КАК У ТЕРЕШКОВОЙ
Юноши и девушки мечтали стать космонавтами, учёными-физиками, поэтами и спорили до хрипоты. Что же важней стране и народу – точные науки или строчки стихотворения, которые постоянно крутятся у тебя в голове, но помогают строить и жить? Моя героиня выбрала химию, ей со школьной скамьи легко давались точные предметы, и школу она окончила с золотой медалью. С восторгом она рассказывает о времени, когда знакомые и незнакомые люди поздравляли друг друга с тем, что космонавт Юрий Гагарин полетел в космос. И улыбаясь, говорит, что была очень горда, что у неё такое же имя, как у первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.
Спокойная и выдержанная манера вести беседу, редкая нынче интеллигентность, скромная улыбка и глаза небесной синевы, в которых – мудрость прожитых лет, любовь к близким и ностальгия по ушедшему…
Не буду вас томить, дорогие читатели, и раскрою личность моей собеседницы: заведующая лабораторией санитарно-гигиенических испытаний ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии» Валентина Васильевна Флорина. Пятьдесят лет трудового стажа – весомый аргумент, чтобы рассказать о человеке на страницах газеты «Заря Приднестровья». Сложно поверить в цифры возраста моей героини. Впрочем, как известно, женщине столько лет, на сколько она выглядит. А возраст скорее состояние души.
– Какими вам вспоминаются Дубоссары вашего детства?
– Уютными, улицы полны людей. Только представьте себе: в первой школе, где я училась, на тот момент обучалось 1200 детей! А сейчас иду по улицам и не вижу знакомых лиц (пауза). Кто-то уехал жить в Россию, а многие ушли из жизни. Вот живёшь себе, живёшь, у тебя большой круг знакомых, друзей, и вдруг – не с кем здороваться, – говорит с задумчивым выражением глаз Валентина Васильевна.
ОТЕЦ-ГЕРОЙ
Стоит отметить, что отчасти на профессиональный выбор моей героини повлияла мама, она работала в лаборатории агрономом-семеноводом. Родители приехали из Украины в Дубоссары в 1947 году. Отец воевал во время Великой Отечественной войны, награждён двумя орденами Славы, медалью «За взятие Будапешта». И тут же Валентина Флорина начинает цитировать стихотворение Михаила Исаковского, и украдкой вытирает набежавшую слезу: «Враги сожгли родную хату. Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату? Кому нести печаль свою? Хмелел солдат, слеза катилась. Слеза несбывшихся надежд. И на груди его светилась медаль за город Будапешт».
В Ленинградскую химико-фармацевтическую академию Валентина Флорина поступила с лёгкостью, между прочим, на параллельном курсе училась и знаменитый российский политик Валентина Матвиенко. С тёплой грустью моя героиня рассказывает о студенческих годах, когда молодёжь не посещала кабаки, как сейчас, а стремилась пойти в театр, музей. Да и цены на входные билеты были смешные, всего пятнадцать копеек стоил билет в музей «Эрмитаж». «Очереди были бесконечные в музей или на спектакль в театр им. Георгия Товстоногова – тогда ещё БДТ. Сильное впечатление произвела выставка в Казанском соборе, где на тот момент был открыт музей истории религии и атеизма. И когда экскурсовода спросили про Христа, он ответил, что это легенда. Вот такие были времена, но хочу заметить, что при отсутствии знаний о религии наше общество не было агрессивным».
ЖЁСТКИЙ КОНТРОЛЬ
После окончания учёбы мою героиню направили на работу на Пензенский завод медпрепаратов, где выпускали антибиотики. Мощности завода поражали, он был крупнейшим в Советском Союзе и Европе. В нём было больше двадцати цехов! В 90-х, к сожалению, завод закрыли. Работа была интересной «Мы выращивали различные плесневые грибы, которые продуцировали в питательную среду продукт своей жизнедеятельности -антибиотики Аромат от этого процесса был невыносимый. Когда мимо завода проезжал поезд, то сразу же окна закрывали. Производство было непрерывным (работа в три смены) и очень вредным для здоровья Возраст выхода на пенсию для работающего на данном производстве – 45 лет. За освоение и выпуск нового антибиотика завод удостоился золотой медали ВДНХ!» – делится воспоминаниями Валентина Васильевна.
Спустя время вектор жизни моей героини сменился кардинально, и она приезжает на родину. Затем – замужество, рождение дочерей и новое место работы. В лаборатории «Молдптицепрома» десять лет безукоризненно выполняла свою работу, но потом случился развал Советского Союза, закрытие предприятия, война…
Надо отметить, что уже сорок лет моя собеседница трудится в ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии» и со своими обязанностями справляется превосходно. Тому доказательство – результаты её работы и команды, которая трудится с ней в санитарно-гигиенической лаборатории. А гордиться есть чем. Лаборатория участвует в республиканском мониторинге, определяя качество и уровень загрязнения воды в реке Днестр. Самое большое внимание уделяется качеству питьевой воды: она исследуется по показателям безопасности на наличие 25 химических показателей. В лаборатории проводятся исследования различных продуктов питания, в том числе овощей и фруктов на наличие остаточных количеств пестицидов и нитратов, контролируется питание в детских садах и школах.
«В своей работе мы занимаемся не только контролем, я бы сказала жёстким, но и предотвращением ситуаций, которые могут привести к неприятным последствиям. Каждые пять лет специалисты лаборатории проходят курсы усовершенствования по своей специальности, аттестацию, у всех сотрудников имеется «Сертификат специалиста». Мы постоянно учимся и пытаемся идти в ногу со временем. Лаборатория санитарно-гигиенических испытаний аккредитована в качестве компетентной и независимой в системе сертификации ПМР, а это значит, что все лабораторные испытания проводятся в соответствии с требованиями нормативной документации. Наша работа не прощает халатности, всё должно быть чётко, ответственность большая! Уверяю, что нам как испытательному центру можно доверять», – подчёркивает Валентина Флорина.
ПЕСНИ ОТ ВСЕЙ ДУШИ
– А какая вы дома?
Улыбнувшись и с лёгкой грустью в глазах моя героиня произнесла: «У души нет возраста, и жизнь плавно тянется верёвочкой. Не скажу, что жизнь меня особо баловала (пауза). Всё как у всех – работа, домашние дела. На день сегодняшний планов не строю. С удовольствием смотрю душевную передачу с Андреем Малаховым «Песни от всей души» и жду звонков от детей и внуков. Время сейчас неспокойное. Многие уехали в поисках лучшей жизни и бросили отчий дом, а раньше у всех была работа и определенная стабильность. Времена были другими, для нашего поколения они были хорошими-мы были молоды! Моё поколение так и не перестроилось на новые реалии, мы другие. У нас нет предпринимательской жилки, нет жажды наживы, превыше всего ставим долг перед обществом. А сейчас день прожит, и слава Богу…».
О ностальгии и не только писала Яна Сакка