вторник, 28 марта 2023 г.

Сказка на белой простыне

 Ночь. Комната. Белая простыня. Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки. Помните своё настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают плёнку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр и начинается сказка…

Несмотря на то что мультфильмов в советские времена снимали много и очень качественно, нельзя сказать, что дети имели возможность вдоволь их смотреть. Показывали мультики нечасто, иногда их могло не быть в программе по несколько дней, и единственной возможностью увидеть какой-нибудь короткий мультфильм была передача «Спокойной ночи, малыши!».

И было бы грустно не иметь возможности смотреть мультики сколько хочется, если бы не фильмоскопы – так назывались аппараты для просмотра и демонстрации диафильмов. 

В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм», выпускавшая сначала чёрно-белые, а затем и цветные диафильмы. Они рассматривались как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали лёгкого оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам.

В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: «Багаж» и «Пожар» (по С. Маршаку), «Девочка-ревушка» (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам («Новый Гуливер» 1940 г., «Броненосец «Потёмкин», «Летят журавли» и проч.).

В судии «Диафильм» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, коллектив «Кукрыниксы», В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.

Начиная с конца 50-х годов, производство художественных диафильмов стало массовым: студия «Диафильм» стала выпускать 300-400 наименований диафильмов в год. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках; к учебным фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки. 

Но каким же волнующим был момент не только просмотра, но и самой атмосферы подготовки «кинозала»! Откуда-нибудь с антресолей доставалась коробка с диафильмами и со спорами отбиралось несколько «мультиков», которые будут участвовать в сегодняшнем сеансе. Кто-то один должен был стать в этом процессе «диктором». Он озвучивал, то есть читал со стены рассказ, говорил голосом персонажей, пока все другие с увлечением рассматривали на стене картинки и погружались в выдуманный мир. 

Просмотровые (детские) фильмоскопы, пользоваться которыми мог только один человек (ну или несколько, но только по очереди), выпускали двух видов: ручные и настольные. Ручные представляли собой корпус, в котором имелась крышка, окуляр с линзой, ручка для передвижения кадров диафильма и экран. Диафильм помещали в специальную выемку, подводили первый кадр под лапки фильмопротяжного механизма, затем подносили прибор окуляром к глазу, направляя экран на внешний источник света. При этом можно было настраивать резкость изображения, вращая окуляр с линзой. Как и в случае с традиционными мультиками, существовали любимые, засмотренные до дыр диафильмы или же такие, которые востребованностью не пользовались. Как правило, дети больше любили те, которые либо были копией популярных мультфильмов, либо имели сказочный сюжет, знакомый по книгам.

Помимо этого, существовали также диафильмы научно-популярной или искусствоведческой тематики – музеи мира, произведения искусств, явления природы и пр. В школах и ВУЗах нередко использовались учебные фильмы, способствующие либо закреплению материала, либо пояснению новой темы. 

Отдельным пунктом можно вспомнить, как интересно и трепетно было копаться в коллекциях плёнок, которые помещались в специальные пластиковые коробочки с цветными крышечками. Каждая такая коробочка, как правило, была подписана. И уже при прочтении названия плёнки детские фантазии рисовали цветные картинки, предвкушая интересное приключение.

Сейчас существуют оцифрованные диафильмы, которые можно записать на флеш-карту или жёсткий диск и воспроизводить с помощью обычного проектора. Такие диафильмы можно смотреть онлайн на тематических сайтах. Но, полагаю, новые технологии не могут заменить магии «волшебного фонаря», ведь мир диафильма – это что-то неповторимое. Погасить в комнате свет, направить луч проектора на белую стену и встретиться с любимыми персонажами – значит, на время забыть о многоканальной акустике, плазменных панелях и домашних кинотеатрах; это всё равно что приехать на дорогой машине в свою старую квартиру и вдруг найти там плюшевого мишку, который когда-то был лучшим другом детства…

О фильмоскопе с ностальгией вспоминала Анастасия Лукияненко




Поделиться