понедельник, 12 сентября 2022 г.

В школу – без стресса

 До сентября ни слова о школе!» – с такой просьбой подошёл ко мне в начале летних каникул мой будущий пятиклассник. Уже тогда я поняла: вернуться к рабочему режиму в начале учебного года будет трудно. С тех пор прошло три интересных, насыщенных, расслабленных летних месяца, которые позволили детям и родителям отдохнуть и набраться сил. Но в эту бочку мёда всё же закралась ложка дёгтя: позабыто, позаброшено – учиться, учиться и ещё раз учиться. 

Проблема детской адаптации после летних каникул не нова, но в последние годы стала ещё более актуальной. А всё потому, что рабочий настрой и дисциплину ребята растеряли не только за эти три месяца, но и в период вынужденного карантина. 

Как помочь ребёнку легко вернуться за школьную парту? Что должно насторожить родителей? Какие «звоночки» сигнализируют о том, что школьнику нужна помощь взрослого? Практические советы родителям дала педагог-психолог ДРСОШ № 4 Татьяна Григоренко. 

– Татьяна Григорьевна, почему у детей возникает школьный стресс после каникул? 

– Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Большая ошибка педагогов и родителей заключается в том, что они считают, что этого периода нет. По их мнению, ребёнок должен проучиться два-три дня и привыкнуть. На деле всё гораздо сложнее. С началом учёбы коренным образом меняется образ жизни ребёнка. Три летних месяца он отдыхал, спал сколько хотел и гулял когда хотел, а теперь ему необходимо подчиняться жёстким требованиям педагога и выполнять домашние задания. Перестроиться к такому режиму непросто даже взрослому, не говоря уже о ребёнке. В результате у школьника могут возникать трудности. У детей старше 10-12 лет они носят психологический характер, а вот младшие школьники могут испытывать и проблемы со здоровьем. 

– Какие симптомы могут служить признаками того, что у ребёнка проблемы в школе, учёбе, что должно насторожить родителей?

– Прежде всего, это жалобы ребёнка. Многие родители просто не обращают на это внимания. А бывает, что усугубляют ситуацию и говорят: «Когда тебе уроки учить или идти в школу, у тебя болит живот, а вот завтра воскресенье – и живот болеть не будет». Но они должны понять, что живот действительно болит из-за сильного напряжения, из-за тревоги или просто ребёнку неуютно, что-то трудно даётся. 

Ещё один признак – страхи самого разного характера. 

Третий признак – близкие слёзы, когда ребёнок без видимой на то причины начинает плакать, особенно если до этого он не был плаксивым. Любые резкие перепады настроения тоже ненормальны. 

Тревожные сигналы

А вот если вы замечаете устойчивое (в течение нескольких месяцев) наличие одного или более следующих признаков, то стоит задуматься о том, чтобы проконсультироваться со специалистом.

Физиологические – слабость, головные боли, нарушение аппетита и сна, боли в животе, тремор, чрезмерная двигательная активность или заторможенность. 

Поведенческие – приступы немотивированной агрессии, апатия, нехарактерная зажатость, ярко выраженное непринятие школьных правил (для начальной школы), регулярные трудноразрешимые конфликты со сверстниками и учителями, причинение физического вреда себе или окружающим. 

Эмоциональные – подавленное настроение, устойчивое негативное отношение к школе, повышенная эмоциональная возбудимость, несвойственная темпераменту ребёнка.

Познавательные – ребёнок систематически не справляется со школьной программой, что подтверждается разными педагогами школы.

Отсутствие должной помощи в период адаптации может привести к развитию невротических реакций и расстройств.

– Что нужно делать, чтобы школьные дни не стали болезненными, не отбили у ребёнка желание участвовать в учебном процессе и ходить в школу?

– Готовиться к школе заранее, чтобы процесс адаптации был плавным. Разделим наши рекомендации:

1. Перестройте график сна. Но не стоит делать это резко. Начинайте каждый день будить и отправлять ребёнка спать на 15-20 минут раньше. Возможно, для этого придётся настоять на том, что фильм, который заканчивается в 23.30, ребёнок смотреть не будет. Предложите интересную замену, например, перед сном поиграйте в такую игру: надо взять любую мягкую игрушку и передавать её друг другу со словами: «Мне нравится, что ты…»; за один раз можно заканчивать фразу только одной мыслью, например: «Мне нравится, что ты хорошо рисуешь». На следующий день можете сыграть в «Я хочу, чтобы ты…». Вчера вы подготовили почву, здорово похвалив друг друга, и теперь можете пожелать, что бы вы оба хотели. Думаю, что ваш ребёнок нисколько не пожалеет о пропущенном фильме и ещё долго будет вспоминать, как вы играли.

2. Следите за продолжительностью сна. К 6 годам большинство детей уже не спят днём, а ночной сон у них по-прежнему равен 11 часам. Десятилетний ребёнок спит в среднем 10 часов, а подростки 15-19 лет по 7,5-8,5 часов.

3. Проверьте у детей зрение перед началом нового учебного года.

4. Организуйте повседневные обязанности школьника – вынести мусор, подмести пол, выгулять собаку и т.д. При этом важно не забывать про похвалу. Дайте понять ребёнку, что его помощь в семье ценят.

5. Составьте распорядок дня школьника вместе с ребёнком, учитывая его пожелания. 

6. Следите, чтобы дети гуляли на свежем воздухе. Младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы – 2 часа, а старшеклассникам – 1,5 часа. Без воздуха вообще нельзя говорить о нормальном развитии ребёнка.

7. Кормите ребёнка правильно. Холин и лецитин – защитники и строители нервной системы. Продукты, богатые этими веществами (яйца, печень, рыба, а также молоко), считаются «пищей мозга». Также в ежедневном рационе должен быть такой элемент, как магний. Он содержится в орехах, семечках, какао, гречке. Богаты им также рожь, овёс и зародыши пшеницы, бобовые, включая арахис, печёный картофель, бананы, шпинат и другая зелень.

8. Капризы и протесты на тему «Не хочу идти в школу», «Не буду делать уроки» пресекайте мягко, но настойчиво. Если объяснения не действуют, позвольте школьнику попасть в неловкое положение: пусть опоздает на занятия или пойдёт в школу с невыполненным домашним заданием. Замечание со стороны учителя и всеобщее внимание класса порой действуют лучше родительских увещеваний.

9. Создавайте ситуацию успеха. В первые недели после каникул не требуйте слишком строго хороших оценок. В первую очередь следует интересоваться, что интересного школьник узнал, что ему понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учёбу не как способ получения положительных оценок, а как бесконечный процесс познания. 

10. Ещё один важный пункт – не пугайте ребёнка наказанием учителя, если он не успел прочитать необходимые книги, не выполнил задание на лето. Ведь все упражнения даются учителями лишь в качестве рекомендаций.

11. Даже в самых сплочённых коллективах в первые недели после каникул школьники заново выстраивают межличностные отношения, поэтому очень важно, чтобы ребёнок шёл в школу уверенным, не ущемлённым. Подумайте, будет ли что интересного рассказать Вашему ребёнку или чем-то похвастаться по-доброму?

12. В начале учебного года не стоит загружать ребёнка занятиями в секциях и кружках. Ребёнок должен прийти из школы, пообедать, час-полтора отдохнуть и после этого идти на дополнительные занятия. При этом у него должно оставаться время и на выполнение домашних заданий, причём обязательно делать это днём. Примерно через 2 недели после начала учебного года можно добавить в режим дня ребёнка внешкольные занятия в кружках или секциях.

13. Старайтесь проводить с ребёнком больше времени вечером. Разговаривайте, задавайте вопросы о прошедшем дне. Ребёнок должен чувствовать вашу заинтересованность его жизнью. Если не хотите к подростковому возрасту растерять все хорошие отношения с ребёнком, постепенно приучайте его своими поступками к тому, что вы не только родитель, но и друг. Ведь подростки больше опираются на мнение друзей, чем родителей. Такова уж их психология. 

Наверно, не стоит говорить, как важно, чтобы ребёнок шёл в школу с желанием. Ведь от этого, может быть, самого главного, критерия зависит весь спектр его побед и достижений в школьной жизни. Порой желание, а вернее его отсутствие, может стать даже причиной физического недомогания ребёнка. Чтобы не быть голословной – пример от Татьяны Григоренко. В конце нашей беседы Татьяна Григорьевна рассказала мне реальную историю одной ученицы, у которой от нежелания идти в школу поднималась высокая температура. Как только школьный день подходил к концу – температура падала. И это повторялось многократно. Её проблема была связана с психосоматическим нарушением: организм так реагировал на стресс от посещения школы. Так что не стоит игнорировать и недооценивать период адаптации наших детей к школе после каникул. Задача мам и пап – плавно и позитивно перейти к рабочим будням и создать такие условия, чтобы ребёнок с удовольствием пошёл в школу, подготовленный психологически и физически.

Советы психолога записала Анастасия Лукияненко




Поделиться