среда, 25 декабря 2024 г.

«Я здесь родился, здесь вырос…»

Больше тридцати лет прошло с тех пор. Сейчас они убелённые сединой мужчины. А будто вчера были чернобровыми мальчишками с густой копной волос. Отчаянно смелыми. Они, не задумываясь, шли в атаку и делали это лихо и с куражом.

«Время – оно не лечит. Оно не заштопывает раны, оно просто закрывает их сверху марлевой повязкой новых впечатлений, новых ощущений, жизненного опыта. И иногда, зацепившись за что-то, эта повязка слетает, и свежий воздух попадает в рану, даря ей новую боль… Время – плохой доктор. Заставляет забыть о боли старых ран, нанося всё новые и новые…

Так и ползём по жизни, как её израненные солдаты. И с каждым годом на душе всё растёт и растёт количество плохо наложенных повязок», – это отрывок из романа Эриха Ремарка, ярого противника любой войны.

…В маленьком зале общественной организации «Союз ветеранов Республиканской гвардии» сегодня тесно. Пришли боевые товарищи – и по душам поговорить, и друзей помянуть. Но сегодня особенный повод – вручение медалей «30 лет Республиканскому Союзу защитников ПМР».

Леонид Борисович Логунов

ЭТО – МОЯ РОДИНА

Человеческие судьбы так похожи и не похожи друг на друга. Переплетаясь невидимыми нитями, они складываются в непрерывное полотно, накрученное на барабан истории. Где вместе проходим взлёты и падения, победы и поражения, триумфы и трагедии.

А тем временем жизнь проходит… У одних она состоит сплошь из белых полос, другим достались чёрные ступени. А у кого-то, как в песне Эдит Пиаф, «la vie en rose» – жизнь в розовом цвете.  

Опираясь на костыль, пришёл увидеть боевых друзей и Леонид Борисович Логунов. Он, как и большинство людей, прошедших войну, говорит о том времени неохотно. 

– Леонид Борисович, если вернуть время назад, что бы вы изменили?

– Ничего. А зачем? Я прожил свою жизнь как сумел и ни о чём не жалею. Я здесь родился, я здесь вырос. Это моя Родина, потому и пошёл добровольцем её защищать. 

В 1992 году Леонид Логунов воевал на позициях у Полтавского направления, затем стал комендантом Дубоссарской ГЭС. Хотя до тех пор в его жизни разворачивались весьма драматические события, которые и определили дальнейший ход его жизни. И вот как мой герой вспоминает о том времени: «Начну с самого начала. Второе ноября 1990 года. Я тогда работал на автобусе и должен был сделать в Ново-Комиссаровку четыре рейса. А сделал только три. Почему три? В Криулянах меня арестовали. Пинали… Думаю, я сейчас бы вам не давал интервью, если бы не счастливый случай. Освободил меня полковник Бешляга, на его машине проехали к мосту. Я думал, что он со мной пойдёт, но он остался. Спасибо ему за напутствие, возможно, меня бы в живых не было. Он сказал, чтобы по мосту я не бежал: в спину полицаи могут стрелять. Не скажу, что я боялся, но холод по спине пробежал, когда по мосту шёл. Супруга не спала всю ночь, когда я пропал. Как вернулся, искупался и сразу пошёл на «круг» – свой дом защищать».

Стоит отметить, что мой собеседник принимал участие в забастовке на «кругу» все двадцать восемь дней.

Я ЧЕЛОВЕК ВОЕННЫЙ

В мирной жизни Леонид Борисович работал водителем на автобазе № 18, исколесил всю Молдавию. Но война всё перечеркнула. После пошёл учеником токаря на механзавод, а когда завод встал, пришлось пойти в дальнобой… 

Спустя время работал в Дубоссарах водителем на городской маршрутке.

– Всё-таки ГЭС стратегически важный объект, и, наверное, непросто было её защищать?

– Конечно, тревога была постоянная. Там я был до самого конца, сначала старшим поста на воротах, а потом, когда погиб Сергей Гавриш, меня поставили комендантом плотины. Серёга был нашим легендарным командиром разведроты. Записался он в ряды гвардии с первых дней войны. Пригодился его опыт службы в Афганистане, жаль, что пуля снайперская его настигла… Были обстрелы плотины минами. Переживал, конечно, чтобы не рвануло. Бойцам нашим не разрешал стрелять ответным огнём, – вспоминает гвардеец.

– А страшно было? 

– Я человек военный и к тому времени отслужил десять лет в Советской армии. Пять лет в Германии в ракетных войсках и три года в Забайкалье. Был, правда, один момент, от которого сердце усиленно колотилось. Мы с ребятами были в парке Энергетиков, там, где раньше было «чёртово колесо», и вдруг я увидел, как со стороны села Устье движется колонна из двадцати восьми машин. Куда деваться? «Примем бой здесь», – решил я. Опасения оказались напрасными: боя так и не было в тот день, – рассказывает Леонид Логунов. 

Больше пятидесяти лет Леонид Борисович в браке с Ниной Григорьевной. С тех самых пор, как впервые её увидел. Познакомились они во время его отпуска, вскоре поженились, и он увёз её в Севастополь. В Дубоссары они приехали в начале 70-х.

Так сложилось, что Бог не дал им возможности познать родительского счастья, хотя они всю жизнь мечтали о детях. Его любимая «Ниночка» сейчас прикована к постели и полностью ослепла. Всю заботу о ней взял на себя Леонид Борисович. Рассказывает, что купил ей недавно новый телевизор, чтобы не так тоскливо на свете жилось.

О войне и любви писала Яна Сакка



Поделиться

Наш канал в Telegram