четверг, 30 марта 2023 г.

А быть самой собою – штучной…

 Всем нам в детстве задавали вопрос: «А кем ты будешь, когда вырастешь?». Тогда у каждого за спиной ещё растут крылья и хочется скорей их расправить и взлететь высоко-высоко, к самому солнцу. Став, к примеру, отважным лётчиком или моряком, а может быть, открыв ещё один элемент таблицы Менделеева. Но со временем у человека пропадает способность и желание «летать», и каждый взмах крыла даётся с каждым годом всё сложней. Судьба испытывает нас на прочность и, как строгий учитель, даёт нам уроки, а правильно ли мы их усвоим, зависит исключительно от нас. 

А вместе с тем жизнь продолжается: у кого-то рождаются дети, где-то вспыхивают войны и выбирают президентов, а большинство из нас продолжает чего-то ждать – понедельников, торжественных дат и других особых случаев, чтобы, наконец, сделать то, чего действительно хочешь, чтобы ощутить счастье.

А БЫТЬ СОБОЮ

B жизни всегда есть выбор, и касается он не только покупки туфель, но и того, с кем проводить своё время, во что верить. Хаос – это ваш выбор, гнев, обида – тоже выбор. Так же, как и широта души, гибкость, сострадание, нежность, стойкость…

Совершенно случайно или неслучайно, как всегда в жизни бывает, довелось побеседовать о жизни с удивительной героиней. Что примечательно, на протяжении всего нашего интервью она говорила, что всегда в жизни есть «тот самый выбор-выход», и она не раз его находила.

Сложно описать её характер, пожалуй, на ум приходят строки Ларисы Рубальской: «Какая роскошь – быть не в моде и жить, ни на кого не глядя. И одеваться по погоде, не ради взглядов встречных дядей. Прослыть не побояться дурой, не прибавлять платформой роста. Не подгонять свою фигуру под «шестьдесят» и «девяносто». Весёлой быть и самодурной, зевать, коль станет слишком скучно. Какая роскошь – быть не модной, а быть самой собою – штучной».

ДОРОГО И ТРЕПЕТНО

…В крохотном уютном кабинете на стенах развешаны причудливые картины, на них изображены птицы, экзотические цветы, а на столике расположились фигурки ангелов с печальным взором. На сей раз в гостях я побывала у Наталии Ивановны Анисимовой, она руководит коллективом декоративно-прикладного творчества «Мой мир» в культурно-досуговом центре «Феникс». 

Утончённая шатенка с мелодичным голосом и эмоциональными жестикуляциями – такой предстала моему взору Наталия Анисимова. С первых минут общения мне стало ясно, что моя героиня принадлежит к артистическому миру. Порой, прежде чем ответить, она делала паузы, как в спектакле, что меня поначалу удивляло. А потом мне стали ясны причины такого самовыражения.

ГУСИНОЕ ГОГОТАНИЕ

В любимом месяце поэтов и художников и появилась на свет моя героиня. Да, это была солнечная осень. Быть может, этот фактор отчасти сыграл в том, что романтика и радужные краски осени воплотились в её характере. Я не стану указывать её возраст, потому что это бессмысленно, у неё до сих пор сверкают глаза и в них теплится восторг от самой жизни.

Наталия Анисимова спросила, может ли она продемонстрировать мне поделки, которые вместе с детками готовили к 23 февраля и 8 Марта для ветеранов Великой Отечественной войны. Разумеется, я с радостью дала утвердительный ответ. На ярких, из цветной бумаги открытках с изображением пятиконечной звезды можно прочесть трогательные пожелания, написанные детским неровным почерком.

«Для меня всё, что связано с Великой Отечественной войной, очень дорого и трепетно, поэтому вместе с детками всегда рада любой возможности сказать нашим ветеранам спасибо. И я безумно рада, что сотрудничаю с Дубоссарским Советом ветеранов войны, труда и Вооружённых сил на протяжении нескольких лет. Мы с детками с таким волнением подходим каждый раз к изготовлению открыток.

Моя мамочка много рассказывала о том страшном времени и всегда при этом рыдала навзрыд. Ей было всего пять лет, когда началась война. Представляете, немец прикладом ударил её по голове за то, что не призналась, где находится её отец. Он работал в НКВД, а мама погибла в первый же день обстрелов города. Сиротами остались четверо детей. Дубоссары. По её воспоминаниям даже немецкая речь вызывала у дубоссарцев чувство страха и омерзения, и они сравнивали немецкий говор с гусиным гоготаньем. Знаете, мне дедушка показывал иконку, которая спасла ему жизнь: пуля прошла сквозь неё и уберегла. Сейчас как никогда важно помнить, какой ценой завоёвано мирное небо для нас. Бывает, сталкиваюсь с подростками, для которых нет понятия «Родина», а важны личностные интересы, такие как зарплата, развлечения, и это очень печально», – делится мыслями Наталия Анисимова.

К слову, председатель ОО «Совет ветеранов войны, труда и вооружённых сил» Виктор Багнибов приветствует неравнодушие и внимание творческих коллективов к ветеранам войны и призывает проявлять к ним теплоту и внимание, тем более так мало осталось в живых участников Великой Отечественной войны.

ДЕКУПАЖ И КАНЗАШИ

«Мой мир» посещают как мальчики, так и девочки – в группе десять человек. Одна из них – девочка с особенностями развития, она, между прочим, всегда творит очень оригинальные поделки. О забавном случае рассказала Наталия Анисимова: отец одного из воспитанников был недоволен тем, что его сынишка посещает якобы девчачий кружок. Кстати, мальчишка пришёл с другом за компанию, да так увлёкся, что доводы отца заняться спортом ни к чему не привели.

Наталия Ивановна учит деток не только бисероплетению, а также технике «квиллинг» (от английского «quill», что в буквальном переводе означает «перо птицы»). Данная техника предполагает изготовление различных поделок из бумажных полосок путём их скручивания. Хотя такой оригинальный вид рукоделия набрал популярность сравнительно недавно, его история насчитывает несколько веков. Ещё в конце 14 – начале 15 века люди начали говорить о квиллинге. Считается, что создавать украшения таким способом впервые начали монахи. Они брали полоски позолоченной бумаги и закручивали её на кончике птичьего пера. В результате получались красивые и оригинальные медальоны.

В «Моём мире» учат также технике «декупаж» – это особая техника декорирования предметов с помощью вырезанных из бумаги рисунков. Слово «декупаж» пришло из французского языка, переводится дословно как «вырезать». Впервые эта техника была использована в Древнем Египте, когда папирусы с текстами и рисунками наклеивались на стены и сверху затирались прозрачной смолой во избежание порчи и стирания бумаги. Учит мастерица и модной нынче технике «канзаши», или, как её называют японцы, «канзаси». Это рукоделие появилось в 18 веке вместе с появлением первых гейш. «Канзаши» – японское слово, переводится как «шпилька для волос». Почему же технику рукоделия из лент называют «канзаши»? Потому что изначально она применялась как раз для украшения длинных шпилек, удерживающих волосы японок в традиционной причёске. Прирождённые рукодельницы – гейши старались искусно украсить свои волосы с помощью различных шпилек и заколок. 

Посещает занятия в «Моём мире» и женщина, которой уже за шестьдесят. Кто знает, может, со временем желающих станет ещё больше.

ДАВАЛИ ГЛАВНЫЕ РОЛИ

Наталия Анисимова росла мечтательной девочкой и с детства увлекалась театром. Она занималась в ТЮЗе у выпускницы школы-студии МХАТ Нины Алексеевны Гончаренко и грезила, что станет играть не хуже своей любимой актрисы Людмилы Гурченко. Нина Алексеевна сразу увидела потенциал талантливой ученицы и начала давать ей главные роли. Правда, Майя Семёновна, мама Наталии, хотела, чтобы дочь получила более земную профессию.

ГЛАВНОЕ – ЛЮБИТЬ

После окончания школы моя героиня едет в Кишинёв и поступает в институт искусств. Там она учится технике речи, нанесению актёрского грима и режиссуре, а после окончания учёбы по распределению попадает в качестве преподавателя в театральный колледж. Спустя несколько лет талантливого режиссёра приглашают в Тирасполь возглавить ТЮЗ «Синяя птица». Но после войны 1992 года интерес к искусству, по понятным причинам, погас у зрителей и редко кто посещал спектакли. И Наталия Анисимова вынуждена была пройти курсы медсестры и бухгалтера: жить на что-то надо было. Но работа лишь ради хлеба насущного пришлась не по душе моей героине, и она вновь вернулась к творчеству. «Я давно пришла к выводу, что не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выбор. Мне нравится мудрое выражение Далай-ламы: «Как бы удобно ни сели, нога затечёт. Надо поменять положение. Так и в жизни. Убеждена, что в нашей загадочной и быстронесущейся жизни главное – любить то, что делаешь. Любить того, кто помогает нам дышать», – говорит Наталия Анисимова.

Моя героиня практически не смотрит современные сериалы, так как в первые пять минут просмотра уже понимает развязку. Дурной вкус её удручает, и она предпочитает пересматривать кинофильмы Эльдара Рязанова. А когда на душе светлая грусть, включает записи Булата Окуджавы и вспоминает, как совсем юной играла на сцене…

Яна Сакка




Поделиться