вторник, 22 апреля 2025 г.

По стопам великого поэта

«Любите ли вы сказки, как люблю их я?» – перефразируя высказывание великого Белинского, обращусь к вам с вопросом, дорогие читатели. У каждого, конечно, есть свой ответ, но мне ещё не приходилось встречать человека, который не погружался бы в детстве в удивительный чудесный мир волшебства. Вера в чудо, которому учат нас сказки, наверно, самое ценное и ускользающее чувство, которое не каждый взрослый способен пронести через всю жизнь. Именно поэтому мы так любим читать сказки нашим детям, внукам, а порой и для себя, напитываясь их добротой, справедливостью и мудростью. А ещё сказки – простор опыта и жизненных уроков, собранных многими поколениями наших предков. Все же помнят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Свои сказочники есть и в нашем маленьком Приднестровье. Совсем недавно свет увидел сборник сказок, авторы которых живут в Тирасполе, Рыбнице и Дубоссарах. К выходу нового сборника приурочили поездку в места, где жил один из самых великих мастеров поэтического слова всех времён и народов Александр Сергеевич Пушкин. Сказочниц Приднестровья на экскурсию в музей-усадьбу села Долна, где два месяца у друга гостил Александр Пушкин, отбывая свою ссылку в Бессарабии, пригласила член Союза писателей Приднестровья Елена Степанова. О том, какой след в Молдавии оставил непревзойдённый Пушкин и какое место заняли эти места в его сердце и творчестве, я и хочу рассказать сегодня. Поскольку, говоря языком сказочников, и я там был, и с вами поделюсь.

Бывали ли вы в местах, где история будто замирает, бережно храня прикосновение великого? Именно это чувство возникает, как только въезжаешь в село. Просторы полей, благоговейная тишина и маячащие впереди макушки вековых деревьев, сразу отбрасывают фантазию зрителя на несколько столетий назад: в те времена, когда по этой земле ступала нога самого Пушкина. Здесь, в живописной усадьбе своего друга Замфира Ралли, среди густых молдавских Кодр, провёл почти два летних месяца 1821 года Александр Сергеевич Пушкин. И именно сюда мы отправились, чтобы пройтись по стопам поэта, вдохнуть тот же воздух и услышать те же истории, которые ещё шепчут стены старого дома.

Историческая справка: Поместье Ралли, принадлежавшее в первой половине XX века Замфиру Арборе-Ралли, было после присоединения Бессарабии к СССР национализировано и открыто для посещений в день рождения Пушкина, 6 июня 1949 года. С 1964 года стало филиалом дома-музея А.С. Пушкина в Кишинёве. После распада СССР усадьба была закрыта на реконструкцию и фактически заброшена. В 2002 году поместье было капитально отремонтировано. Выставка, открытая сейчас в усадьбе семейства Ралли, составлена из фондов коллекций дома-музея Пушкина. Экспонаты собирались музеем на протяжении более чем полувека. Это подлинные материалы XVIII, XIX и XX веков. Большой вклад в современное развитие музея сделал российский Дом-музей Пушкина.

Сегодня в бывшей усадьбе помещика Ралли расположен музей, бережно хранящий память о великом госте. Как рассказывают хранители усадьбы – работники музея, сам дом, построенный в начале XIX века, почти не изменился, чего нельзя сказать о предметах мебели. Экспонаты, к сожалению, не из этого дома: многое было утрачено после войны и в советское время, когда усадьбу превращали то в конюшню, то в зернохранилище. Но сама атмосфера сохранена с трепетной точностью. Реставрации 1964 и 1973 годов вернули дому его величие, а помощь Пушкинских музеев Ленинграда и Кишинёва наполнила его жизнью. 

В доме 15 комнат, восемь из которых отведены под экспозиции. Остальные занимают служебные помещения. Особенно впечатляет гостиная, национальная комната молдаван – Каса Маре. Именно здесь проходили балы и музыкальные вечера, на которых Пушкин, вероятно, тоже наслаждался искусством и обществом.

Над венским роялем 1808 года – портрет Шопена, рядом – молдавская икона с национальным полотенцем, далее портрет Анджелики Каталани (итальянской оперной певицы 19 века), гобелен с Екатериной II, дубовые столы, кресла и диваны, и место, где когда-то был камин…

Мы переходим из одной комнаты в другую, напитываясь эпохой великого поэта. Проходим диванную и восточную комнаты, столовую и библиотеку. Каждая из них – со своей историей, с ароматом прошлых времён. В турецкой комнате, например, на тахте с длинным чубуком (османская курительная трубка) в руке среди благовоний отдыхали мужчины, ведя разговоры о поэзии и политике. Женщинам туда вход был воспрещён. Говорят, Пушкин очень любил такие комнаты. Он даже написал маленькое стихотворение, вдохновлённое восточной эстетикой. Но ещё в музее узнаёшь, как хорошо рисовал поэт. Он оставил более трёхсот зарисовок людей, с которыми встретился в Молдавии. А в стенах музея бережно хранят копии его автопортретов, набросанных на листе вместе со стихами. Экскурсовод отмечает, что рисовал Александр Сергеевич исключительно по памяти, порой даже через несколько месяцев после того, как увидел человека. И да, как говорят многие пушкиноведы, если бы он не стал поэтом, то непременно был бы отличным художником. 

Особое место в музее отведено семье Ралли. Иван Ралли – сын хозяина поместья был ровесником поэта и его близким другом. Он был начитан, знал Байрона, путешествовал, и именно он пригласил Пушкина в Долну. После смерти поэта Иван построил в селе каменную церковь в его память, где и был похоронен сам. Церковь есть и сегодня, а купола её, кстати, хорошо видны при въезде в село.

Семейство Ралли исчезло с исторической сцены в начале XX века. Потомки Замфира Ралли оказались не так бережливы, как их дед. Внуки Ралли проиграли всё нажитое в карточных играх. Но память о них осталась – в документах, портретах, в атмосфере дома. Мы видим автопортреты дочерей Ралли, французскую мебель, банкетки, альбомы для портретов, семейные реликвии.

Завершаем экскурсию в этнографическом зале, где собраны предметы быта крестьян и бояр, старинная посуда, самовары, утюги, музыкальные инструменты. Здесь же бюст и портреты поэта: на одной из картин – Пушкин слушает дойну, молдавскую пастушью мелодию. Всё это – отражение единства великого Пушкина с голосом молдавской земли, где провёл незабываемое лето поэт. Отдельной страницей в жизни Пушкина была встреча с молдавскими цыганами. Как говорят, именно здесь, в Долне, он встретил и полюбил красавицу Земфиру и даже ушёл с табором на несколько недель в Кодры. Вдохновлённый этими событиями в своей жизни он и написал свою поэму «Цыганы». В Кодрах и сегодня рядом с Долной есть «Источник Земфиры» и «Поляна Земфиры».

Выходя из усадьбы, невольно оглядываюсь: в доме снова тихо, как, наверное, было в те вечера, когда Пушкин задумчиво смотрел в окно, вдыхая ароматы леса и размышляя о поэзии. И в этой тишине приходит мысль: село Долна не просто место на карте – это живое свидетельство того, как гений находит вдохновение в самых неожиданных уголках мира.

Ещё несколько интересных фактов. Вокруг усадьбы расстилается парк, где установлен памятник поэту работы известного советского скульптора Олега Комова. Его статуя Пушкина вышла настолько удачной, что её решили даже повторить. Точная копия молдавского памятника находится в мадридском парке Фуэнте дель Берро. 

Кроме того, здесь до сих пор растёт куст кизила, который, по преданию, существовал ещё во времена пребывания Пушкина в этом доме. Ходит легенда, что сам Александр Сергеевич мог прикасаться к этому кусту, и сегодня он считается живым свидетелем истории, придавая усадьбе особую атмосферу.

В завершение чудесной экскурсии мы сидели в уютной беседке на территории усадьбы, из которой открываются живописные виды села, и читали стихи Александра Сергеевича Пушкина, вдохновляясь его непревзойдённым слогом и бескрайней свободой мысли. 

А я от всей души желаю вам, дорогие читатели, найти время и посетить это чудное место, где однажды жил и творил великий поэт.

Анастасия Лукияненко



Поделиться

Наш канал в Telegram