среда, 8 октября 2025 г.

История через сердце учителя

Есть строки, которые остаются в памяти навсегда. Они рождаются не из литературного расчёта, а из боли, сострадания и веры в то, что память должна жить. Таким стало стихотворение «Глубина», посвящённое трагедии подводной лодки «Курск». Его автор – наша землячка, учитель истории и обществознания Дубоссарской гимназии № 1 Наталья Валерьевна Кривошеева. Именно с этим стихотворением она вошла в число финалистов Всероссийского литературного конкурса «Герои Великой Победы-2025».

Для Натальи Валерьевны участие в конкурсе стало не просто творческим шагом. Это своего рода признание её давней жизненной позиции: помнить, рассказывать и не позволять трагическим страницам истории уйти в забвение. 

Наталья Валерьевна уже не раз подтверждала своё мастерство на международном уровне. В 2020 году педагог вошла в число лучших учителей в рамках Международной олимпиады «ПРОФИ-2020» по обществознанию, заняв рейтинговое 15-е место среди 1305 педагогов из России, стран СНГ и Монголии. В 2022 году Наталья Валерьевна вновь заявила о себе, став победителем республиканского конкурса исторических сочинений «Моё советское Приднестровье». В номинации «Взрослые граждане» она представила исследовательскую работу «Карманово: взгляд в советское прошлое», основанную на документальных материалах и воспоминаниях. По итогам конкурса работа была удостоена диплома первой степени, а собранные ею материалы вошли в Архивный фонд Приднестровской Молдавской Республики.

Я знаю Наталью Валерьевну лично: когда-то именно она была моим классным руководителем. И хотя окончили школу мы уже давно, но каждый из нас с благодарностью и теплом вспоминает её заботу и внимание. Теперь, с высоты прожитых лет, понимаем куда яснее: сколько настоящего, доброго и искреннего вложила она в наши сердца, сколько терпения и мудрости подарила нам в те важные годы взросления.

Для нас Наталья Валерьевна всегда была не только учителем истории. Она умела разговаривать с нами по-человечески, находить простые и честные слова, которые оставались в памяти. А её уроки были особенными. Ведь беседуя с нами – взрослеющим поколением, учитель всегда старалась преподнести нам не просто сухие даты и параграфы. Она рассказывала живые истории о людях, их судьбах, о цене памяти и уважения к прошлому.

Мне как журналисту не раз посчастливилось писать о достижениях моего классного руководителя. Последний раз беседа состоялась совсем недавно. В конце лета мы встречались в редакции газеты. Разговор шёл о её новой работе, и я увидела ту же искренность и ту же любовь к делу, что и раньше. Наталья Валерьевна написала эссе «Ты не забыт!», в котором бережно восстановила судьбу своего двоюродного деда, гвардии лейтенанта Ивана Камежука, погибшего в 1943 году при освобождении Белоруссии. Тогда в беседе она призналась, что эта работа стала для неё делом сердца, её личным долгом перед семьёй и памятью, которая объединяет поколения. И слушая её, я снова почувствовала: вот он, настоящий профессионализм, в её словах история становится не страницей в учебнике, а частью нашей жизни.

Наталья Валерьевна Кривошеева


И вот спустя несколько месяцев новый повод для встречи. В канун Дня учителя я задала Наталье Валерьевне вопросы об участии во Всероссийском литературном конкурсе «Герои Великой Победы-2025». Сегодня мы беседуем с Натальей Кривошеевой о её стихотворении «Глубина», об участии в конкурсе и о том, почему она считает своим главным делом сохранять память.

– Как Вы узнали о конкурсе «Герои Великой Победы-2025» и что побудило принять участие?

– 2025 год – это год, когда наш народ и весь цивилизованный мир празднует 80 лет Великой Победы. В канун праздника мне захотелось поучаствовать в каком-либо творческом конкурсе. Я стала искать информацию в интернете и нашла сайт Всероссийского литературного конкурса «Герои Великой Победы», который проводится под патронажем Российского военно-исторического общества. 

– Какие произведения отправили на конкурс, и каковы результаты?

– На конкурс я отправила две работы: стихотворение «Глубина» и эссе «Мы – наследники Победы!». Стихотворение посвящается подводникам, а в эссе я затронула проблему недопустимости пересмотра и искажения истории Великой Отечественной войны. Обе работы сначала прошли в полуфинал, а стихотворение – в финал. 

– Почему Вы выбрали тему именно подводников?

– 12 августа 2000 г. в Баренцевом море во время учений затонула атомная подводная лодка К-141 «Курск», входившая в состав Северного флота. Мы все тогда с волнением следили за ходом спасательной операции, так как была надежда, что часть экипажа ещё жива. Но работы осложнялись штормом и сильным подводным течением. Когда спасателям всё же удалось добраться до подлодки, выяснилось, что 118 человек экипажа погибли, хотя 23 человека смогли перебраться в девятый отсек, где ещё несколько часов ожидали спасения.  

– Что, по-вашему, объединяет подвиги времён Великой Отечественной войны и подвиг героев «Курска»?

– И в годы войны, и в мирное время армия и флот несут службу и стоят на защите Родины. 

– С какими мыслями и эмоциями создавали это стихотворение?

– Стихотворение «Глубина» было написано в 2003 году. Ещё свежи были эмоциональные переживания после этой трагедии. Это моё единственное стихотворение на патриотическую тематику, все остальные – лирические. На историческую же тему предпочитаю писать в прозе. 

– Какие чувства испытали, когда узнали, что стали финалистом такого масштабного проекта?

– Конечно, было волнительное ожидание, наверное, как и у всех конкурсантов. Мы с нетерпением заходили на сайт, смотрели списки, ждали результатов каждого этапа. Всего на конкурс поступило около 14 тысяч работ, допущено организаторами – 10995. 

– На Ваш взгляд, почему важно говорить не только о подвигах времён Великой Отечественной войны, но и о трагических страницах современной истории?

– История творится на наших глазах, всё, что остаётся в прошлом, становится историей. История должна учить людей не повторять каких-либо ошибок в будущем. К сожалению, в жизни всё не так просто, из некоторых ошибок люди не извлекают уроки, повторение может быть гораздо более трагичным, учитывая современную ситуацию и новые способы ведения войн. И, конечно, нужно всегда помнить о подвиге людей, отдавших свои жизни за то, чтобы небо над нашими головами было мирным. 

– Что для Вас значит быть учителем истории и обществознания в нынешнее время?

– В наше время преподавать эти предметы очень непросто: казалось бы, информации очень много, но не вся она является правдой. Особенно это касается новейшей истории: в разных странах появилось много желающих выдать новую трактовку событий, в том числе и пересмотреть историю Великой Отечественной и Второй мировой войн. Поэтому очень важно доносить до ребят истину, пытаюсь научить их уважать и любить историю.

– Что вдохновляет Вас в творчестве?

– Это сложный вопрос. Просто иногда хочется поделиться своими мыслями с другими. 

– Какие чувства испытываете сейчас, после участия в конкурсе и признания на таком уровне?

– Очень рада, что люди, увлечённые историей и литературой, смогут прочитать моё стихотворение. Сейчас издательский дом «НЕ СЕКРЕТНО» готовит  публикацию сборника, куда войдут работы конкурсантов. Это делается за счёт авторов, надеюсь, что сборник преодолеет  трудности пути и дойдёт до меня. 

– Какая реакция на Ваше стихотворение тронула Вас больше всего? Может быть, кто-то поделился личной историей после прочтения?

– Хочется, чтобы «Глубина» затронула сердца наших людей так же, как и моё эссе «Ты не забыт!». 

Анастасия Лукияненко



Поделиться

Наш канал в Telegram