«Я видел, как перекрывали Енисей»
Свой первый опыт работы в гидростроительстве инженер-гидротехник Анатолий Васильевич Трояновский получил во время прохождения преддипломной практики на строительстве одной из самых больших ГЭС в мире. Возведение Саяно-Шушенской ГЭС в 70-х годах прошлого века стало испытанием для советской инженерии. На помощь профессионалам отправляли и молодых специалистов. Полгода практиканты набирались опыта у гидротехников высшего уровня. Одним из самых сложных моментов стройки стало перекрытие створа реки Енисей, когда поток воды перенаправили в новое водохранилище. Этот момент отчётливо помнит и мой собеседник. Было это 11 октября 1975 года. Здесь, по воспоминаниям Анатолия Васильевича, он впервые в жизни столкнулся с огромными БелАЗами, размер колеса которых выше роста взрослого человека. Многотонные самосвалы сменяли друг друга, и через три часа Енисей был перекрыт. В один момент мощный речной поток в 1500 кубометров воды в секунду иссяк, берега Енисея обмелели, а течение полностью остановилось. Через некоторое время вода пошла вновь, но в меньшем количестве: Енисей начал наполнять чашу нового водохранилища.
Под грифом «секретно»
С сентября 1977 года Анатолий Трояновский служил в Приозёрске, куда его призвали строить геофизическую обсерваторию. Много лет эта информация оставалась под грифом «секретно». Сегодня об этом уже можно рассказать. За строительство обсерватории Анатолий Васильевич был награждён медалью «60 лет Вооружённых сил СССР». «Это была загоризонтная станция раннего обнаружения космических ракет – важный стратегический объект. Также на 3Д-площадке строили гостиницу и так называемую «Ромашку» – антенну, которая отслеживала запуск и посадку космических кораблей. На площадке строительства встречался с министром обороны СССР Дмитрием Устиновым, который приезжал проверять, как проходит возведение военных объектов».
Город Приозёрск Карагандинской области Казахстана основан в 1956 году. Он был административным центром военного полигона Сары-Шаган. Его и сейчас нет на многих картах Казахстана, это один из десятков так называемых «закрытых советских» городов. Расположен он в пустыне Бетпак-Дала, или в Северной Голодной степи, на полуострове Коржынтубек озера Балхаш. Вспоминает Анатолий Васильевич и изумительное озеро с его потрясающей голубизной (из-за большого количества залежей меди на дне), цвет которого мог смениться за день несколько раз, в зависимости от направления ветра. Рассказал он и о больших перепадах температур – от -35 зимой до +35 летом и сильных степных ветрах. На вопрос, как справлялись с акклиматизацией, улыбается: «Молодые были, здоровые, выносливые». Погодные условия были продиктованы настроением озера: зима длилась до тех пор, пока лёд на Балхаше не сходил. А как красив и ярок был пятнистый ковёр, сплетённый из огромных круглых лопухов, верблюжьих колючек и тюльпанов в полях весенней степи! С упоением рассказывает Анатолий Васильевич, как нёс супруге ароматный букет и как вдыхал свежий воздух, опьяняющий своей цветочной сладостью. Жаль, что длилось это цветочное упоение недолго. Две недели красоты, а после – тюльпаны сгорали под палящим солнцем, а ветер-афганец, свернув листья лопуха, уносил их в неведомую даль, оставив лишь колючки и воспоминания приозёрцев.
В земле, как вспоминает Анатолий Трояновский, были большие залежи гранитного камня. Когда строили на 3Д-площадке гостиницу для обслуживающего персонала полигона, столкнулись с проблемой. Прокладывали канализацию. Заказчик при приёмке объекта обнаружил, что трубу проложили неровно: обогнули огромный валун из гранита, и работу не принял. «Мы потом ещё неделю отбойными молотками долбили этот гранит, пока его раздробили, и смогли устранить дефект, проложив трубу ровно. Вообще перед строительством гранит взрывали динамитом, но, поскольку здание уже было готово, такую практику применить было нельзя. Вот и пришлось вручную при помощи компрессора решать проблему», – вспоминает мой собеседник.
Озеро для отдыха дубоссарцев
После службы Анатолий Трояновский вернулся в Чернигов, где работал до службы в армии по распределению инженером в ПМК. Ему предлагали остаться, сулили хорошую должность и достойные условия проживания. Но они с супругой в 1979 году вернулись в родные Дубоссары. В Молдавии в тот период был пик развития мелиорации, активно прокладывали оросительные сети. В Дубоссарском районе строили Северо-Дубоссарский массив, который включал в себя около 30 тыс. орошаемых земель. Для развития мелиорации в центре Молдавии из села Выхватинцы в Дубоссары была перенаправлена строительная организация ПМК-19, которая занималась мелиоративным строительством. В этой организации много лет и проработал Анатолий Трояновский. Сначала – мастером по строительству, затем – начальником производственного отдела ПТО, старшим прорабом на головной насосной станции в с. Роги. С 1984-го по 1988 год работал в райкоме партии. А после вернулся в ПМК-19 уже начальником. В это время и осуществил мечту – построить в городе озеро.
В районе нынешней регистрационной палаты в середине 20 века был участок по производству кирпича и цементной черепицы Дубоссарского завода стройматериалов. Несколько кирпичей с гравировкой «ДЗСМ» у Анатолия Васильевича сохранились до сих пор. В овраге поблизости с этим участком протекал ручей, и маленький Толя с друзьями не раз катались зимой на санках с крутых склонов. Спустя много лет в этом овраге решил создать озеро. Своё предложение в 1988 году Анатолий Васильевич озвучил председателю горсовета Петру Бурдюжа. Проект одобрили, строительство началось. «Расчистили территорию до песка – от кустарников и ила. Я просчитал водосбросное сооружение, чтобы вода хорошо уходила и, в случае необходимости, его можно было бы почистить. Уже позже озеро передали ресторану «Нистру». Тогда его ещё раз прочистили, благоустроили. Но на сегодняшний день вся красота и само озеро предназначено для посетителей ресторана. А строили мы для всех горожан и гостей города. Вот за что сегодня душа болит. Очень хочется, чтобы доступ к городскому озеру был у всех. Мы создавали озеро для отдыха горожан».
Строили насосные станции
Анатолий Васильевич многое видел своими глазами. Он присутствовал на перекрытии Енисея, был инициатором и руководителем строительства городского озера, участвовал в строительстве оросительной системы района, которую строили поэтапно. А ещё отлично помнит первый пуск головной насосной станции в с. Роги. Это было значимое событие для города и района. Приехали гости, собрались специалисты. Момент был волнительный. «Без происшествий запустили?» – спрашиваю собеседника. «Ну как сказать. Ничего страшного не произошло. Но посмеялись мы от души. Строилось всё не за один день. Получали оборудование поэтапно. Когда запускали, оказалось, что один из обратных клапанов насоса лежал под открытым небом, попадал под дождь, немного заржавел. Не заметили, наверно, вставили его в насос, заварили и стали качать. Начальник треста был невысокого роста, встал на гребёнку, контролирует процесс. Включили один насос – нет воды. Манометр показывает, что давление есть, насос качает, а результата нет. Клапан приржавел и держал воду. Включили второй, увеличили давление. Задвижку постепенно открыли, насосы всё больше нагнетали давление и всё же выдавили клапан. А металлическая шпора, которая его придерживала, с такой силой ударила по трубе, на которой стоял начальник, что тот от неожиданности метра на два отскочил. Это надо было видеть. А дальше всё уже пошло по плану».
И ещё один случай вспомнил Анатолий Васильевич, который произошёл на его глазах во время строительства самой насосной станции: «Станция находится на 6 метров ниже уровня Днестра. Чтобы её построить, забили шпунтовую стенку (сплошной ряд шпунтовых свай, применяется для ограждения котлованов, укрепления откосов, насыпей, береговых линий, гидротехнических объектов). Выбрали до стенки грунт, проложили трубопровод и привезли насосы, чтобы монтировать их в систему. Вход к станции был с противоположной стороны разгрузочной площадки, и мы 12-тонный насос погрузили на КрАЗ, его необходимо было провезти 5-6 метров над котлованом по дорожке, вымощенной плитами. Доехав до середины пути, кузов КрАЗа стал подниматься на дыбы, а насос и зад машины стали проваливаться в грунт. Всё это я наблюдал со стороны и, знаете, так перенервничал, что за минуту стал мокрым. Но он не провалился, и мы его благополучно вытянули тросом».
Развитие городов и стран в современном мире происходит стремительно. И там, где ещё вчера были Дворцы пионеров и сельсоветы, сегодня возводят новые современные здания. Время бежит, поколения меняются. Но так интересно порой прикоснуться к прошлому, побеседовав с живыми свидетелями истории. С людьми, от которых мы по крупицам узнаем не только прошлое родного города, но и частично воссоздаём его картины. Анатолий Васильевич Трояновский – один из тех, чьими глазами мы можем взглянуть на события и развитие нашего города конца прошлого века. Эта информация уникальна. Когда-нибудь из таких воспоминаний будут складываться представления и о нас – активных гражданах дня сегодняшнего.