среда, 9 февраля 2022 г.

О боли, силе воли и памяти

 Время бежит неумолимо, и мы ничего не можем с этим поделать, и всё меньше и меньше среди нас остаётся очевидцев и участников Великой Отечественной войны, тех, кто видел, как всё было на самом деле.

Одна из самых трагичных страниц в истории человечества принадлежит жертвам Холокоста. Когда Адольф Гитлер стал канцлером Германии, он посчитал, что с лица земли нужно стереть «неполноценных недочеловеков», коими он считал славян, евреев и цыган. Официальной политикой стало истребление людей по расовому признаку. Самый сокрушительный удар пришлось испытать на себе евреям. Под маховик смерти попали женщины, старики и даже дети.

О причинах такого масштабного и беспрецедентного уничтожения людей экспертами высказываются разные мнения. Особенно непонятно, почему в этом процессе участвовали миллионы обычных немецких граждан…  Хотя догадаться несложно, какие чудеса творит пропаганда, превратившаяся в оружие массового поражения. И это не фигура речи, а констатация факта, когда мирный сосед вдруг  превращается в злейшего врага.

Количество жертв Холокоста ужасает. Только вдумайтесь: нацисты уничтожили 6 миллионов (!) евреев. Однако в настоящее время многие исследователи утверждают, что на самом деле нацистских лагерей существовало значительно больше, чем принято было считать ранее. Соответственно, и количество жертв гораздо больше.

Сложно осознать геноцид, зародившийся в цивилизованном европейском  государстве, богатом культурными традициями. Более того,  эти чудовищные события происходили на глазах у всего мира. 

Волна зверств времён Второй мировой войны прокатилась и по родным Дубоссарам, где в сентябре 1941 года фашистскими карателями  в течение двух недель было расстреляно предположительно около 19 тысяч человек. Справедливости ради стоит отметить, что в основной своей массе это были мирные жители, и они подверглись убийствам лишь потому, что были  евреями.

О боли, которую пришлось испытать, силе воли, чтобы не превратиться из жертв в палачей, и памяти, которую нужно пронести через века, дабы не забыть, какой ценой досталась победа над мировым злом, мы решили побеседовать с председателем еврейской общины Дубоссар Озиасом Борисовичем Укштейном.



 – Озиас Борисович, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о начале пути становления Дубоссарской еврейской общины.

 – Если говорить об истории существования Дубоссарской еврейской общины, то начать рассказ следует о памятнике, который был установлен на старом еврейском кладбище в 1616 году. Легенда об этом памятнике гласит, что в могиле были похоронены жених и невеста, умершие в день свадьбы. Таким образом, история Дубоссарской еврейской общины насчитывает уже более 400 лет. В царские годы, до Октябрьской революции, Дубоссары были еврейским местечком, входившим в черту оседлости, где по национальному составу еврейское население было самым многочисленным и составляло около 50% всех жителей города. Все жители города жили в мире и согласии, и даже во времена смуты (Кишинёвский погром 1903 года, годы революций и годы гражданской войны прошлого столетия) в Дубоссарах не было зафиксировано ни одного случая вражды на религиозной или национальной почве.  

И только сентябрь 1941 года, когда за несколько дней фашистами было уничтожено полностью всё оставшееся в городе еврейское население, стал самым трагичным и ужасным периодом за всю историю существования общины.  


Мемориал "Жертвам фашизма" в Дубоссарах

Заново возрождение еврейской общины началось уже после распада Советского Союза, а юридически было оформлено в 1995 году. С тех пор Дубоссарская еврейская община активно участвует в жизни города. Общественная организация «Дубоссарская еврейская община» официально зарегистрирована 8 февраля 1995 года. Инициаторами создания общины были наши «старожилы». В их числе хорошо известные многим дубоссарцам люди, они стояли у истоков создания общины: Иосиф Захарович Вакс, Ася Моисеевна Москалева  и другие.

– Сколько людей посещают общину и какого возраста?

 – На момент создания община насчитывала более 400 человек. Сегодня – около 80 человек всех возрастов, от грудных детей до старожилов, которым уже за 90 лет. Большая часть из них непосредственно участвует во всех проводимых общиной мероприятиях. К сожалению, нужно констатировать, что средний возраст членов общины  из года в год увеличивается. Молодёжь уезжает, и основной костяк общины состоит из людей пенсионного возраста.

 – Каковы основные направления работы общины?

 – Приоритетными направлениями деятельности общины являются: возрождение культурных традиций еврейского народа, развитие межнациональных отношений, культурных связей с другими общинами, вне зависимости от национальной принадлежности. Кроме того, важным для нас является оказание благотворительной помощи больным, одиноким, детям и всем нуждающимся лицам. Особо следует отметить, что одно из самых приоритетных направлений общины – увековечивание памяти жертв Холокоста, сохранение исторического наследия, дальнейшая реконструкция мемориального комплекса «Жертвам фашизма» и уход за еврейским кладбищем.

– С кем наиболее тесно сотрудничаете?

– Дубоссарская еврейская община тесно сотрудничает со всеми еврейскими организациями Приднестровья и Молдовы, а также многими международными организациями. Поддерживаем связь с русской, молдавской, украинской и армянской общинами. В прошлом году совместно с Представительством Россотрудничества в РМ за счёт средств гранта Президента Российской Федерации впервые была представлена выставка, посвящённая жертвам Холокоста. В эти дни, также ко всемирному Дню памяти жертв Холокоста, она повторно открыта в городском музее. Наша организация имеет очень тесный контакт с консульством государства Израиль в РМ, были встречи с представителями дипломатических миссий в РМ США, ФРГ, Венгрии и другими. 

– Приходилось ли Вам встречать ксенофобию среди дубоссарцев, и как вообще с этим бороться?

– Если говорить о фактах проявления антисемитизма в нашем городе, то следует однозначно ответить, что ни по отношению к членам общины, ни по отношению к организации в целом на протяжении всего времени существования общины их просто нет. Этот факт можно объяснить как исторически (г. Дубоссары до ВОВ был еврейским местечком, а в дореволюционное время численность еврейского населения превышала 50%), так и отсутствием почвы для возникновения конфликтных отношений между различными национальностями у нас в городе. И следует отдать должное – это заслуга не только городских властей, но и общая политика государства по национальному вопросу. Еврейское население города чувствует себя совершенно спокойно и, в отличие от настроений в Европе, – в полной безопасности. Почвы для развития ксенофобии у нас нет. А если говорить о противодействии этому мракобесию, то с одной стороны – это воспитание детей в духе толерантности, уважения к людям с другой точкой зрения и другими взглядами, к людям другого вероисповедания и национальности. Немаловажное значение имеет и отношение представителей государственных органов власти к такому позорному явлению, как ксенофобия. И могу с уверенностью сказать, что в этом вопросе мы чувствуем полное понимание и поддержку на всех уровнях.

– Какие самые сложные задачи приходится Вам решать?

– Одна из самых сложных и масштабных задач, стоящих перед нами, – это полное завершение реконструкции мемориального комплекса «Жертвам фашизма». Строительство мемориала, который начали возводить практически сразу после окончания Великой Отечественной войны, неоднократно останавливалось на годы из-за отсутствия финансовых средств и на сегодняшний день является одним из самых затяжных долгостроев. Происходит разрушение периметра ограждения мемориального комплекса, и на это больно смотреть. Учитывая масштаб той трагедии, которая произошла в Дубоссарах, я считаю, что те жители нашего города и Республики, которые приняли такую мученическую смерть, заслуживают достойного увековечивания памяти о них. У нас есть уверенность, что долгострой, который продолжается не один десяток лет, наконец-то будет завершён. И замысел нашего известного земляка архитектора Семёна Михайловича Шойхета удастся воплотить в жизнь.

– Несмотря на Холокост, каким образом удалось не ожесточиться и перевернуть страницу истории вашей нации?

 – Холокост – это не только боль и трагедия еврейского народа – это трагедия всего человечества. Это напоминание всем народам планеты, что замалчивать и потворствовать проявлениям национализма и фашизма недопустимо, так как это может привести к непоправимым и ужасающим последствиям. Этот феномен надо изучать, об этом надо говорить, чтобы подобная трагедия никогда не повторилась вновь ни с одним из народов нашей планеты. Некоторые апологеты пытаются переписать историю и говорят о том, что Холокоста не было, что евреи сами виноваты в том, что случилось. Но факты неумолимая вещь. Огромное количество концлагерей, гетто и мест массовых убийств шести миллионов невинно загубленных душ – разве можно об этом забыть? Мне как потомку жертв Холокоста достаточно часто задают вопрос об отношении к немцам как нации. И я отвечаю совершенно искренне, что не испытываю ни малейшего чувства ненависти или неприязни. Немцы признали, осознали и до сих пор искупают свою вину за те страдания, которые они принесли человечеству. Но их дети и потомки не виноваты в злодеяниях, совершённых их предками. Ответственность, безусловно, должна лежать только на лицах, совершивших преступления, но никто не может снять вину и с тех, кто потакал, с безмолвного согласия и бездействия которых совершались все эти злодеяния. Чтобы подобные трагедии всемирного масштаба остались навсегда в прошлом, нужен диалог между народами, межнациональный диалог внутри страны, правильная государственная политика. Эта политика должна быть направлена на толерантное отношение людей к друг к другу, на устранение малейших проявлений нетерпимости между религиозными конфессиями, межнациональной или межрасовой неприязни.


– Как, по Вашему мнению, нужно выстраивать диалог с другими религиями?

– Право человека на выбор вероисповедания и равенство религий перед законом закреплено в ст. 9 и ст. 17 нашей Конституции. И только уважение к этому праву может гарантировать нам мир и согласие. Конфуций учил: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». И это одно из высших правил нравственности. Мне неоднократно приходилось участвовать на форумах, где присутствовали представители различных религиозных конфессий, и я ни разу не слышал споров или разногласий на религиозной почве. Ведь в основе всех признанных мировых религий заложено незыблемое правило – любовь к ближнему, этому и надо следовать.

– Поделитесь, пожалуйста, ближайшими планами.

– На этот счёт есть очень известная цитата, которую когда-то произнёс Вуди Аллен: «Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». А если говорить серьёзно, то, во-первых, – это приложить максимум усилий для завершения реконструкции мемориального комплекса «Жертвам фашизма», а во-вторых – просто жить и по мере возможности делать добро. В этом, по-моему, и заключается один из главных элементов счастья – знать, что есть кто-то, кому ты нужен.

Беседу вела  Яна Сакка



Поделиться