Я как мама часто задумываюсь: правильно ли мы воспитываем наших детей и какими людьми они станут, когда вырастут? На этот вопрос никто не сможет дать точного ответа. Сегодня мы – родители детей, родившихся с начала 2010-х годов до середины 2020-х, – поколения альфа – воспитываем своих чад совсем иначе, по сравнению с тем, как это делали наши родители. И это правильно: другие дети – другой подход. Но мы, как и любые родители, в этом отношении первопроходцы и, как говорил великий русский классик Фёдор Тютчев, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся».
А о том, в правильном ли направлении идём, можно узнать, лишь собирая информацию по крупицам из поступков и суждений подрастающего человечка. Заглянуть в мысли подростка, если честно, не так уж и просто. Не каждый станет открывать перед взрослыми свою душу. Для нас – родителей подростки вообще загадка. Они смотрят странные видео, играют в странные игры, говорят на странном языке. Но при всём при этом они остаются нашими детьми и мы верим, что из них вырастут достойные люди.
И, несмотря на то что вокруг них так много для нас непонятного, – они плод нашего воспитания, поэтому и мысли их всё же посеяны нами. В этом мы можем убедиться, применив маленькие хитрости. Так, на днях ко мне пришёл старший сын с просьбой о помощи. Ему нужно было представить себе, что он пришёл в библиотеку ночью, и пофантазировать, какой разговор между героями книг он мог бы услышать в это время. Надо отметить, что, несмотря на свою профессию, я никогда не помогаю сыну с сочинениями. А именно с фантазированием. Как всегда сказала: «Сюжет придумывай сам, я помогу в мелочах». Через 20 минут в моих руках было сочинение, которое поразило меня совершенно. Мой шестиклассник придумал небольшой рассказ – беседу Чебурашки и Буратино. И как вы думаете, что было основной темой этого разговора? Принятие себя и окружающих, толерантность и оптимизм. Он рассказал, как непросто было этим персонажам жить со своими «недостатками» вначале: Чебурашка сетовал на большие уши и невозможность умещаться в транспорте или проходить в двери, а Буратино рассказал, как всё время из-за своего длинного носа попадал в неловкие истории. Но затем они оба научились видеть преимущества своего особенного положения. Чебурашка радостно отметил, что зато он может услышать даже самый тихий разговор в конце библиотечного зала, а Буратино стал гордиться своим носом, потому что теперь он считает его красивым. А в заключение сын написал, что каждый человек уникален и надо уметь принимать себя и окружающих такими, какие они есть, а ещё учиться видеть во всём хорошее.
Признаюсь, в мою взрослую голову такой сюжет на заданную тему, конечно же, не пришёл бы. Но, почитав сочинение сына, я поняла: в правильном направлении двигаемся, друзья. Я долго ещё думала об этом удивительном для меня открытии и вспоминала, как любили мы с сыном ещё в садиковском возрасте читать перед сном сказки. И как часто он просил меня в очередной раз прочесть ему «Цветик-семицветик» Валентина Катаева. Мы много беседовали на тему добра и отзывчивости, говорили и о том, как повели бы себя Женя и Витя, если бы мальчик всё-таки остался инвалидом. Эти беседы были так интересны, сын задавал столько вопросов. Я не считаю, что лишь это повлияло на его взгляды. Были и другие моменты, когда приходилось задумываться и рассуждать на тему гуманности и отзывчивости. Знаю, что и в детских садах, и в школах этим важным темам уделяют много внимания. Дело в другом: вот так, по крупицам, капля за каплей и наполняется тот сосуд, который потом всю жизнь питает человека. И то, что мы закладываем в наших ребят в детстве, ещё обязательно сыграет свою важную роль в их взрослых поступках и решениях. Как говорят: что посеешь, то и пожнёшь. Поэтому будем сеять добро, любовь и понимание – и оно обязательно к нам вернётся в голосах наших детей.