Навеяно Салтыковым-Щедриным, основано на реальных событиях
Есть у непревзойдённого художника слова в области социально-политической сатиры Салтыкова-Щедрина произведение «Пропала совесть». Если не читали, рекомендую. Будете удивлены, как точно, хлёстко и злободневно описывает автор, живший более ста лет назад, современную действительность. Лишь только пропойцу, хозяина кабака, Ловца-воришку, банкира замените на нынешние типажи – и сразу прозреете: так это ж наши современники!Ах, совесть! Как много в этом слове пафоса и утильного значения в обстоятельствах, прилагаемых нынешними нравами и модами. Кому нужна ты, совесть, когда в карманах звенит монета, когда на горизонте маячат курорты Куршевеля, когда своя рубаха ближе к телу. Многие с ней пытаются договориться. И порой это даже получается. Терзаются потом, конечно, но терпят.
А бывает, что иначе. Ведь совесть – это всего лишь средство, которым мозг измеряет систему наших ценностей. Если действуем против принципов, – просыпается Совесть. А вот что делать, когда принципы гнилые и меркантильные? Тут и на сделку с ней идти не надо – Совесть молчит! Помолчит, помолчит, да и покинет человека. Так и живёт он, одинокий, но счастливый – без совести, без ответственности, без души.
История эта случилась в красивом и гостеприимном городе D. Имён и фамилий указывать не будем, чтобы не опорочить чести «честных» людей. Морозным зимним вечером любители вкусной шаурмы заглянули в лавку по её изготовлению. Людей этих было немало, поскольку лавка эта славилась своей знатной продукцией. Хвалили её все, от мала до велика, и в обеденный перерыв отбоя от клиентов не было. Надо сказать, что детишки разных полов и возрастов перекусывали здесь нередко.
Но вернёмся к морозному вечеру. С наслаждением вкусив ароматной шаурмы, покупатели отправились по своим делам. Доподлинно неизвестно, кто чем занимался именно в этот вечер, но уже к следующему более 10 человек (и это только по официальным данным) были заняты примерно одним и тем же: сбивали температуру и пытались бороться со всеми вытекающими в прямом и в переносном смысле этого слова симптомами сильнейшего отравления.
Обо всех сложностях лечения, капельницах, таблетках, обезвоживании организма и сильнейшей слабости мы рассказывать не будем. Кто сталкивался – сам поймёт. Кто нет – дай Бог вам никогда не узнать. Интересно другое: у всех десяти госпитализированных обнаружили Salmonella. В научные термины вдаваться не будем, скажем одно: заболевание эта бактерия вызывает сложное, из организма выходит долго. Пострадавшие познакомились в больничных палатах и выяснили, что все в одно и то же время ели шаурму. Симптомы проявились тоже одновременно. Решили дело на самотёк не пускать и обратились с коллективной жалобой в санитарно-гигиеническую службу города. Источник заражения был налицо, а вот лавочка с Salmonella продолжала работать. По результатам проверки из заключения санстанции следует, что источником инфекции послужила хозяйка павильона, у которой тоже была выявлена Salmonella. Механизм передачи – пищевой. Групповое заражение произошло в результате нарушения технологии приготовления блюд. По предписанию Службы, шаурмичная была закрыта.
И вот тут начинается история о совести. А точнее о её отсутствии.
Из Салтыкова Щедрина: «Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Ещё вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбуждённому воображению, и вдруг... ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы».
И вот Хозяйка павильона, которая, как выяснилось, была источником инфекции и должна была проходить лечение, решила, что правила ей не писаны, и открыла своё заведение уже на следующий день, после его официального закрытия. Ни страх заразить других людей, подвергнув их здоровье опасности, ни уважение закона её не остановили в движении к получению прибыли. И если массовое отравление ей по-человечески простить можно: ну не знал человек, что болен, с кем не бывает (хотя, если ты сотрудник общепита, – отвечать за качество еды обязан), то её поступок после закрытия оправданию не подлежит. Этот павильон всё же перестал на время работать, но только после веского аргумента – присутствия сотрудников милиции.
Из Салтыкова-Щедрина (момент, когда продавец нашёл в кармане совесть): «Эге! – вспомнил он, – да, никак, это та самая тряпка, которую я насилу сбыл перед тем, как патент покупать! да! она самая и есть!». Убедившись в этом, он тотчас же почему-то сообразил, что теперь ему разориться надо. – Коли человек делом занят, да этакая пакость к нему привяжется, – говори, пропало! никакого дела не будет и быть не может! – рассуждал он почти машинально и вдруг весь затрясся и побледнел, словно в глаза ему глянул неведомый дотоле страх.
Вот такая нынче жизнь. И совесть некоторых, по-видимому, до сих пор себе приют ищет. И если вам когда-нибудь, дорогие читатели, придётся в жизни выбирать, вспомните это наставление Салтыкова-Щедрина, и, может, принять решение будет легче:
«Ну вот, душенька и любезнейшая супруга моя! Хоть мы и ничего сегодня не нажили, зато как легко тому человеку, у которого совесть в глазах есть!».
А. Стацкая