среда, 13 августа 2025 г.

Ты не забыт

От редакции

Великая Отечественная война не заканчивается на страницах учебников. Она продолжается в наших семьях, воспоминаниях, в молчаливых фотографиях и хрупких фронтовых письмах. В каждом доме, в каждой семье, где хранили военные письма и портреты на буфете, живёт история Великой Отечественной. 

Этот год – особенный для всех народов, победивших нацизм. Уже 80 лет прошло с тех пор, как враг был повержен. И 80 лет мы без устали вспоминаем тех, кто за эту победу жизни не пожалел. Судьба каждого погибшего воина – это страница в летописи пути, принёсшего на нашу землю мир и благоденствие, без которой не было бы победного конца. Они не прожили свои жизни, чтобы радовались солнцу мы. И мы не вправе придать забвению их, казалось бы, скромный, но по-настоящему великий подвиг.

Несколько недель назад на страницах гомельской областной газеты «Гомельская праўда» была опубликована статья дубоссарского педагога – учителя истории и обществознания Дубоссарской гимназии №1 Натальи Валерьевны Кривошеевой, посвятившей несколько месяцев восстановлению боевого пути своего двоюродного деда – гвардии лейтенанта Ивана Камежука. Он погиб в 1943 году при освобождении Белоруссии, но оставил после себя добрую память и большой героический путь, который спустя 80 лет вновь стал живым благодаря усилиям потомков.

А началась эта история с проекта-выставки главного хранителя фондов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Татьяны Шода «Победили вместе. Фронтовые письма как послание из прошлого». Об этой выставке к 75-летию Победы писала газета «Гомельская праўда». Наталья Кривошеева наткнулась на портрет своего родственника Ивана Камежука, когда искала информацию о нём в интернете: увидела знакомый портрет, а за ним и отрывки из писем, опубликованных на сайте газеты. Обратилась в редакцию издания, ей дали контакты Татьяны Шода, которая рассказала, что письма музею передала родная сестра Ивана Камежука Катя. Получив копии фронтовых писем, Наталья Валерьевна приняла важное решение – восстановить боевой путь своего героя. Несколько месяцев кропотливой работы вылились в проникновенное эссе, в котором она пишет письмо к нему – герою семьи, не вернувшемуся с войны. Работа была сложная – многие исторические факты приходилось восстанавливать по крупицам, изучая множество материалов о ходе сражений, дислокации войск и условиях службы солдат. Шагая по следам его жизни через архивы, учётные карточки, редкие фотографии и фронтовые письма, Наталья Кривошеева не только воссоздала судьбу солдата. Она словно вернула голос человеку, который с первых дней войны верил в Победу и не боялся умереть за Родину. В своих письмах Иван писал о любви к жизни, к родным, о мечте снова увидеть Крым и рыбачить у знакомых берегов. Строки его писем наполнены нежностью, внутренней силой и несгибаемой верой. «Умереть в битве за Родину, за великого и непобедимого вождя – никто не пожалеет себя», – писал он с фронта. А в далёкой сибирской деревне в это время его мать, сжимая сердце тревогой, писала родным: «Вот говорю сама с собой – где мой милый сыночек, мой родной котик, где он теперь и как он, и что с ним будет?..» Сердцем матери, всей безмерной любовью она верила, что он вернётся… Но судьба распорядилась иначе.

Мы публикуем трогательное эссе Натальи Кривошеевой в нашей газете в знак глубокой благодарности ко всем, кто сражался за наше будущее. И в надежде, что молодое поколение, читая такие строки, почувствует, что история – это то, что живёт рядом, что живёт в нас.

«Здравствуй, дорогой Ванюшка!

Да, именно так, Ванюшка, потому что так тебя называла моя бабушка, твоя сестра Леля. По возрасту ты мне годишься в сыновья, поэтому разреши мне обращаться к тебе именно так. С детства я помню твой портрет, он всегда стоял у бабушки на буфете, тот, где ты в лётной форме со значком парашютиста на груди. Тогда я только знала, что у бабушки был младший брат, который погиб при освобождении Белоруссии и похоронен в братской могиле в деревне Пирки Гомельской области. Мой детский ум не понимал всего, но в памяти запечатлелся рассказ бабушки о том, что тебя смогли узнать по информации, которая хранилась в «патрончике». Это теперь я знаю, что чёрные гранёные капсулы с винтовой крышкой использовались в годы Великой Отечественной войны в Красной Армии для хранения личных данных бойцов и были аналогами современных личных медальонов или жетонов военнослужащего. А потом из этой деревни к бабушке приезжала женщина – председатель сельского совета, я помню только её имя – Анна, а также то, что бабушка с сёстрами ездила в Белоруссию к тебе на могилу. У неё даже хранились фотографии памятника и надгробной плиты, где было твоё имя – лейтенант Камежук И.М. 

Сейчас 2025 год. Год, когда наш народ празднует 80-ю годовщину Великой Победы. Да, вы, солдаты и офицеры той страшной войны, победили! В ночь с 8 на 9 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Вы отдали свои жизни за Победу, с каждым часом и днём приближая её. Уже нет Советского Союза, а вместо него есть пятнадцать самостоятельных государств. И я уже не та маленькая девочка, которой нужно было стать на стул, чтобы дотянуться до твоего портрета. Я выросла и стала учителем истории, в которой главная страница – это Великая Отечественная война. Я считаю, что нет более важной и нужной темы, чем эта, потому что наш народ заплатил за Победу огромную цену – 27 миллионов человеческих жизней, одной из которых является твоя жизнь. 

Год назад я увидела извещение – «похоронку», которое было адресовано твоей маме – Камежук Февронье Даниловне, которая жила в с. Балаганск Иркутской области по улице Набережная, 19. В нём было сказано, что её сын, «гвардии лейтенант Камежук Иван Максимович, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 4.10.1943 г. и похоронен в могиле 2 км северо-восточнее д. Чернево Комаринского района Полесской области». Это было место твоей гибели и первого захоронения. 

И вот на сайте «Память народа» я нахожу данные о тебе, благодаря которым мне удается восстановить твой жизненный путь, начиная с 1939 г. Помогает мне в этом информация из учётно-послужной картотеки офицерского состава, оригинал этого документа находится в Центральном архиве Министерства обороны РФ. Именно из неё я узнаю, что ты в 1934 г. окончил семилетнюю школу в с. Тулун Иркутской области, а 20 ноября 1939 г., находясь в городе Евпатория Крымской АССР, вступил в Красную Армию и 23 ноября уже был направлен в Борисоглебскую авиашколу им. В. Чкалова. И та фотография, которую я помню с детства, была сделана именно там. А потом была ещё одна фотография, сделанная в городе Новохоперске Воронежской области в апреле 1941 г., где ты уже служишь во взводе конных разведчиков. О том, почему ты не связал свою жизнь с авиацией, мы уже не узнаем никогда, но 21 июня 1941 г. ты в звании лейтенанта становишься командиром взвода 217-й стрелковой дивизии, которая формировалась с марта по апрель этого года в Орловском военном округе на базе территориальных стрелковых полков, расположенных в районах городов Борисоглебск, Новохопёрск и Бутурлиновка Воронежской области. В начале Великой Отечественной войны дивизия с 30 июня 1941 г. была передислоцирована в район Брянска, где вошла в состав 28-й армии Группы армий резерва Ставки ГК. 

Своё письмо сестре Кате и её мужу Виктору ты пишешь 29 июня 1941 г. в Сарабуз, ещё не зная, что 24 июня старший сержант, воздушный стрелок-радист 40 авиаполка ВВС Черноморского флота Виктор Новак не вернулся с боевого задания. В этом же письме ты пишешь, что будешь «биться с врагом до последнего дыхания, потому что умереть в битве за Родину, за вождя великого и непобедимого народа товарища Сталина каждый не пожалеет себя».

Я знаю, какими сложными и кровопролитными были первые месяцы войны, 217 стрелковая дивизия была подчинена 50-й армии Брянского фронта, а с 30 сентября её части приняли участие в Орловско-Брянской оборонительной операции, вели тяжёлые бои в окружении. По докладу командующего Брянским фронтом А. И. Ерёменко к 20 октября 1941 г. в район Белева вышли 1600 человек из 217 дивизии. Этим же числом датируется запись в учётно-послужной карточке, мне не удалось разобрать одно слово, но я понимаю, что из окружения тебе тогда выйти не удалось и ты попадаешь в партизанский отряд на территории Орловской области в качестве командира стрелкового взвода. Тебе всё же удалось тогда вырваться из котла, правда, первая военная зима выдалась очень морозной, и вот 25 февраля 1942 г. ты попадаешь в госпиталь легкораненых № 671 с обморожением, который с 24 января этого же года находился в Калуге. После выздоровления в мае тебя направляют командиром стрелкового взвода в 127 полк Муромской запасной бригады, а через год ты попадаешь в резерв Московского военного округа в Муроме. И вот август 43-го… Уже победоносно завершилась Сталинградская битва, победой наших войск заканчивается Курская битва, вы гоните фашистскую нечисть с территории нашей страны. Впереди форсирование Днепра и освобождение Украины и Белоруссии.

И вот я читаю ещё одно твое письмо, которое ты писал своим родным, в нём не указана дата, но ты пишешь, что тебе уже двадцать пять лет и семь месяцев, значит, оно было написано в августе 1943 г., ведь ты родился 29 декабря 1917 г., хотя дата рождения была записана 29 января 1918 г. Ты пишешь, что не изменился, только на висках появилась седина, «жизнь оставляет след». Представляю, сколько тебе пришлось пережить и испытать… Ты уже гвардии лейтенант, вступил в ряды ВКП(б). Ты спрашиваешь про Лёлю и Мишу, моих бабушку и дедушку, свою младшую сестру Веру и её мужа Лёшу. Михаил Говорин всю войну воевал в составе ВВС Черноморского флота авиационным техником, имел тяжёлые ранения и контузию, после победы над Германией участвовал в войне с Японией. Вспоминаешь Кулебаки и дни, проведённые в Крыму, мечтаешь, что приедешь с победой и порыбачишь с Иваном Матвеевичем, как когда-то в Тулуне… Каким теплом и любовью пронизаны твои письма родным, а последние фразы из этого письма: «Всех крепко, крепко целую. Ваш сын и брат Ваня. Как получите это письмо, прошу вас, дайте, пожалуйста, ответ». И адрес – П.П. 19238 А.А. Гвардии лейтенанту Камежуку. Тебе не суждено будут получить ответ на это письмо…

К сожалению, в журнале боевых действий 77 гвардейской Черниговской стрелковой дивизии, который хранится сейчас в Центральном архиве Министерства обороны, отсутствуют записи с 24 сентября по 29 ноября 1943 г., и мне не удалось узнать подробно, что происходило тогда, в конце сентября – начале октября. Но я знаю, что сибирский паренёк из деревни Шаманово Иркутской области отдал свою жизнь за освобождение полесской деревеньки Чернево, где и был похоронен.

В 1949 г. погибших у Чернево перезахоронили в братской могиле советских воинов и партизан в деревне Пирки Брагинского района Гомельской области Белоруссии. Мемориальный комплекс был установлен в 1949 г., а монумент возведён в 1953 г., в 1958 году на могиле был установлен памятник – скульптура воина в жальбе. В итоге работы поисковых отрядов и архивных уточнений на надгробиях дописывались фамилии ранее неизвестных бойцов, а также захоронили останки воинов, обнаруженных в районе населённого пункта. Здесь нашли своё последнее пристанище солдаты и офицеры Красной Армии, погибшие в 1943 г. в боях за освобождение Брагинского района, а также партизаны отряда имени Котюбинского. Так и покоитесь вы рядом: Нуртай Кулушпаев и Егор Леонов, Мамазжан Ошимов и Таджибей Перманов, павшие в один день с тобой, Герои Советского Союза – рядовой Сергей Головащенко и ефрейтор Василий Загайнов.

Жители деревни бережно хранили память о тех, кто отдал жизни за их родное Полесье. Рядом с Пирками был построен городок Солнечный, который должен был стать центром белорусского хозяйства, символом процветания и успеха. Все изменила ночь 26 апреля 1986 г., когда произошёл взрыв на четвёртом реакторе Чернобыльской атомной электростанции. Расстояние от Чернобыльской станции по прямой 27 км. Из деревни Пирки 1236 человек были выселены 5 мая 1986 г., а город Солнечный так и не успели нанести на карты, теперь это города и деревни-призраки, которые находятся на территории Полесского радиационно-экологического заповедника. Смертоносная радиация после аварии сделала красивый и счастливый край зоной отчуждения, а в некоторых местах до сих пор дозиметры разрываются звуковыми сигналами. Опустевшие дома и школы, брошенные кое-где детские игрушки… И буйная растительность, полностью захватившая места, где когда-то жили люди. 

Но вы не преданы забвению, постепенно в зоны отчуждения возвращается человек, правда, в качестве гостя или наблюдателя. За братской могилой и памятником в Пирках следят сотрудники заповедника, ежегодно обновляя и подкрашивая, всего на его территории расположено 89 кладбищ, 53 памятника, плит, мемориалов, стел и обелисков. Спасибо вам, белорусские братья, что помните о тех, кто принёс вам мир ценой собственных жизней. Верю, что ваш народ никогда не займётся пересмотром истории.

В канун празднования юбилея Великой Победы я нашла в Интернете твоё фото, то самое, из детских воспоминаний, и статью Татьяны Шода «Что писали советские солдаты в 1941-м своим родным с разных фронтов Великой Отечественной?», а в ней – отрывок из твоего письма. В 2020 г. главным хранителей фондов Гомельского дворцово-паркового ансамбля Татьяной Шода был создан проект «Победили вместе. Фронтовые письма как послания из прошлого». Через сайт газеты «Гомельская правда» мне удалось связаться с Татьяной Алексеевной, которая рассказала, что твои письма и фотографии в музей передала сестра Катя в 1982 г. Так, спустя восемь десятилетий благодаря Татьяне Алексеевне я смогла прочитать твои письма, после чего у меня и появилось желание узнать больше о твоей жизни. Сделать это было очень нелегко, некоторые слова приходилось восстанавливать по буквам, искать и сопоставлять информацию. Но я справилась, и за это время ты стал мне очень близким человеком. Это письмо я отправлю в Гомельский музей, а также в Ростов – той самой «крошке Людочке», о которой ты спрашивал у её мамы Кати.

Дагестанский поэт Расул Гамзатов писал, что «…солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю эту полегли когда-то, а превратились в белых журавлей».  Так знай же, дорогой Ванюшка, полесский журавлик, что ты не забыт! Память о вашем великом подвиге будет вечно храниться в сердцах и умах людей». 

Послесловие

Представленная вашему вниманию публикация, дорогие читатели, на наш взгляд, живая нить, которая соединяет прошлое и настоящее. И сегодня, когда истина нередко подменяется вымыслом, особенно важно возвращаться к своим истокам, к настоящей истории, туда, где каждая судьба становится частью великой судьбы сильного и смелого народа, заплатившего за Победу страшную цену. Мы с глубокой благодарностью склоняем головы перед теми, кто не вернулся с той страшной войны. И благодарим тех, кто спустя десятилетия поднимает из пыли архивов имена, биографии, судьбы. Благодаря таким людям, как Наталья Кривошеева, мы чувствуем себя частью большой семьи. Как Иван Камежук своей жизнью и смертью связал Белоруссию, Россию и Приднестровье, так и его потомки связывают поколения, страны и сердца в единое пространство памяти.

Пока мы помним – они живы!



Поделиться

Наш канал в Telegram