Встреча. Всего одна и мимолётная может порой перевернуть всю твою жизнь, направить в нужное направление или разбить её вдребезги. Одно слово, фраза способны перевернуть всё вверх дном. Кого-то вернёт к жизни, а кому- то напомнит, что счастье рядом. Миг этой встречи оставляет «послевкусие», которое помнишь в течение всей жизни.
ТО САМОЕ ОТКРОВЕНИЕ
Солнечные лучи марта ещё робки и несмелы, словно только-только зарождающаяся любовь. Немного волнуюсь, впрочем, так происходит всегда, когда предстоит встреча с очередным героем. Никогда заранее ничего нельзя предугадать и выстроить линию вопросов, гораздо ценней живая неподдельная эмоция человека. А вот добиться её весьма сложно, и хитроумные журналистские трюки бессильны перед настоящей искренностью. И лишь она сможет создать то самое откровение...
Возле культурно-досугового центра «Феникс» вижу силуэт мужчины, мирно говорящего с бездомным псом...
Улыбнувшись, он сказал, что ждал меня. Заварил нам кофе, открыл форточку и, немного смущаясь, сказал, что не привык давать интервью. Кофейный аромат наполнил пространство его маленького кабинета, где повсюду развешаны фотографии ребят и девчонок. Серые глаза с поволокой грусти, бархатистый голос и долгие паузы после каждого моего вопроса превратили нашу беседу в предельно откровенный разговор о превратностях судьбы, поиске себя и любви, которая помогает творить и бороться с унынием.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАЛЕНЬКОГО МИШИ
Михаил Юрьевич Васильков, художественный руководитель театральной студии «Триумф», родился в России, в городе Северодвинске Архангельской области. Закрытый портовый город, где большинство жителей работает на судостроительном заводе атомных подводных лодок для ВМФ. Летом температура не достигает и двадцати градусов, а зимой – ниже минус тридцати. Белое море очаровывает пронзительной красотой, широкие песчаные пляжи и высокие гранитные скалы – словно из сказок, которые так любил читать в детстве маленький Мишка.
Его родители всё время были заняты работой на заводе, и за мальчиком приглядывала няня Марья Васильевна, она же научила его варить манную кашу, борщ, печь блины и мыть посуду. При воспоминаниях о ней лицо моего героя расплывается в улыбке, а в глазах появляется светлая грусть, оттого что в живых нет «бабушки Мани», как он называл её в детстве.
Непоседой и шалуном рос маленький Мишка и однажды довёл маму до истерики своей очередной выходкой. Зима, лютый мороз, Миша с мамой идут в булочную за углом. Ждать маму в очереди мальчишке скучно, поэтому он выходит на ступеньки и любуется свисающими с крыши сосульками, а затем решает попробовать их на вкус. В результате язык прилип, и понадобился срочный вызов скорой помощи. К счастью, всё обошлось, но вскоре – новое приключение.
Перед школой Миша каждый день выгуливал чёрного пуделя Джессику, и как-то раз, проспав, он стремительно выбежал за своей собакой, которая сорвалась с поводка. Хлопнул дверью, а ключи забыл с собой взять. И пришлось идти в школу без портфеля, но зато с любимой собакой. Под заливистый лай Джессики совершенно невозможно было вести уроки, и классный руководитель вызвал родителей мальчишки. Ох, и досталось тогда проказнику, и, вспоминая эти проделки, Михаил хохочет, и я вместе с ним.
ПОДУЛ СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР
Шалуна родители отдали в музыкальную школу обучаться игре на скрипке, но усидчивости и желания у него не оказалось, а вот игра на гитаре увлекала настолько, что спустя время Михаил в Дубоссарах создаст свою рок-группу «Дети Феникса». Но это будет позже, а пока маленький Миша мечтает стать археологом и быть похожим на киногероя из приключенческого фильма «Индиана Джонс».
…То ли подул северный ветер с моря, то ли тучи сгустились, но в жизни моего собеседника произошли перемены. Автомобиль сбил Джессику – она ослепла. А потом последовал развод родителей. Михаил после школы устроился мыть машины на заправке. Мама уволилась с завода и стала торговать на рынке. Одна из судьбоносных встреч моего героя произошла как раз там, где торговал бывший актёр драматического театра Северодвинска Сергей Варнашов. Театр переживал не лучшие времена, и многим актёрам пришлось уволиться и податься в коммерцию. Вдохновенно и с обожанием актёр говорил мальчику о театре и пробудил в нём интерес настолько жгучий, что все выходные Михаил Васильков проводил за просмотром спектаклей. В школе он вдруг стал играть во всех сценках и даже ставить спектакли.
А лето мальчишка проводил в Молдавии, в Кишинёве, где жили его дедушка с бабушкой. После выхода на пенсию капитану второго ранга предложили выбрать любой южный город – им стал Кишинёв.
БЕЛОЕ МОРЕ И СВЕТЛАЯ ГРУСТЬ
После окончания школы Михаил поступил в техникум на судового электромонтажника, так как родители считали, что у молодого человека должна быть серьёзная профессия. А про мечты сына и слышать не хотели. Чтобы унять грусть, после занятий садился он в электричку и ехал к морю, где долго сидел на берегу и грезил о другой жизни. Учёба и профессия были ему чужды, и он всё-таки бросил её и поступил на юридический факультет – снова по настоянию родителей. Через несколько лет он покидает и это учебное заведение.
ШИРОТА ДУШИ ДУБОССАРЦЕВ
После смерти дедушки нужно было вступить в наследство, и Михаил с матерью приезжают в Кишинёв и решают остаться там жить. Но городская суета и придирки соседа-националиста, который часто упрекал их в том, что они незваные гости, вынудили их переехать в город Дубоссары. Приветливость и широта души дубоссарцев приятно удивили семью Васильковых, и они решили остаться тут навсегда.
КИНОФИЛЬМ, КВН И ЛЮБОВЬ ВСЕЙ ЖИЗНИ
Оставила глубокий след в жизни моего героя и встреча с художницей Александрой Степановой, которая проводила в городе рок-фестивали, где стал участвовать и Михаил Васильков со своей рок-группой. В соавторстве с Александрой они сняли короткометражный фильм о поиске себя и любви под названием «Бесконечность».
Потом молодой человек вступил в Фонд молодёжи, который возглавляла журналист Елена Степанова – она во многом стала наставником для Михаила и поверила в его творческий потенциал. Она и предложила участвовать в фестивалях КВН и подала идею снять документальный фильм «Мы в ответе за тех, кого приручили» – о проблеме бездомных животных.
Пока Михаил искал себя в творчестве и раздумывал над тем, чтобы поступить, наконец, в творческий вуз, он зарабатывал на жизнь грузчиком, а затем продавцом аудио-видеодисков на рынке. Чуть позже он всё-таки поступит в институт искусств им. А.Г. Рубинштейна и осуществит свою мечту. А между тем на рынке произошла ещё одна судьбоносная встреча. Кудрявая девушка с редким именем Кира и очаровательной улыбкой часто покупала музыкальные диски финской рок-группы «Расмус», слово за слово – у молодых людей возникло взаимное чувство.
«Сразу почувствовал в Кире родственную душу и понял, что хочу прожить с ней всю свою жизнь. Я благодарен ей за наших детей – Кирилла и Никиту. Она подарила мне свою любовь, которая меня поддерживает и придаёт сил, что бы ни случилось», – отмечает Михаил Васильков.
ТО, ЧТО ИСКАЛ ВСЮ ЖИЗНЬ
Однажды Михаил встречает своего приятеля музыканта Евгения Вишневского, который рассказал ему, что в Дом культуры микрорайона Лунга требуется художественный руководитель. Волнуясь и в то же время чувствуя глубокую убеждённость, что это то, что он искал всю жизнь, мой герой идёт на собеседование, которое успешно проходит.
За несколько лет Михаилом Васильковым были поставлены спектакли с авторскими интерпретациями «Муха-Цокотуха», «Подарок золотой рыбки», «Красная Шапочка», «Маленький принц», «Дети блокадного Ленинграда», «Одиночество». Мальчишки и девчонки вместе со своими родителями ходили по несколько раз на спектакли Михаила Василькова. Но особо восторженно приняли постановки дети дома-интерната села Попенки. Рассказывая о брошенных детях, у моего героя наворачиваются слёзы.
«Я СЛЫШУ ДОЖДЬ»
Спектакли онлайн сейчас не редкость: тонкую игру актёров чувствуешь даже через призму объектива. И именно такие мини-спектакли на протяжении всего прошлого года давала театральная студия «Триумф». Несмотря на то что мир захлестнула эпидемия ковида и все культурные мероприятия были под запретом, у моего героя, как раз напротив, год оказался успешным.
«Мне в руки попал один материал, который пронзил меня глубиной и философией, близкой моей душе. Повесть Дмитрия Астафьева «Я слышу дождь: история любви» настолько ошеломила меня, что я решил поставить по ней спектакль. Для участия в этой работе я пригласил Ольгу Белую, организатора мероприятий и преподавателя по актёрскому мастерству. Она согласилась помочь в этом проекте. И как только работа началась, на почту «Феникса» от российского творческого агентства «Контраст» пришло приглашение на участие в I Международном конкурсе-фестивале творчества и искусств «В ожидании сказки», где принял участие 41 театральный коллектив из стран СНГ. Подумав, мы отправили на фестиваль мини-спектакль «Я слышу дождь: история любви», и в результате – диплом I степени», – рассказывает Михаил Юрьевич.
НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ
– О чём мечтаете? – спросила я моего собеседника, вдруг уловив его грустный взгляд.
– Не хлебом единым жив человек. Да, безусловно, в жизни нужны комфорт и материальное благополучие, но помимо этого как-то в суете будней мы забываем о главном. Что даёт нам силы дышать и жить. Любовь, доброта и теплота сердец – пожалуй, нет ничего дороже на свете! Жаль, что в Дубоссарах нет своего театра, очень жаль. А мечтаю я поставить спектакль по повести Александра Грина «Алые паруса». Ведь всем нам так необходимо чудо, и каждый может подарить его тому, кто в нём нуждается».
…Всё решает послевкусие. Во всём и всегда. После общения, после ссоры, после кофе, после взгляда, после поступка. Это «после» во многом является определяющим...