Думать
– очень трудно. Это требует концентрации всего существа…»
Т.В. Черниговская.
С интересом наблюдаю в Instagram видеоинформацию о жизни Центра социально-психологической реабилитации детей с особыми потребностями жизнедеятельности (далее – Центр), расположенного в нашем городе. Почему уточняю нахождение? Потому что подобных учреждений в республике пять, правда, лишь дубоссарское технически оснащено на таком высоком уровне.
Как-то задумалась о том, что многое мы видим и
знаем из праздничных мероприятий, фестивалей и театральных представлений
Центра. Складывается этакая солнечная картинка жизни, порой даже идеальная. И
кажется, как всё легко и красиво им даётся в современном комплексе! Прям 100%
рая…
А давайте заглянем туда вместе и побеседуем с
директором Центра реабилитации Светланой Григорьевной Завтур и её заместителем
– инструктором лечебной физкультуры Анжеликой Георгиевной Станкевич.
РАВНЫ ПО-РАЗНОМУ
Сразу оговорюсь, несмотря на многолетний опыт
работы с недееспособными гражданами, слёту поняла, что «особенный» детский мир
сильно отличается от подобного мира взрослых. Возможно, он более эмоционально
окрашен, а может, понятие «ребёнок» цепляет глубже. Так или иначе, а надежда на
помощь в развитии малыша определённо высока. Итак, вперёд.
Удивил один из первых произнесённых постулатов
о том, что дети с любыми диагнозами для педагогов равны. И каждый по-своему
разный, потому что даже в одном заболевании несколько степеней нарушения,
которые проявляются абсолютно по-разному. К каждому нужен свой подход. К
примеру, бытует мнение, что все дети с синдромом Дауна радостные и говорящие.
Так вот сейчас такие детки в Центре все не говорят.
«У нас нет задачи держать ребёнка у себя
постоянно, – акцентирует Светлана Григорьевна. – Мы понимаем, что должны
интегрировать его в общество». Однако это далеко не единственная и даже не
главная задача Центра, потому что для каждого ребёнка определяется своя и
только своя индивидуальная цель. Для одного это социализация – умение
находиться в обществе, для другого – самообслуживание. И в любом случае –
умение коммуницировать именно в тех формах, к которым они готовы и которыми
способны овладеть.
ДОКТОР, ПРИДИ!
Центр рассчитан на 52 ребёнка: 40 постоянного
дневного пребывания и 12 курсовиков (2-недельный курс медреабилитации вместе с
мамой с комфортным бесплатным проживанием, питанием). Сегодня курсовиков
набирают в зависимости от возможностей, но ежемесячно. «Если родители по
назначению врача желают получить тот или иной курс, мы подбираем удобное время,
– говорит Анжелика Георгиевна. – Любая из процедур проходит в тесном контакте
ребёнка с мамой, это очень важно для него на психологическом уровне».
Так сложилось, что в учреждении нет врача, и
всё потому, что нужен детский невролог. А в идеале – детский психиатр, которого
нет даже в республике. Говорят, были бы рады и половине ставки доктора – пару
раз в неделю! И продолжают верить в чудо его появления. Очень хочется думать,
что в момент этой искренности небо открылось и посыл сторицей вернётся
положительным результатом. Ведь когда просишь на добро, тебя всегда
слышат…
«Конечно же, мы не остаёмся совсем без помощи,
– продолжает замдиректора. – 2-3 раза в год к нам приезжают для консультации и
рекомендаций два детских невролога из Тираспольского медцентра «Тирамед»,
которые уже знают наших деток. И родители при необходимости обращаются к ним
лично уже по месту работы». Кроме консультаций врачи-неврологи периодически
читают лекции педагогам Центра: директор считает, что медицинский аспект им
упускать никак нельзя. Кроме того, родители периодически проходят полную
бесплатную диагностику малыша и реабилитационные мероприятия в профильном
отделении при Бендерском центре матери и ребёнка. Однако только до возраста
14-ти лет.
СВОЁ ПРИЗВАНИЕ
Оказалось, до этого года состав коллектива
нередко менялся. В учреждениях подобного направления это является нормой.
«Кто-то уезжает: зарплата маленькая, случается выгорание, – сетует Светлана
Григорьевна. – Порой отсутствие быстрого результата от работы с ребёнком
заставляет думать, что делаешь что-то не так, и уходить. У нас непростые и
долгосрочные цели, а это испытание. Кроме того, наши детки непредсказуемы, и сотрудник
должен уметь быстро реагировать в любой острой ситуации, а это дано не всем».
Уже более года преобладающее большинство
педагогов Центра – молодёжь с новыми, нестандартными и зачастую результативными
взглядами. Свежая струя, как говорит их опытный директор. Хочется, чтоб
остались подольше. Но работа реально сложная и психологически, и физически, и,
вместе с тем, требования остаются требованиями. Притом не столько от
министерства, сколь, прежде всего, от родителей, потому что мама есть мама и
хочет видеть быстрый результат развития своего ребёнка.
ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА!
Кстати говоря, к штатному психологу может
обратиться и любой сотрудник Центра, и родитель, если имеет такое желание. И
это добрая практика! Все мы знаем, как полезно разгрузиться после стресса и
напряжения. Жаль, что до сих пор в понятии большинства из нас психолог так и
остаётся психиатром, и первым часто всплывает вопрос: «Зачем? Я не псих!». «Не
могу махнуть рукой на чьё-либо недовольство, – отмечает директор. – Иду к
человеку, и мы вместе пытаемся решить, что делать. Да, ранее были работники,
которым было некомфортно, и они ушли. Сегодня ощущаю, что в коллективе
спокойно».
Спокойствие и равновесие родителей – тоже
немаловажный, если не сказать один из первостепенных факторов как для положительной
динамики чад, так и для возможности полноценной отдачи педагогов Центра. Все
они идут в одной плотной упряжке. И каждой стороне от другой нужны терпение,
взаимопонимание и полное взаимодействие. Иначе дело – табак! Всегда стоит
помнить о том, что особенные детки – самые чувствительные, и потому те, кто
занимается их развитием в течение дня, должны быть максимально спокойны и
собраны. А это зависит порой и от самых близких людей их подопечных – от их
родителей.
«Нам всем нужно много терпения, сил и,
главное, веры, – говорит Светлана Григорьевна. – Если в какой-то момент
перестать верить в результат, то ничего не получится». И тут же вспомнили
сложного мальчика с аутизмом, который общими с мамой и врачом стараниями не
только к пяти годам заговорил, но поступил в общеобразовательную школу и в
учёбе делает успехи. Подобных примеров немало. Именно они, как маяки,
расставлены на трудном пути педагогов и родителей, чтоб им не сбиться с пути,
не сломиться, не ослабеть…
СУХИЕ ФАКТЫ
С 3-х лет до 18-ти в Центр принимаются те
дети, кто в основном себя может обслуживать, но при помощи взрослого, –
тотальный уход им не требуется. В прошлом году было 46 подопечных, в этом – 34.
Работают 5 групп по 6-7 детей, если придут ещё, то уплотнят. Группы комплектуют
таким образом, чтоб было комфортно и детям, и воспитателям. В реабилитационном
комплексе 38 сотрудников, включая медицинский персонал. Два педагога в
декретном отпуске, пять студентов-заочников, регулярно отлучающихся на сессии.
Есть вакантные места.
«Режимные моменты (питание, прогулка, туалет,
сон – авт.) у нас как в обычном детском саду, – объясняет замдиректора. – И
дети достаточно быстро привыкают к ним, вплоть до того, что знают, когда за
ними приедут, и в ожидании выглядывают в окно».
Занятия с психологом, дефектологом,
музыкальные, ЛФК проводятся в зависимости от возможностей каждого – групповые
или индивидуальные. После поступления в Центр от двух недель до месяца ребёнок
находится под пристальным наблюдением персонала: для адаптации, определения характера,
степени контактности, потребности в помощи и многих других аспектов. К примеру,
если он неусидчив или гиперактивен, что бывает нередко, то приоритетной формой
занятий будут индивидуальные. Если общителен и малоподвижен – те и другие.
Для постоянных воспитанников в пределах нашего
района курсирует безвозмездный спецавтобус. С 7:00 утра и до половины восьмого
совершается первый заезд – всегда под бдительным оком Анжелики Станкевич дети
прибывают в Центр. С 7:30 до восьми – второй заезд. По желанию родители
привозят чадо самостоятельно.
САМЫЕ-САМЫЕ!
Мы со Светланой Григорьевной медленно шли по
современным коридорам Центра и, не входя, чтоб не мешать, поглядывали сквозь
оконные вставки в кабинеты для различных занятий. Дверь в музыкальный зал,
дополнительно оборудованный экраном для просмотра развивающих детских программ,
распахнулась, и оттуда с озорной улыбкой выбежал Тёма. Бдительная рука
воспитателя аккуратно перехватила мальчугана, и тот, довольный от затеянной
вокруг него возни, засмеялся в голос, а мы – вслед за ним.
Дальше – классы для обучения школьников. Дети
с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые физически не могут посещать
образовательные учреждения, ежедневно занимаются в Центре с учителями наших
школ по индивидуальной программе. Такое обучение называется «домашним», потому
что обычно происходит на дому. «Так как дети в дневное время находятся в
Центре, мы оборудовали три помещения под классы, в которых и проходят уроки, –
директор Центра с удовольствием и гордостью глянула на учителя и ученицу в
одном из классов. – У нас сейчас шестеро учеников, которые занимаются с
педагогами из коррекционной школы».
Кстати говоря, в этом году пятеро детишек
отправились в первый класс 4-й, 5-й и Дзержинской общеобразовательных школ.
Анна Андреевна Кожухарь, социальный педагог,
занимается съёмкой и монтажом всего самого интересного и полезного. Надо
сказать, что её душа ощущается в абсолютно каждом видеоролике! Их можно увидеть
во всех соцсетях. А неизменный сценарист, конечно же, директор. «У нас очень
красивые дети, – улыбается Светлана Григорьевна, глядя на копошащуюся вокруг
воспитателя детвору. – И не только потому, что наши. Они, правда,
самые-самые!».
СКВОЗЬ ОКОННОЕ СТЕКЛО
Особый интерес вызвал кабинет, где совсем
недавно дети с помощью педагогов и гостей высадили в стаканчики 250 черенков
голубой ели, ёлочки, туи, кипариса и можжевельника! Это первый всеобщий опыт.
Теперь взрослые ежедневно с утра поливают растения по специальной схеме, а
детки после обеда накрывают их крышечками. Любая работа пальчиками – развитие
мелкой моторики, неотрывно связанной с речевыми центрами мозга. Так что чем
чаще ребёнок творит своими руками, тем лучшего результата можно ожидать.
А рядом – импровизированная кухня. Здесь
ребята-малышата увлечённо готовят пиццу, бутерброды, печенье, которые потом
сами и съедают. Педагоги говорят, что столовский винегрет дети не почитают, а
сделанный самими уплетают за обе щёки. Свой однозначно вкуснее!
Особо любимое детьми место – меню на день
возле столовой. Каждое утро начинается с прочтения воспитателем (по их
настоятельному требованию – авт.) всех блюд со всевозможными комментариями и
предпочтениями.
Не могу не отметить, что утром того дня, когда
шла в Центр реабилитации, впервые за несколько пасмурных недель небо прояснилось
и несколько часов кряду сияло яркое солнце! Вероятно, это был добрый знак,
придавший всем нам позитивного рабочего настроя. А все помещения, независимо от
места расположения, были удивительно светлыми. И как такое может быть – вопреки
законам физики?
ОЩУТИТЬ СЕБЯ ЗДЕСЬ
Радостные игровые, уютные спаленки,
просторные, оборудованные всем необходимым кабинеты для занятий с психологом и
дефектологом, любимая детьми сенсорная комната с батутом, который прекрасно
работает и мотивацией для занятий. Особое место в здании занимает медицинский
блок. Это бассейн, лечебные ванны, кабинеты массажа, физиотерапии с парафином и
электросном, где кроме всего детки пьют чай после ванны, сушат волосы. Надо
сказать, что приём ванны любят не все, ведь он сопряжён с шумом и вибрацией.
Одна из гордостей и полезностей Центра
реабилитации – соляная комната с распылителем мелкодисперсной морской соли –
для укрепления иммунитета в холодное время, лечения аллергических и простудных
проявлений дыхательных путей, подаренная президентом Красносельским, говорит
директор Центра: «Спасибо Вадиму Николаевичу: всё, что мы продумывали и
планировали, у нас есть».
Тренажёрные залы помимо самой современной
техники пополняются и необычными инновациями, которые педагоги Центра
приобретают для своих воспитанников по рекомендациям психиатра и положительному
опыту коллег других реабилитационных учреждений. Одной из последних покупок
стало одеяло с утяжелителем для деток-аутистов. Дело в том, что некоторые из
них не ощущают своего тела в пространстве, они в своём понимании находятся как
бы в невесомости и очень беспокоятся из-за этого, могут даже кусать сами себя,
чтоб почувствовать его.
В такой ситуации следует нежно принакрыть
ребёнка одеялом, чтобы он почувствовал своё тело. А недавно был случай, когда
малыш при первом прикосновении одеяла к себе испуганно отстранился, но спустя
несколько минут сам же под него влез и некоторое время лежал там в тишине.
Теперь он это делает часто. (Кстати, а помните, раньше под тяжёлым ватным
одеялом засыпалось быстрее, чем под нынешним лёгким синтепоновым? – авт.) Но
это абсолютно не закономерность! Есть дети-аутисты, которые категорически не
выносят прикосновений.
ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ МЕЧТУ!
Мои собеседники отмечают, что все сотрудники
Центра очень любят методические объединения. Почему? Ответ настолько прост,
насколько стороннему человеку непонятен. Оказалось, потому что собираются люди,
которые говорят на одном языке! Только с ними можно обсудить проблемы, о
которых «на людях» не заикнёшься. Не потому что это склоки или нечто подобное,
нет. Это касается их подопечных, а значит, тема сугубо внутренняя, не для чужих
ушей…
«У нас нет чётко прописанных рекомендаций.
Приходится изыскивать систему помощи самим и для каждого ребёнка индивидуально,
потому что кому-то подходит, а кому-то нет». Сегодня Светлана Григорьевна
Завтур работает над справочником, который будет регламентировать деятельность
центров реабилитации по всем основным направлениям. Руководство основано на
многолетнем опыте нашего Центра социально-психологической реабилитации детей с
особыми потребностями жизнедеятельности и выйдет в свет в 2023 году.
В настоящее время Центр реабилитации реализует
проект обучения педагогов работе с детьми с аутизмом и синдромом двигательной
гиперактивности, который пользуется большим спросом. По многим основаниям
проект требует расширения, уверена Светлана Григорьевна: «Мой следующий план –
открыть центр по обучению специалистов именно нашей коррекционной
направленности, а при нём – курсы повышения квалификации. Думаю, что свои мечты
нужно обязательно озвучивать, и тогда они сбываются быстрей!».
КАК ДОРОГО ТВОЁ МГНОВЕНЬЕ, ЖИЗНЬ…
В Центре все и всегда нацелены на различные
мероприятия: вместе с родителями, детьми и воспитанниками детских садов.
Считают, что нужно чаще менять обстановку и видеть ещё что-то кроме болезни.
Сейчас вовсю готовятся к новогоднему утреннику. В программе будут танцы. Да-да,
именно танцы! Так сложилось, что детки в этом году подобрались малоговорящие, и
потому педагоги решили задействовать их физические возможности. «Это очень
здорово, – говорит директор. – Движения – это логоритмика, она напрямую связана
с речью. Если детки научатся принимать правила танца, значит, смогут научиться
регулировать и более глубокие психологические и речевые процессы. А увидеть,
как танцует твой ребёнок, – это такая гордость для каждой мамы!».
И вальс особенных снеговичков и снежинок
обязательно будет. И эти мгновенья невесомым хороводом закружат над теми, кому
так нужна теплота! Наш «мир людей» очень многогранен. Он наполнен всеми нами, и
все мы его знаем и чувствуем по-своему. Внутри каждого тела обязательно живёт
Душа, которая хочет радоваться своей жизни на Земле в той форме, что ей дана.
Это она освещает путь в кромешной темноте и
удерживает на самом краю обрыва. Это она оставляет последний шанс всегда и при
любом раскладе и осушает слезу страждущего. Силу её любви не увидеть глазом. Но
можно почувствовать сердцем. Нужно просто его открыть…