы.
Между прочим, Виктор Янишевский рассказал, что в Ленинграде
ему довелось познакомиться с народным артистом РСФСР Валерием Бабятинским,
который, к слову, тоже наш земляк и провёл детство в Дубоссарах и который
снялся в таких известных фильмах, как «Девять дней одного года», «Анна
Павлова», «Лес», «Выстрел», «Вишнёвый сад», «Берега в тумане»; он служил в
старейшем Малом театре.
Кстати, один из жизненных девизов Виктора Янишевского: «Пока
ты недоволен жизнью, она проходит».
«ЖИЛ-БЫЛ Я»
…И до сих пор он поднимает глаза к небу, усыпанному
звёздами, и вспоминает мальчика, который безгранично верил, что в мире нет
ничего невозможного. Разговаривал со звёздами, и те указали ему путь. А
стихотворение Семёна Кирсанова, случайно услышанное ранним утром, воплотилось в
человеческую судьбу, где мечты стали реальностью. «Жил-был я» Семён Кирсанов
написал в память о рано ушедшей из жизни жене Клавдии: «Жил-был – я. / (Стоит
ли об этом?) / Шторм бил в мол. / ( Молод был и мил…) / В порт плыл флот. / (С
выигрышным билетом / жил-был я.) / Помнится, что жил. / Знал соль слёз. /
(Пустоту постели.) / Ночь без сна. / (Сердце без тепла) ‑/ Гас, как газ,
город опустелый. / (Взгляд без глаз. Окна без стекла). Сон, как мох, / в
древних колоннадах. / (Жил-был я...) / Вспомнилось, что жил».