вторник, 7 марта 2023 г.

Косметика советской женщины

 Каждая женщина красива и уникальна. Но в каждом времени существуют свои идеалы красоты, к которым подгоняют себя представительницы прекрасного пола. Пухлые губы и неестественно длинные ресницы, например, уже теряют свою актуальность. Хотя за ними гонялись все светские львицы ещё каких-нибудь 10 лет назад. Сейчас шик и блеск макияжа сводится к минимуму, ну, или он должен быть естественным и не бросаться в глаза. В моде всё натуральное.

Все мы наслышаны о том, как было сложно быть красивой и элегантной в советское время: хорошие духи надо было «доставать», за югославскими шампунями отстаивать очередь, а уж слово «выбросили» имело совсем другой оттенок. 

В преддверии самого женского дня в году в нашей постоянной рубрике «Сделано в СССР» мы заглянули на несколько десятков лет назад и решили вспомнить, как непросто было следовать, модным тенденциям во времена всеобщего дефицита. 

Тушь для ресниц

Сухая тушь в брусочке, которую в народе называли «плевалка» или «самоплюйка», – легендарный косметический продукт советского времени. О ней до сих пор знают многие, а некоторые женщины до сих пор ею пользуются. Она гордо носила название «Ленинградская» и была в косметичке каждой советской модницы. Основным ингредиентом туши было мыло, и это, пожалуй, было её главным недостатком. Когда «мыльная» косметика засыхала на ресницах, она практически сразу начинала осыпаться, от неё щипало глаза, а если за окном был дождь (или просто высокая влажность), тушь безжалостно растекалась по всему лицу. Именно по этой причине в «Служебном романе» каждое утро начиналось одинаково: коллегам товарища Новосельцева приходилось наносить косметику на рабочем месте. Накраситься дома и сохранить макияж по пути на работу было практически невозможно. Зато эта тушь отличалась безвредным составом: помимо мыла в него входили сажа, пчелиный воск, вазелин и стеарин (натуральная жирная кислота). Чтобы накрасить ресницы, в тушь надо было предварительно поплевать. В конце волоски приходилось разделять с помощью иголки или шпильки. А как же изгиб? С ним сложнее. Но самые отчаянные нашли выход: изгиба добивались при помощи горячего ножа, на который накручивали ресницы. Слабо повторить? Нам слабо!

Тени для век

Вы наверняка помните подругу режиссёра Якина из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Сейчас её подруга Галочка скорее бы умерла при виде её макияжа, а не от новости о поездке в Гагры. Такими же голубыми тенями красилась и Людмила Прокофьевна после своего преображения. Голубые тени – это самый писк! Просто потому, что палеток другого цвета в СССР нет. Московская фабрика «Рассвет» выпускала наборы теней «Елена», состоящие всего из двух оттенков – преимущественно синих, голубых, зелёных или фиолетовых. Стойкостью такие тени не отличались, но, если использовать вазелин в качестве подложки, вполне можно было получить яркий заметный макияж. Спустя какое-то время на косметическом рынке появились тени более спокойных оттенков (например, коричневые и бежевые), однако на протяжении долгого времени в продаже были только самые «кричащие» цвета.

Губная помада и карандаш для губ

С помадами в СССР было чуть лучше, нежели с тенями. Согласно статистическим данным, в 70-е годы в СССР выпускалось до 5 миллионов тюбиков помады в месяц. Но этого, казалось бы, колоссального количества всё равно не хватало, чтобы удовлетворить потребности советских модниц. Кроме того, стоила приличная отечественная помада немало – около 5 руб., а цена импортной «трудно доставаемой» продукции была в 10 раз выше. Женщины выкручивались как могли. Чаще всего после того как основная часть помады расходовалась, её остатки ещё долго выковыривались из тубы любимым косметическим инструментом времён СССР – спичкой. Советские женщины отдавали предпочтение двум цветам: морковному и коричневому. Самые везучие могли похвастаться ещё и перламутровой помадой. Особый шик – помада фирмы «Дзинтарс», но это из разряда «урвала». Понятия «гигиеническая помада» не существовало. Зато был косметический вазелин «Норка» – его использовали вместо гигиенической помады. Карандаш для губ... Такого понятия в СССР тоже не существовало. Зато был красный карандаш из набора «Юный художник», который покупался в детском мире.

Тональный крем

В 1981 году густой и плотный «Балет» стал первым тональным кремом советского производства. Выпускался он только в одном оттенке, поэтому подходил далеко не всем. Нанести «Балет» тонким незаметным слоем было попросту невозможно: кистей и спонжей для макияжа в свободной продаже тогда не было, хотя если бы они и были, помочь бы не смогли. Всё дело в составе крема: помимо витамина Е и ещё нескольких ухаживающих ингредиентов, в его состав входил пчелиный воск, который забивал поры и создавал на поверхности кожи плёнку. Кстати, крем пережил реинкарнацию, и теперь на рынке есть продукт «Балет 2000».

Лак «Прелесть»

И напоследок вспомним о незаменимом фиксаторе для причёсок. Все безумные начёсы и кудри, старательно закрученные на ночь на металлические бигуди, нуждались в надёжной фиксации, и лак «Прелесть» отлично справлялся с этой задачей. Даже чересчур. После нанесения средства волосы буквально склеивались намертво. Такая укладка могла продержаться даже несколько дней, вот только смыть этот состав с волос было довольно трудно. Кроме того, аромат «Прелести» не был столь же прелестным, как его название, и скорее напоминал запах каких-то токсичных химикатов, нежели косметического средства. А некоторые модницы пользуются этим лаком и сегодня. Правда, у него уже совсем другой состав и эффект.

Анастасия Лукияненко




Поделиться